В ходе многочисленных реформ (образования, здравоохранения, ЖКХ, энергетики и прочих), сотрясающих уже несколько лет государство Российское, реформа местного самоуправления остаётся без внимания широкой общественности. В самом деле, рядовому гражданину куда важнее знать, как его будут лечить, как будут учить его детей, сколько придётся платить за свет и воду. А уж на каких принципах будет организована муниципальная власть - большинству из нас как-то "по барабану". Власти, мол, они и есть власти, как их ни организуй - сущность та же.
Между тем, многие из вопросов, которые волнуют рядового гражданина, тесно "увязаны" именно на том, как будет построено управление местными сообществами.
Сейчас существует несколько законопроектов, определяющих, как завтра будет сформирована "низовая" власть в городах и посёлках. Один из них, разработанный комиссией под управлением Дмитрия КОЗАКА (зам. руководителя Администрации Президента), способен настолько "перетряхнуть" местное самоуправление, вызвать такие масштабные последствия, что стал объектом пристального исследования специалистами фонда "Институт экономики города".
Своими мыслями об этом законопроекте поделилась на пресс-конференции президент "Института экономики города" Надежда Борисовна КОСАРЕВА. Селекторная пресс-конференция была организована для уральских журналистов редакцией еженедельника "Наша газета" (г. Екатеринбург) и Клубом региональной журналистики "Из первых уст" (г. Москва).
В законопроекте Козака есть позитивные моменты. Он предусматривает жёсткие и (что самое важное) долговременные нормативы распределения налоговых поступлений между бюджетами муниципалитета и области. Это избавит жителей от роли заложников ежегодного бюджетного "торга" между губернатором и мэром (какому бюджету сколько денег оставить), а муниципалитетам позволит на несколько лет вперёд планировать своё развитие (что сейчас невозможно) и содействовать развитию производства для увеличения доходов местного бюджета.
Но эти "плюсы" перечёркиваются другими положениями законопроекта. Если доходы того или иного муниципалитета превышают установленную норму, то половина "излишка" изымается и перераспределяется другим, дотационным муниципалитетам. То есть, одной рукой "спустили с поводка" - мол, шевелись, развивай производство, увеличивай доходность местного бюджета - а другой рукой половину заработанного тут же отобрали. Хотя и в этом прогресс: сейчас отбирают весь "излишек", и развивать местное производство вообще нет смысла. Лучше быть бедным и жить на дотации из области, чем быть богатым, работать и… отдавать заработанное дотационным муниципалитетам.
Об экономических аспектах можно спорить. Зато другие принципы законопроекта Козака, считает Надежда Косарева, вообще не отвечают ни духу Российской Конституции, считающей местное самоуправление стратегическим направлением демократии, ни Европейской Хартии о местном самоуправлении. В случае принятия законопроекта, местного самоуправления, как такового, просто не будет. Оно превратится в придаток государственной власти.
Кто-то, наверное, обрадуется: хорошо, мол, появится "твёрдая рука", как при Сталине. Развели тут, понимаешь, демократию, всяких мэров да депутатов.
Радоваться рано: останутся и мэры, и депутаты. Только мэры, может статься, будут не выбираться населением, а назначаться "указкой сверху". А депутаты будут лишены возможности повлиять на большую часть вопросов местного значения (не превратятся ли они в результате в "свадебных генералов")? Причём на период реформы, до 2005 года, могут быть отложены все очередные выборы органов местной власти (и, соответственно, продлены полномочия ныне действующих). Вдобавок появится ещё одна дополнительная структура: "муниципальный район" (объединяющий несколько отдельных муниципальных образований).
По оценкам Надежды Косаревой, в результате "реформы" число муниципальных чиновников увеличится вдвое, на столько же подрастут административные барьеры и коррупция.
Мало того, число депутатов, согласно законопроекту Козака, будет зависеть от численности населения и даже возрастёт (например, для Рефтинского с населением 18 600 человек предполагается аж 25 депутатов вместо нынешних 15).
Есть и ещё одна неприятная деталь в проекте. Предполагается изменить границы муниципалитетов. То есть, в "верхах" возьмут большие "ножницы", и "перекроят" географическую карту по своему усмотрению. Это, как и всякий большой "передел собственности", приведёт к склокам и тяжбам между муниципалитетами. Посёлок Рефтинский только-только, после многолетней борьбы, получил утверждённую областным законом территорию, куда вошла часть земель (под административными корпусами) градообразующих предприятий - ГРЭС и птицефабрики. Нужны нам сейчас эти козаковские "переделы"?
В общем, в правительственном законопроекте много "минусов". Население не сможет контролировать местные власти, влиять на них - ведь они станут низшей ступенью государственной власти, а "докричаться до верхов", стоя у основания "пирамиды", затруднительно. Начнутся "территориальные войны". Да и выражать своё мнение, изъявлять волю жителям будет нелегко. Вспомним конференцию по ядохимикатам. Население, выражая своё конституционное право, через органы местного самоуправления организовало конференцию и наложило запрет на сжигание ядохимикатов.
А если бы органы местного самоуправления были всего лишь винтиком государственной машины? Ни о какой возможности противиться "указке сверху" не могло бы идти речи…
Остаётся надеяться, что ныне действующая Государственная Дума, кстати, весьма толковая и работоспособная, кардинально изменит первоначальный проект Козака, а то и вообще "завалит" его. 
Андрей ГУБАНОВ, Екатеринбург, Роман ТОПОРКОВ, Новый Рефт. Опубликовано в газете "Новый Рефт. Факты", 8.01.2003 г.

|