Недавно группа ученых под руководством Евгения Ясина и при поддержке фонда "Открытая Россия" подготовила доклад "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива". В нем называется главная движущая сила и опора российских реформ - бизнес. Любой - от "челноков" до крупных компаний.
Если большой бизнес сам с усами, в государственной поддержке почти не нуждается, то малому предпринимательству она ой как необходима. До недавнего времени забота о нем вменялась в обязанность республиканскому Министерству по развитию предпринимательства, ремесел и торговли. Но уже год, как его упразднили. Зато появился Департамент развития предпринимательской деятельности и торговли при республиканском Минэкономразвития. Прежнее министерство нередко критиковали за неэффективную работу. А как нынче обстоят дела? Знают ли чиновники "поименно" тех, кого обязаны поддерживать? Смогут ли назвать точное количество, скажем, малых мебельных или хлебопекарных фирм тем, кто захочет наладить с предпринимателями деловые связи? В ликвидированном министерстве эти данные были, но сильно устаревшие.
- А зачем нам такие сведения? - искренне удивились в новом департаменте. - В обязанности нашего ведомства не входит сбор адресов отдельных предприятий. Мы помогаем всему бизнесу в целом.
Неужели неправ великий восточный поэт Омар Хайям, утверждавший: "Чем за общее счастье без толку страдать, лучше счастье кому-нибудь ближнему дать"? Тем же мебельщикам, например, помочь.
- А вы в гильдию позвоните, мы обычно с крупными профессиональными союзами работаем. Там вам расскажут, как живут и в чем нуждаются "частные" мебельщики, - посоветовали в департаменте.
Но слушать, оказалось, практически некого, в гильдию входят лишь ОАО "Чувашмебель" и ЗАО "Мария". Судя по всему, им хорошо вдвоем, с прочими коллегами по бизнесу они не поддерживают связей (во всяком случае официальных). Кстати, и в гильдию пекарей включены далеко не все изготовители хлебобулочной продукции. А у прочих частников, например, изготовителей спортивного инвентаря или строителей, и гильдий-то своих нет. Как выйти хоть на одного из них, не тратя лишнее время на чтение газетных объявлений?
Есть еще один помощник бизнеса - Торгово-промышленная палата Чувашии. Обычно ее руководство не упускает случая рассказать, какие заманчивые перспективы открывает предприятиям сотрудничество с ней. Уж тут-то должны располагать адресами фирм и знать, кто чем занимается.
- Да, эта информация у нас есть. Но она - платная. За первый адрес - 125 руб., за каждый следующий - 25. Работаем по предоплате, - любезно сообщили в палате. Ничего удивительного в этом нет: она должна сама зарабатывать на жизнь. Хотя у соседей, в Татарстане, расценки не столь замысловатые: 40 руб. за каждый адрес - и за первый, и за последний. К тому же казанские специалисты пообещали найти нужные адреса в течение дня. Если же запрос нестандартный, например, о частных заводах по изготовлению битума, то за 2-3 дня. В нашей же палате ответили туманно: если заявок мало, то перечень фирм подготовят за считанные часы, а вообще-то - за несколько дней. Не великоваты ли расценки при такой "расторопности"? Впрочем, говорят, у палаты появились финансовые проблемы - пришла пора рассчитываться за старые долги по кредитам из Москвы. А почему такие "ножницы" в цене за первый и последующий адреса? Не иначе, маловато в палате сведений о бизнесменах, вот и стараются продать подороже то, что есть. Кстати, их коллеги из Татарстана посоветовали заглянуть в Интернет, на сайт палаты. По данным Российского союза промышленников и предпринимателей, такие WEB-страницы есть у 48 региональных торгово-промышленных палат. Специалисты провели анализ этих сайтов - одни покритиковали, другие похвалили. WEB-страницы, принадлежащей ТПП Чувашии, в электронном мире не обнаружено. Может, плохо искали? Или действительно ее нет?
Если бы у нас в республике, как в том же Татарстане, выпускали справочники с информацией о малом и среднем бизнесе, можно было бы, минуя палату, обратиться к печатным изданиям. Но, увы, попытки растиражировать сведения о частных предприятиях года три назад закончились провалом. Одной из причин стало то, что хозяева фирм серьезно опасались "чужого" рэкета и отказывались вписывать свое имя в справочники.
- Да что ты мучаешься? - пожалел меня коллега по перу. - Выйди аккуратненько на "смотрящих" по районам (блатной сленг, обозначающий своеобразных комендантов из криминальных кругов. - Авт.), они тебе тут же всех предпринимателей перечислят: кто у них хлеб печет, кто дубленки шьет. Адреса надо искать у тех, кто "крышу держит".
А нам-то, наивным, кажется, что "крышевать" должны бы не "смотрящие", а государственные властные структуры… 
Людмила АРЗАМАСОВА, Чебоксары. "Советская Чувашия", 26.12.2002 г.

|