Генеральный директор преуспевающего разреза "Черниговский", оказавшись в кресле мэра дотационного города, обнаружил, что "доходов не хватает, чтобы покрыть расходы. Котельные и тепловые сети - банкроты, водоканал - банкрот, ЖЭКи - банкроты... "Комхозблаг" - банкрот". Как он признался, "встала дилемма: или сидеть без денег и всем объяснять, что их нет, или просить всех, чтобы помимо налогов давали деньги в виде спонсорской помощи. Будут деньги, будет возможность что-то сделать в городе". И он попросил...
- Сколько надо? - в ответ заинтересовались налогоплательщики.
- По 23 тысячи с каждого работающего в год.
Как выяснилось, эта цифра - результат простых арифметических действий. Альберт Иванович подсчитал размеры спонсорской помощи, оказываемой Березовскому его родным разрезом. Это два миллиона рублей "живыми деньгами", которые разрез ежемесячно перечисляет в фонд оплаты труда котельных и тепловых сетей, плюс 120 тысяч тонн угля в год, которые сжигаются на городских котельных. По утверждению Колесникова, "Черниговский" ежегодно отдает городу примерно 70-75 миллионов рублей. Дальше все просто:
- Я взял эту цифру, - объясняет Альберт Иванович, разделил на число работающих на разрезе и получилось 23 тысячи рублей в год.
Такой же "счет" и.о. главы выставил всем промышленным предприятиям и предпринимателям Березовского.
О реакции на это производственников - то ли ввиду сугубо конфиденциальных общений с ними в кабинете главы, то ли ввиду небольшого их числа - горожанам мало что известно, зато реакция частных предпринимателей (а их в городе 1, 5 тысячи) приняла острые публичные формы.
На встречу с и.о. главы города их пришло столько, что пришлось из зала заседаний администрации перенести ее в город кой культурный центр. Колесников весь разговор провел один на один с митингующим залом.
- За те деньги, которые я соберу, я ежемесячно буду отчитываться по телевидению, как делает это губернатор: куда, на какие цели какая сумма пошла, от кого и сколько я получил. Это я гарантирую, - пообещал предпринимателям Альберт Иванович, познакомив их со своей арифметикой. - Но чтобы ни одна копейка не прилипла ни к чьим рукам, деньги должны проходить через счет администрации города.
- А как налоги используются, узнать можно? - поинтересовались предприниматели.
- За тот срок, что я работал, буду отчитываться. А в чужом белье копаться не стану. А сегодня нужны деньги. Иного выхода нет. Не хотите поддержать, что ж, буду воевать...
- Вы навязываете нам свои условия, да еще и обещаете начать воевать с теми, кто вам не поможет. Это шантаж.
- Я еще не начал ни с кем воевать (как говорят, "пообещать - это не значит жениться "), да и не собираюсь. Навязываю свои условия? А куда мне деваться? Предложите другой вариант. Сейчас я вам на цифрах объясню. За прошлый год товарооборот составил свыше 1 миллиарда рублей. Это данные налоговой инспекции...
- В течение года у нас никто не за прашивал данные о товарообороте. Это фиктивная цифра...
- Я об этом не знал. Что ж, давайте проверим эти данные... Но, повторяю, предприниматели заработали 120 миллионов рублей. А налогов и сборов заплатили 52 миллиона. Так вот: от 120 миллионов отнять 52 миллиона, получается 68 миллионов. Вы - юридические лица...
- Мы не юридические лица! - почти хором прокричал зал. Большинство собравшихся были, выражаясь сленгом налоговиков, ПБОЮЛ (предприниматели без образования юридического лица).
- Как это не юридические лица? - искренне изумился Колесников, чем вызвал глубокое недоверие ко всей приведенной статистике и идущим из нее оргвыводам и.о. главы. В ответ на упреки Альберт Иванович вообще прекратил прения о финансовых отношениях предпринимателей и городского бюджета:
- Мы говорим на разных языках. Вы свою точку зрения отстаиваете, а я говорю об общей картине. Вы за два дня разберитесь, потом придите...
Но предприниматели, впервые оказавшись с главой города один на один, хотели, чтобы он их все-таки выслушал и понял.
- Вы говорили, что готовы помогать предпринимателям. Так помогите! Издайте распоряжение, чтобы торговая надбавка была не 10-20, а 40 процентов. Кстати, со спонсорской помощи, на которой вы настаиваете, нам придется заплатить еще и налог! Вот и освободите ее от налогов! Не можете? Почему же вы загоняете нас этой "просьбой" в ловушку, за которую потом сами отвечать не будете? Вы думаете, предприниматели не начнут изворачиваться, чтобы платить меньше налогов, если вы принудите к непосильным для нас расходам?
- Я все понял. Но ответьте: что делать с городом? Я не себе прошу денег, поймите. Я говорю: 18-го в городе отключат рубильник. Как быть сегодня?..
- Каждый предприниматель платит деньги рэкетирам. Наведите порядок - будем платить эти деньги вам...
- Мы уже оказываем спонсорскую помощь тем, кому считаем нужным. И контролируем, чтобы она была потрачена только на эти цели.
- Спасибо за это, но мне -то виднее, если я городом управляю, куда эту копейку отдать. А отчитываться я согласен...
- Объясните, как нам эти деньги, которые вы требуете, заработать...
- Не буду я в частности лезть! Понимаю, одни из вас сильнее, другие слабее. Есть зам. главы по экономике, есть торговый отдел, у вас есть совет предпринимателей. Так вот, 4 структуры и должны решить, кому больше платить, кому меньше. Садитесь и решайте...
...Мы ушли вслед за Колесниковым, оставив березовских предпринимателей решать поставленную им задачу. Альберт Иванович пригласил приезжих корреспондентов к себе. Его интересовала наша оценка происходящего.
- После того как вы ушли, многие предприниматели согласись: жить в городе и не помогать ему - непорядочно... Вопрос: как помогать? Вы понимаете, что ваше требование незаконно?
- Я же предложил: есть возможность - деньгами. Нет - думайте как... Я приму любую форму помощи...
- Извините, вы им сказали другое: что вам нужны только деньги, перечисленные на счет администрации. Они просили: "Дайте нам заработать, тогда мы вам поможем!" Подскажите им, где, в каких сферах необходимо развивать бизнес. Это же не "Черниговский" - иные масштабы, иные, намного более скромные возможности.
- Дом горит. Надо сначала пожар потушить...
... Похоже, мы, как и предприниматели, тоже разговаривали с Альбертом Ивановичем на разных языках. Его волновало только одно: где взять деньги сегодня, сейчас? И в отличие от нас верил, что решит эту проблему, как решал многие проблемы на том же "Черниговском". Да, у него нет опыта муниципального управления, но и в муниципалитете ему удалось за месяц переломить ситуацию с долгами по квартплате.
Вот только одного не учел Колесников: предприниматели - не должники ЖЭКов и даже не наемные работники "Черниговского". Они сами создали себе рабочие места, налоги с которых составляют 10% бюджета города (было бы больше, но все остальное уходит в область и Федерацию). Вскоре Альберт Иванович услышит от них: помогать городу обязательно будем, но перечислять свои пожертвования станем не на счет администрации, а на специальный благотворительный счет под контролем наблюдательного совета.
Самое главное, помогать городу предприниматели будут добровольно и по мере своих сил.
Вера КАРЗОВА. Березовский-Кемерово.
За экспертной оценкой ситуации мы обратились к руководителю департамента инвестиционной политики и поддержки предпринимательства администрации области Игорю Коробецкому и председателю общественно-экспертного совета по малому предпринимательству Кемеровской области Александру Павловскому.
И. КОРОБЕЦКИЙ:
- Глава города должен понимать: одним приказом в развитии города не обойтись. Он не только хозяйственник, но и политик, избранный народом. Новым руководителям городов и районов я бы посоветовал обратиться в наш департамент, чтобы понять, в каком русле планируют развивать малое предпринимательство в Кузбассе, и не плыть поперек течения. Чем теснее связь муниципалитетов с АКО, тем быстрее идет развитие бизнеса в территории. Это уже доказала жизнь.
На месте березовских предпринимателей я бы процитировал древних: "Закон суров, но это закон". Жизнь доказала: чем сильнее давят "на деньги", тем меньше их остается под рукой. Они, как ртуть, утекают туда, где лучше. Я бы просто "ушел" из города, где прессуют малый бизнес. Например, в Кемерово, где, наоборот, помогают.
Областная администрация вмешивается в конфликт, когда вопрос не решается на уровне местной власти. По Конституции мы не вправе диктовать муниципалитетам. Если будет обращение предпринимателей Березовского к нам, тогда постараемся на законных основаниях решить проблему.
Возникновение подобных конфликтов будет возможным, если мы не обсудим гласно его и не объясним людям, как необходимо вести себя по законам РФ. Хорош или плох закон, но его надо выполнять, пока он действует. Иначе мы скатимся к анархии.
Л. ПАВЛОВСКИЙ:
- Попытки провести такие фискальные сборы никогда ни к чему хорошему не приводили. Нужен дифференцированный подход. Что значит "совсем нет денег"? Какие-то средства же идут - налоги, сборы, арендная плата. Мало? Но я присутствовал на сессии горсовета, когда принимали бюджет Кемерова. Дефицит тоже огромный. Но Михайлов не идет на резкие шаги. Он все делает в определенной согласованности с городским советом по поддержке и развитию предпринимательства: Создается специальная рабочая комиссия, с которой, кстати, чуть ли не каждый день встречались, когда обсуждали, например, сборы за право торговли и на уборку территории.
Меня удивила фраза Колесникова: "Сегодня надо, чтобы город начал чуть-чуть работать, а потом уже заниматься ботинками, пошивом...". Это в корне неверно. Нельзя пытаться обобрать всех и при этом думать, что после этого еще будут шить ботинки... У предпринимателей бизнес просто загнется. Есть статистика: когда поступали резко в отношении предпринимателей (хотели увеличить какие-то налоги или сборы), на практике это не приводило к увеличению доходов. Стоит главе необдуманно поступить, как ситуация в городе станет еще хуже, чем та, которая есть сейчас.
Конечно, предприниматели правильно противодействуют. Но разговор у них с властью не предметный. Я бы предложил, как это делают в Кемерове, создать рабочую группу из сотрудников администрации, налоговой инспекции и представителей совета предпринимателей. Только языком цифр, основываясь на конкретных расчетах, можно убедить в своей правоте...
Официально к нам в общественно-экспертный совет никто не обращался. Если такая необходимость есть, мы согласны помочь предпринимателям Березовского.
КСТАТИ. Неформальные воздействия на бизнес государственных учреждений и их представителей в России особо значимы в силу традиционной распространенности нелегальных взаимоотношений, жизни "по понятиям", а не по закону.
Двусторонние неформальные взаимодействия бизнеса и власти возможны в форме вымогательства участия (его еще называют "серой зоной" вмешательства государства). В этом случае власть,, располагая административным ресурсом, т.е. способностью посредством манипулирования своими легальными полномочиями нанести ущерб конкретному бизнесу, побуждает его к взносам в различного рода внебюджетные и независимые фонды… С 2000 года Бюджетный кодекс, по сути, запретил формирование подобных фондов на уровне муниципальных образований, в связи с чем на этом уровне они были либо ликвидированы, либо ушли в "тень".
Из доклада "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива" (Доклад подготовлен Экспертным институтом и фондом "Либеральная миссия". Москва 2002 год). 
Вера КАРЗОВА, Кемерово. "Кузбасс", № 10, 21.01.2003 г.

|