РАО «ЕЭС РОССИИ» УХОДИТ. КТО ОСТАЕТСЯ?
Автор: 
Регион: Красный Сулин
Тема:  Энергетика
Дата: 09.10.2008

1 июля крупнейшая государственная компания прекращает свое существование. Завершается реформа электроэнергетики. Впереди страну ждет свободный рынок, возможно, свободные цены на электроэнергию. Считается, что без этого не обойтись. Весь мир корячится, но движется в сторону либерализацию рынка. Такова экономическая логика.

После 1-го июля электроэнергией будут распоряжаться сетевые компании. Правда, до 2011 года сетевое хозяйство приватизации не подлежит. Сохраняется госконтроль, а министерство энергетики – как раз та структура, которая от имени государства будет входить во все советы директоров, принимать решения и требовать их четкого исполнения.

Но разговор сегодня не об этом. Реформа электроэнергетики находится на заключительной фазе, и время – подводить ее итоги. Самые важные для России итоги – это не цифры привлеченных инвестиций, а конкретные результаты, которые видит каждый человек.

- Если на заключительном этапе у нас будут сбои, - считает Марина Либоракина, руководитель Дирекции по управлению финансовыми рынками и социальной отчетности РАО «ЕЭС России», - то считайте, что реформа, привлечение инвесторов, большое масштабное строительство – все прошло зря. Именно поэтому, даже на самой последней стадии реформирования, РАО «ЕЭС России» реализует достаточно большую и серьезную программу действий по болезненным для электроэнергетики проблемам.

По словам Либоракиной, в компании очень внимательно проанализировали проблемы. Переговорили с организацией по защите прав потребителей и непосредственно с потребителями электроэнергии. Подготовили проекты документов.

Первый документ – это типовой договор, в котором прописаны: цена, порядок оплаты, сроки процедуры подключения, возможные экономические санкции. Второй – это стандарт раскрытия информации, поскольку бессмысленно говорить о каких-либо злоупотреблениях и борьбе с ними, если система, в целом, непрозрачна, и потребитель не поймет, в чем заключаются его права и как их можно защитить. Третий – это меры в поддержку малого бизнеса, который может оказаться самой пострадавшей стороной, поскольку для него крайне сложными являются все издержки со сроками присоединения. Представьте себе, человек взял кредит, он готов открыть свое маленькое кафе или магазинчик, а ему говорят: «Дорогой друг, с электричеством сразу не получится. Надо потерпеть год или два». А к концу второго года предприниматель уже разорился.

Очень важно, что потребителей разделили на 4 группы. В первую входят те, у кого присоединение составляет до 15 кВт. Это физические лица, садовые, гаражные товарищества, ТСЖ, религиозные организации, существующие за счет прихожан, субъекты малого предпринимательства, у которых микропредприятия. Никому из них более 15 кВт не требуется. Срок присоединения для них – до одного года, предполагаемая цена – 550 рублей. Не за киловатт, а просто за факт присоединения. Сейчас столько платят только физические лица, но это реальная цена и для того же малого бизнеса. Прибыли там особой нет, зато есть рабочие места, которые необходимо сохранять.

Вторая группа – это более крупные предприятия – от 15 до 100 кВт. Что такое сто киловатт? Это уровень авторемонтной мастерской, автомойки, маленького ресторана. Этакая прослойка между малым и средним бизнесом. Размер оплаты для этой группы, конечно, более 550 рублей, зато стандартная стоимость присоединения теперь не будет удваиваться за счет различных дополнительных работ. Расходы такого рода теперь возьмет на себя сетевая компания.

Последние 2 группы – это средний и крупный бизнес. Он раскошеливается очень прилично, зато сейчас запрещено требовать стопроцентную предоплату. Платить придется по этапам – 3 раза по 30 процентов и один раз – 10 процентов, в конце, когда присоединение завершено.

Марина Либоракина, выступая перед журналистами на очередном заседании клуба региональной журналистики «Из первых уст», объяснила, что когда речь зашла о первой группе – до 15 кВт – поступило предложение – перечислять 80 процентов денег в начале работ и 20 процентов – в конце. Но потребитель возразил: «Сумма всего полтысячи рублей, а вы хотите, чтобы мы два раза ходили из-за нее в банк. Дайте нам возможность выбора». Дали. Сегодня клиент может заплатить 550 рублей сразу.

В общем, дорога выбрана правильно, но есть на ней одна колдобина, которая называется – дефицит мощностей. В большинстве регионов России сейчас наблюдается бурный экономический рост, существенно опережающий все прогнозы. Поэтому, чтобы получить больше киловатт-часов, нужно построить новые объекты сетевого хозяйства. Способов здесь масса. Существуют инвестиционные программы, реализуемые лично сетевыми компаниями. Есть масштабные программы социально-экономического развития регионов и муниципалитетов. И, наконец, некоторые крупные потребители сами строят свои сетевые объекты. Почему бы и нет, если деньги имеются?

Все это хорошо, но, по мнению Марины Либоракиной, сегодня есть личная политическая воля председателя правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Борисовича Чубайса, есть его личный авторитет среди руководителей энергетических компаний во всех регионах. С 1-го июля этот ресурс будет утрачен. Его придется чем-то заменить. Но чем?

Никакая система не может реформировать себя изнутри. Поэтому не обойтись без общественного контроля. Потребители должны сами отстаивать свои права. Необходима действенная помощь средств массовой информации.

Но ведь сетевые компании не превращаются в удельные княжества. Они будут отчитываться перед своими советами директоров, при которых каждая компания обязана создать комитет по технологическому присоединению. В него войдут и представители малого бизнеса. Уже осенью можно публично потребовать от сетевых компаний отчета.

Хочется верить, что итоги реформы, выраженные и в киловатт – часах, и в триллионах рублей привлеченных инвестиций, и в человеческом факторе, будут подкреплены конкретными результатами, которые почувствует население. Вот только закрепление этих результатов и дальнейшее их развитие возможно только при условии постоянного общественного контроля за сетевыми компаниями со стороны потребителей, общества. Иного механизма нет.

  

Сергей БЕЛИКОВ, г. Красный Сулин. Еженедельная газета «Теле-Все» 26 (683) 25 июня 2008 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики