ПОЧЕМ ЛИТР БЕНЗИНА?
Автор: Шубникова Антонина
Регион: Абакан
Тема:  Топливно-энергетический комплекс
Дата: 17.09.2008

Независимо от того, являетесь вы автомобилистом или нет, рост цен на бензин влияет на вашу жизнь, выражаясь например, в росте стоимости продуктов и услуг. Поэтому всегда интересно, а чем на этот раз обосновано повышение на заправках города? Говорят, раз мировые цены на нефть растут, значит, и у нас та же картина, поскольку рынок единый. Владимир МИЛОВ, президент Института энергетической политики считает, что не все в ситуации с ростом цен на бензин в России так однозначно. Вот какую информацию он представил на семинаре «Клуба региональной журналистики», с которого вернулся наш корреспондент.

Простая арифметика

— На сайте Росстата регулярно публикуют информацию о ценах на нефтепродукты, и любой желающий может, заглянув в таблицы, сделать выводы о том, что же происходит. Что нужно для элементарного анализа? Сравнить оптовую цену 92-го бензина, по которой его отпускают с завода, и розничную, по которой он продается на бензоколонке. На примере данных за апрель 2008 года можно составить следующую картину. Розничная цена 92-го бензина в среднем по России – 21 рубль. А вот оптовая, куда входят все издержки добычи, транспортировки, налоги (основные налоги у нас сосредоточены в нефтедобывающем звене) – 11 рублей. Разница в 10 рублей очень существенна! При этом неважно, продается бензин в регионах, близко расположенных к нефтезаводам или нет, розничная цена практически одинаковая. Неужели затраты на доставку продуктов с завода на нефтебазу, а потом с нефтебазы на заправку, стоит 10 рублей за литр, при том, что все остальное стоит 11 рублей?!

Кто-то может мне напомнить про акциз. Хорошо. В этом году ставка акциза для бензина с октановым числом 80 и выше — 3,60 рубля за литр. Из 10 рублей вычтем 3,60. Останется 6,40. А если посмотреть на издержки внутри оптовой цены, то там налогов — где-то половина. Условно, 5-50 из 11 рублей, это стоимость добычи, переработки, транспортировки.

У меня есть не просто предположение, а точное знание того, как устанавливают цены на бензоколонках. Их владельцы очень внимательно анализируют покупательную способность населения на той или иной территории. Мы видим рост: 30-40 копеек каждую неделю, повышая цену, предприниматели смотрят, будет ли реакция, замедлится ли рост спроса на бензин, станут ли меньше покупать? Если этого не происходит, и люди продолжают покупать по таким ценам, значит, можно смело готовиться к следующему повышению. При этом, каждый раз нам красиво все объясняют, ссылаясь на рост мировых цен на нефть.

Нигде в мире нет такой разницы между оптовыми и розничными ценами на нефтепродукты. Даже страны, у которых гораздо более высокие розничные налоги, акцизы на бензин и дизельное топливо, все равно там эта разница меньше. В России же розничная цена нефтепродуктов в два раза(!) выше, чем оптовая. И дело не в налогах, а в непомерно раздутой розничной марже — той разнице, которую зарабатывают розничные продавцы нефтепродуктов.

На самом деле мировые цены на нефть на стоимость литра бензина на наших заправках не влияют. И вот почему: наш рынок в достаточной степени заперт — возможности для того, чтобы все добытые в России баррели свободно вывезти на мировой рынок, довольно ограничены. Компаниям все равно, какая сейчас на мировом рынке цена нефти. У нас сейчас такая шкала налогообложения, что компании получают чистой выручки за вычетом экспортных налогов около 30 долларов за баррель. Это факт. Все, что между 30 и 140 – забирается в бюджет. Эффективная экспортная цена для компании колеблется между 25 и 30 долларами за баррель. Так и хочется сказать: «Ребята, налог на добычу нефти составляет в розничной цене бензина 5%. Даже если мировая цена на нефть удвоилась и стала 200 долларов вместо 100, это не должно с точки зрения математики привести к росту розничной цены нефтепродуктов больше, чем на единицы процентов!».

К тому же нефть, которую добыли, надо еще вывезти: несмотря ни на что у нас сохраняются ограничения по экспортным возможностям нефтепроводной системы, да и налоги на вывоз сырой нефти велики. Что делают компании? Они производят больше нефтепродуктов на наших заводах и вывозят их за границу. Правда нефтепродукты российского производства крайне низкого качества и вывозить его на европейские заводы можно только на вторичную переработку.

Нет конкуренции — есть проблемы

Проблема неуклонного роста цен на бензин связана с ситуацией, которая у нас сложилась во многих других сферах экономики — с недостатком конкуренции. Мы психологически привыкли, что цены должны постоянно расти. В качестве иллюстрации я приводу один пример. На рынке сотовой связи, где в последние годы была достаточно сильная конкуренция, согласно Росстату, за последние пять лет цены на услуги сотовых операторов снизились на 40% по сравнению с уровнем 2003 года. Простая иллюстрация того, что делает конкуренция — она заставляет компании быть эффективней, снижать издержки, отказываться от сверхприбыли для того, чтобы удержать устойчивые позиции на рынке.

К сожалению, такое явление не имеет места на промышленном и сельскохозяйственном рынках. Отсюда — рост цен на металл, стройматериалы, цемент, продовольственная инфляция и т.д. Нефтяная же индустрия, которая досталась нам в наследство от Советского Союза, по природе своей вообще никогда не мыслилась как конкурентная. Наоборот, были предприятия, в чьи функции входило целевое снабжение одной конкретной территории. К сожалению, это один из тех случаев, когда с водой выплеснули и ребенка. Прошедшее акционирование и приватизация нефтяной промышленности в целом принесли достаточно позитивные результаты — позволили создать крупные международные конкурентоспособные компании, которые резко увеличили добычу, увеличили инвестиции. Но ребенок, выплеснутый вместе с этим, это то, что при создании этих нефтяных компаний законсервировали структуру рынка нефтепродуктов, которая монопольно существовала с советского времени. То есть, все областные предприятия, нефтепродуктообеспечение, включили по списку в состав нефтяных компаний. И каждой из нефтяных компаний, в итоге, досталось по области, краю, округу и так далее.

Когда в 1995-1996 годах приватизация нефтяных компаний происходила массово, можно было посмотреть, как конкретные регионы России закрашены в цвета одной нефтяной компании. Эта ситуация потом начала меняться. Но изначально была заложена серьезная проблема, связанная с тем, что региональный, областной, краевой рынки были уже захвачены одним-двумя крупными игроками. В последующем для независимых участников вход на этот рынок был крайне осложнен. Не забывайте, что эта сфера, как очень прибыльная, была крайне криминализирована. Сейчас принято говорить, что в результате 16 лет эволюции сложился рынок, в основе которого лежит картельное взаимодействие крупных нефтяных компаний, чиновников и теневых коммерческих структур. В рамках поделенных локальных территорий действуют альянсы розничных поставщиков, сбытовых компаний, которые владеют нефтебазами и бензоколонками. Они согласованным, картельным образом устанавливают розничные цены.

Цены можно снизить

Я утверждаю, что цены на бензин могут и должны снизиться. Причем, на 20-30%. Это вполне реально. На одно и то же количество автомобилей в России примерно в 2-3 раза меньше АЗС, чем в европейских странах. Подобная ситуация по мощностям нефтебаз и хранилищ нефтепродуктов. Очевиден парадокс: мы вторая нефтедобывающая страна в мире, добываем 500 млн. тонн нефти, и теоретически можем залить бензином пол земного шара. Однако при этом мы находимся на пороге начала импорта автобензина из других стран. Наши перерабатывающие мощности не позволяют производить столько качественного моторного топлива, сколько надо для нужд рынка.

Первое, что нам надо делать — развивать инфраструктуру розничного рынка нефтепродуктов, развивать нефтеперерабатывающие мощности, строить современные заводы, развивать сеть нефтебаз и автозаправочных станций. Для этого есть вполне реальный путь: снять барьеры входа в эту систему, и пустить на рынок независимых игроков. Даже один новый крупный нефтеперерабатывающий завод, который был бы расположен в 150-200 км от Москвы, нанес бы мощнейший конкурентный удар по рынку. Те же явления должны происходить и в розничной инфраструктуре АЗС. Если допустить всех желающих к возможности получать участки под строительство АЗС (при этом ужесточить требования к экологичности и уровню обслуживания), число заправок увеличится. Сейчас мы имеем ситуацию, когда региональные местные власти закрывают вход на этот рынок для «не своих», для тех компаний, где у их жен и детей нет доли. Я считаю, за это нужно наказывать жесточайшим образом! И следить за этим с федерального уровня.

Если бы мы эти проблемы решили, и по уровню развитости розничной инфраструктуры рынка нефтепродуктов приблизились к европейским странам, у нас была бы совершенно другая история с рынком нефтепродуктов. Пора двигаться от примитивного, глупого правительства к умному.

Выноска на серый фон

У меня есть точное знание того, как устанавливают цены на бензоколонках: их владельцы очень внимательно анализируют покупательную способность населения. Повышая цену на 30-40 копеек каждую неделю, предприниматели смотрят: замедлится ли рост спроса на бензин, станут ли меньше покупать? Если люди продолжают покупать по таким ценам, значит, можно смело готовиться к следующему повышению.

  

Антонина ШУБНИКОВА, г. Абакан. Городская газета «Абакан» № 33, от 13-19 августа 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики