АНТОН ДРОЗДОВ: «СРЕДСТВ НА ПЕНСИИ ГОСУДАРСТВУ ХВАТИТ»
Автор: Минаева Юлия
Регион: Тольятти
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 09.12.2008

Председатель правления Пенсионного фонда РФ рассказал корреспонденту «ПС» о том, что ждет пенсионную систему страны

— Антон Викторович, по какому принципу строится сегодня пенсионное обеспечение в нашей стране?

— Структура пенсионного обеспечения, которую мы имеем сейчас, сложилась после 2001 года. Она характеризуется довольно сложным механизмом назначения, расчета, индексации пенсий, а также множественностью источников ее финансирования. Как известно, пенсия складывается из нескольких частей. Первая часть — базовая. Она устанавливается государством ежегодно и сориентирована в основном на индекс потребительских цен. Источником этой части является федеральный бюджет. Для федерального бюджета основной источник — это единый социальный налог (ЕСН).

Есть еще страховая и накопительные части. Накопительная часть составляет 6%, страховая — 14%. Источником их финансирования являются взносы на обязательное пенсионное страхование, которое осуществляет работодатель. Эти части живут каждая своей жизнью. Страховая часть индексируется в зависимости от доходов Пенсионного фонда. То есть по индексу фонда заработной платы. А накопительная часть размещается, инвестируется на рынке в те инструменты, которые определены законодательно. И, соответственно, она индексируется в зависимости от дохода, который получают по итогам прошлого года. Получается, что для сбалансированности Пенсионного фонда дополнительно используются средства федерального бюджета.

— Чем вызвана необходимость реформирования пенсионной системы?

— Принимая бюджет на 2009-2011 годы, мы увидели, что доля расходов федерального бюджета на цели пенсионного обеспечения составляет более 50% общих доходов Пенсионного фонда. При этом средний уровень социальной пенсии (это минимальная гарантированная человеку пенсия, даже если он не проработал ни дня) составляет в текущем году 83,2% прожиточного минимума. В абсолютной сумме это чуть более 3 тыс. руб. на конец текущего года. Трудовая пенсия по старости составляет около 116% от прожиточного минимума пенсионера, который ожидается до конца текущего года.

Упомянутые расчеты мы проводили с учетом того, что ЕСН имеет регрессивную шкалу налогообложения. То есть чем выше доход, тем меньше платишь. Эта шкала пока не индексируется. И у нас появляется нарастание дефицита в пенсионной системе. Если ничего не менять, то в дальнейшем доля средств бюджета, которые необходимо будет направлять на сбалансирование пенсионной системы, должна будет увеличиваться. По сути, вся пенсия может стать не пенсионным страхованием, а пенсионным обеспечением, превратиться в социальную, то есть будет финансироваться за счет бюджета. Это стало одной из причин для того, чтобы подумать о совершенствовании пенсионного законодательства.

— Что для этого будет предприниматься?

— Прежде всего необходимо упорядочить источники финансирования трудовых пенсий. Во-вторых, нужно конкретизировать целевые ориентиры развития пенсионной системы на долгосрочную перспективу. В-третьих, сформировать устойчивый экономический механизм пенсионного обеспечения. И, наконец, стимулировать накопительную составляющую пенсионной системы, включая добровольные пенсионные накопления граждан, развитие негосударственного пенсионного обеспечения и эффективное управление пенсионными накоплениями.

— Главным стержнем является укрепление страховых принципов развития самой системы. В первую очередь, восстановление целевого страхового механизма, формирование источников финансирования выплат трудовых пенсий вместо ЕСН. Усиление страховых принципов предусматривает перевод базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования. То есть, базовая часть как таковая перестает существовать. Она вливается в страховую часть. И страховая часть, и базовая начинают индексироваться по единым правилам. То есть, по уровню доходов пенсионной системы, по сути, по росту фонда заработной платы. Мы определяем механизм, который позволяет сбалансировать пенсионную систему, уровень тарифа страховых взносов. Имеем при этом в виду, что тариф, который мы установим, и будет единственным источником для того, чтобы сбалансировать пенсионную систему.

— Антон Викторович, будет ли государство контролировать процесс реформирования?

— В целях государственного регулирования процесса формирования пенсионных прав предусматривается изменение в базе начисления страховых взносов путем ликвидации регрессивной шкалы. Вы знаете, что ЕСН предусматривает три ступени. Одна ставка берется с заработка 280 тыс. руб. в год. Следующая ступень — 600 тыс. руб. в год. Следующая — после 600 тыс. руб. в год. Предлагается установить единый объем заработка для отсечения — 415 тыс. руб. в год. По сути, мы взяли 135% от 280, то есть накопленную инфляцию 2005 года, и ушли, таким образом, от регрессии. Но при этом, по нашим расчетам, система будет более сбалансирована, чем если бы мы взяли некую другую величину. Кроме того, чтобы сбалансировать пенсионную систему, нам пришлось несколько повысить тариф страховых взносов, дабы он являлся единственным источником для финансирования пенсионных обязательств. Мы его повысили до 26%. При этом для всех работодателей, организаций устанавливается единый объем тарифа, независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности. Впрочем, уточню: на переходный период, на 5 лет, принято отдельное решение для организаций малого бизнеса, которые имели льготы. В первую очередь, это те, кто работает на рынке высокотехнологичной продукции, а также для сельхозтоваропроизводителей. Для них предусмотрен переходный период. За это время, для того чтобы сохранить для них текущие условия, федеральный бюджет будет доплачивать Пенсионному фонду объем непоступаемых средств.

— И все-таки, простых граждан больше интересует не система выплат как таковая, а непосредственно уровень пенсионного обеспечения. Что будет с ним?

— Известно, что есть люди, которые уже получают пенсию или собираются выйти на нее. А есть люди, которые только в 2010 году, когда мы начнем эту реформу, вступят в трудовую жизнь. Чтобы вывести и тех, и тех на определенный уровень пенсионного обеспечения, были приняты следующие целевые ориентиры. Для тех, кто уже выходит на пенсию или вышел, целевой ориентир следующий. В 2010 году пенсия средняя трудовая должна составлять не менее двух прожиточных минимумов пенсионера. К 2015 году — это 2,5, к 2020 году — 3. Для этого с 1 января 2010 года будет произведена так называемая валоризация пенсионных прав. То есть, пересчет их по определенным правилам. Эти правила следующие. 10% — за стаж с 1991 по 2001 год. Плюс 1% за каждый год советского стажа до 1991 года. Таким образом, единовременно пенсионные права граждан будут увеличены и, соответственно, будет увеличен объем пенсий. Кроме того, в 2008 году принята программа по увеличению базовой части пенсии, которая, таким образом, к концу 2009 года сравняется с прожиточным минимумом. Если говорить о цифрах, то, по нашим расчетам, 4135 руб. — таков будет прожиточный минимум пенсионера в среднем по стране в конце 2009 года. И, соответственно, чуть больше — 4176 руб. — будет социальная пенсия, основу которой составляет базовая часть.

Что касается трудовой пенсии, в следующем году предусматривается индексация ее на уровне 15,6%. Это помимо базовой. И 1,3, то есть 130% к концу 2009 года, по нашим расчетам, будет составлять трудовая пенсия по старости в среднем по стране. На это будет осуществлена валоризация пенсионных накоплений. То есть, дальнейшее повышение учета стажа.

Что касается тех, кто будет вступать в трудовую деятельность после того, как будет произведено изменение пенсионного законодательства, для них в полном объеме действуют те страховые принципы, о которых я говорил. Если они в течение 30 лет отчисляют в пенсионную систему не менее определенной величины, то есть стоимости страхового года, то к выходу на пенсию они могут получать 40% среднего заработка за весь период трудового стажа. То есть, выйти на такой коэффициент замещения.

— Антон Викторович, существуют ли дополнительные возможности для увеличения размера пенсии?

— Да, такие возможности есть. Это прежде всего Федеральный закон № 56 о дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии. Далее — это негосударственные пенсионные фонды. По нашей информации, в прошлом году порядка 1,5 млн человек делали взносы в негосударственные пенсионные системы. И еще более 5 млн человек участвовали в негосударственных пенсионных системах, но взносы за них делали корпорации и организации в рамках социального пакета, который они предоставляли. Кроме того, это и общественные фонды, потенциал эффективности которых также велик.

— Хватит ли у государства средств, чтобы обеспечить все задуманное?

— Мы рассчитываем, что тариф, который установится, будет подавляющим образом покрывать все пенсионные обязательства. Средства бюджета будут небольшие. Они будут в основном связаны с покрытием валоризации. Далее мы рассчитываем, что если подтвердятся прогнозы, то в дальнейшем доля бюджетных средств, которые будут направляться Пенсионному фонду, будет незначительной и в основном связанной со льготными категориями граждан. Мы считаем, что этих средств хватит. Если будут временные сложности, допустим, ситуация в следующем году будет непредсказуемой, то в бюджетном кодексе есть запись, что средства фонда «Национальное благосостояние» могут быть направлены, в первую очередь, на финансирование пенсий. Как вы знаете, это более 3 трлн руб. Мы считаем, что в этом случае эта реформа реализуема — необходимый запас средств у государства есть. В дальнейшем мы рассчитываем, что пенсионная система, перейдя на такие принципы, будет более понятной, правильной. Ведь, кроме прочего, она принесет упрощение расчета и порядка назначения пенсий. Ведь вся необходимая документальная база будет размещена в системе персонального учета, что лишит россиян необходимости собирать бесконечное количество справок и так далее.

справка:

Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в стране. Это организация, которая реализует на практике нормы пенсионного законодательства. Важнейшей функцией ПФ является назначение и выплата пенсий. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом России могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях, установленных законодательством. Законодательные и нормативные акты по вопросам пенсионного обеспечения готовит Министерство здравоохранения и социального развития. Вопросы, связанные с финансированием пенсионного обеспечения, вопросы, связанные с формированием и инвестированием пенсионных накоплений, находятся в компетенции Минэкономики РФ, Минфина. Надзор за управляющими компаниями, за негосударственными пенсионными фондами и за действиями на рынке осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам.

  

Юлия МИНАЕВА, г. Тольятти. Газета "Площадь СВОБОДЫ" 03 декабря 2008г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики