"ЭТО ЕСТЬ НАШ ПОСЛЕДНИЙ И РЕШИТЕЛЬНЫЙ ... ГОСТ"
Автор: Топорков Роман
Регион: Свердловская область, пос. Рефтинский
Тема:  Бизнес
Дата: 06.03.2003

В Екатеринбурге состоялась селекторная пресс-конференция с Заместителем руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности Министерства экономического развития и торговли РФ Мариной ГЛАЗАТОВОЙ. Организаторами пресс-конференции выступили редакция екатеринбургского еженедельника «Наша газета» и московский Клуб региональной журналистики «Из первых уст». Сегодня члены Клуба региональной журналистики – корреспондент «Нашей газеты» Андрей Губанов и внештатный корреспондент «Нового Рефта» Роман Топорков – рассказывают рефтинцам о проекте Федерального закона «Об основах технического регулирования».

Если этот законопроект будет одобрен Государственной Думой, вполне можно будет говорить о принятии «Технической конституции» России: настолько глобальные изменения внесет он в отношения между производителями товаров, работ и услуг с контролирующими государственными органами.

Сегодня в России существует система тотальной обязательной сертификации товаров и услуг. Более 60 тысяч обязательных стандартов регламентируют выпуск продукции. Многие из них давно устарели, а некоторые содержат явно абсурдные требования.

Например, жестко регламентировано число 'нарезов' на батоне, форма котлет (должна быть продолговатой), длина селёдок (строго от 15 до 20 сантиметров, и ни единым миллиметром больше!).

Некоторые же стандарты наносят прямой вред России. Например, у нас зерно традиционно тестируют содержание клейковины, на Западе же - на содержание протеина. Попробуйте вывезти зерно, прошедшее нашу стандартизацию, на мировой рынок! Приходится тестировать его заново, уже по западным меркам.

Отсутствует прозрачность в процедурах установления технических требований. Техническое регулирование осуществляется на уровне ведомственных актов (приказов, распоряжений, наставлений и т.д.). Так, ГОСТы утверждаются приказом Госстандарта, СНиПы - Госстроя, САНПиНы - Минздрава. В этой ситуации требования могут противоречить друг другу. Известный пример с решетками на окнах офиса частной фирмы: милиция требует их установить, пожарные - снять, а местный чиновник определяет их форму и велечину.

Неповоротливая система обязательных стандартов тормозит отечественный бизнес, отпугивает западных инвесторов и дает мощный рычаг в руки коррупционеров. По данным президента фонда "Индем" Георгия Сатарова, ежегодно в карманах чиновников -взяточников оседает около 30 млрд. долл., что эквивалентно всем налоговым поступлениям в федеральный бюджет России! Этот «второй бюджет» предприниматели вынуждены выкладывать из своего кармана, чтобы "подмазать белых воротничков» и ускорить прохождение нового товара сквозь бюрократические рогатки.

Существующие требования стандартизации замедляют развитие российской экономики. Например, скорость обновления моделей сотовых телефонов составляет 6 месяцев, а срок их сертификации - 4 -5 месяцев. Таким образом, пока «пробьёшь» сертификат на новую модель «мобильника», выпускать её становится уже бессмысленно: она устарела. Некоторые же товары и услуги приходится сертифицировать ещё дольше: до года!

Кроме того, существующая ныне обязательная сертификация вовсе не гарантирует, что потребитель получает качественный товар. Ведь сертификацию проводят на уровне производителя, а условия транспортировки и хранения товара при его "путешествии" то цепочке перепродавцов могут полностью изменить его потребительские свойства.

Что же предлагают авторы нового законопроекта? В качестве первого шага - провести инвентаризацию всех нынешних стандартов, норм и правил, отменив устаревшие и ставшие нелепыми в нынешних условиях. Оставшиеся стандарты будут разделены на технические регламенты, содержащие обязательные требования по безопасности продукции и процессов, и стандарты для добровольного применения в целях повышения качества продукции и услуг. При этом изменится процедура разработки и утверждения технических регламентов. Они будут приниматься либо федеральными законами, либо подзаконными актами не ниже уровня постановлений правительства РФ. Ведомственному нормотворчеству будет поставлен заслон. Это упростит коммерческую деятельность предпринимателей и устранит излишние административные барьеры.

Вместо десятков тысяч стандартов, существующих сегодня, авторы законопроекта предлагают оставить не более сотни. Обязательными будут лишь те нормы, которые связаны с безопасностью. Потребительские же свойства товаров будет регулировать рынок. Сертифицировать свой товар на соответствие тому или иному стандарту качества производитель сможет, если посчитает это необходимым. С большинства производителей будут спрашивать не сертификат, а декларацию, то есть их официальное заявление о соответствии продукции установленным требованиям.

В случае принятия закона правительство будет постепенно выводить из-под принудительной сертификации различные группы товаров. Переход к новой системе растянется на семь лет, чтобы власти успели принять в виде законов все необходимые технические регламенты.

С одной стороны, новый законопроект, вроде бы, неплох: упростится система допуска на рынок новых товаров и услуг, оживится российская экономика. Но с другой стороны... Государство отныне будет отвечать только за безопасность товаров. А как быть с иными показателями? Ведь тушёнка, которую вместо мяса начинили соей, тоже безопасна для человека. Но это «не настоящая» тушёнка. «Или вино, разбавленное родниковой водой: оно не причинит вреда желудку, но можно ли назвать этот продукт вином?

Марина Глазатова считает, что вопрос качества вовсе не должен находится в ведении государства. Здесь нужно разделить обязанности. За безопасность отвечают чиновники, а за потребительские свойства - сами бизнесмены. Если продукт будет не вкусным, не питательным, пострадает имидж той компании, которая его произвела. То есть, по идее он должен перестать пользоваться спросом у покупателей, и фирма разорится.

Но будет ли так на самом деле? Особенно в российской глубинке, где не только с понятиями «бренд» или «имидж» фирмы, но и с элементарными правами потребителей люди до сих пор не знакомы.

Сегодня качество съеденных ими продуктов хоть как-то контролируется государством. Завтра им будет гарантирована только безопасность, а выбор продукта по качеству придется делать самим. На основании собственного опыта и знаний. В духе рыночной экономики.   

Андрей ГУБАНОВ, Роман ТОПОРКОВ, Екатеринбург «Новый Рефт. События», № 45 (52), 6.11.02

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики