БИЗНЕС И ПЕНСИИ: КТО КОГО?
Автор: Новосад Ольга
Регион: Калининград
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 12.12.2008

Председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов о реформировании системы и его возможных последствиях для бизнеса

Правительство Российской федерации одобрило проект концепции долгосрочного развития России до 2020 года. В рамках этого важного документа предусмотрено и реформирование пенсионной системы.

Уже ни для кого не секрет, что недостаток средств для выплаты текущих пенсий будут компенсировать и путем повышения налоговой нагрузки на бизнес. Единый социальный налог с 1 января 2010 года будет заменен на «страховые взносы», налоговая нагрузка вырастет с нынешних 26 до 34 процентов от общего фонда заработной платы. В условиях кризиса убытки от новшеств и вовсе не радуют предпринимателей. Специалисты просчитывают, что увеличение нагрузки для пополнения пенсионного фонда обойдется компаниям в сумму от 400 млрд до 1 трлн рублей. На вопросы обозревателя «ТР» о реформировании системы и ее возможных последствиях для бизнеса ответил Антон Дроздов, председатель правления Пенсионного фонда РФ.

— Антон Викторович, о каких мерах по совершенствованию пенсионной системы страны идет речь?

— Вопросы пенсионного обеспечения выходят на первый план. Вы, наверное, это почувствовали и в речи президента, и в выступлениях премьер-министра. Вместе с приоритетностью вопросов развития личности, человеческого капитала как важнейшего фактора экономического роста. И от того, насколько социально защищенным будет чувствовать себя человек (в том числе — после прекращения трудовой деятельности), зависят его поведенческое настроение, активность, возможность самореализации. Пенсионный фонд, который я возглавил в июле текущего года, является государственным учреждением, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Именно так записано в законе. Кроме того, там написано, что страхователями по обязательному пенсионному страхованию, наряду с Пенсионным фондом России, могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

— Какие задачи стоят перед вами?

— Основные элементы стратегии и развития пенсионной системы правительство утвердило в ноябре текущего года. Они предусматривают решение следующих задач: первая — это проблема несбалансированности бюджета Пенсионного фонда. Необходимо упорядочить источники финансирования трудовых пенсий. Вторая — это конкретизация целевых ориентиров развития пенсионной системы на долгосрочную перспективу. Третья — формирование устойчивого экономического механизма пенсионного обеспечения. Четвертая — стимулирование накопительной составляющей пенсионной системы, включая добровольные пенсионные накопления граждан, развитие негосударственного пенсионного обеспечения и эффективное управление пенсионными накоплениями.

Главным стержнем нового этапа развития пенсионной системы является укрепление страховых принципов ее развития. В первую очередь —восстановление целевого страхового механизма, формирование источников финансирования выплат трудовых пенсий вместо ЕСН.

Усиление страховых принципов предусматривает перевод базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования. То есть базовая часть как таковая перестает существовать. Она вливается в страховую часть. И страховая часть, и базовая начинают индексироваться по единым правилам. То есть по уровню доходов пенсионной системы. По сути, по росту фонда заработной платы.

Далее — создание условий для формирования пенсионных прав застрахованных лиц в объеме, необходимом для достижения заданного уровня замещения утраченного заработка для всех категорий граждан. Для этого предусматривается увеличение тарифа страховых взносов, учитываемых на индивидуальных лицевых счетах и определяющих объем приобретаемых пенсионных прав.

— Каким образом предполагается сбалансировать пенсионную систему? Повышение тарифа пенсионных взносов ожидается — или это уже свершившийся факт?

— Это позиция, заявленная правительством. Сейчас под эти предложения готовятся проекты законов, которые в декабре должны быть внесены в правительство. Премьер-министром подписан план подготовки этих законов. В нем — ряд изменений в бюджетный налоговый кодекс, которые касаются пенсионного обеспечения и пенсионного страхования. В декабре они должны быть разработаны и внесены в правительство. Соответственно, правительство будет рассматривать и принимать поправки в следующем году, в первом квартале, а Государственная Дума — на весенней сессии.

То есть те права, которые приобретает гражданин, и те источники, которые пойдут на их выплату в долгосрочном плане, определяются уровнем тарифа страховых взносов. Имеем при этом в виду, что тариф, который мы установим, и будет единственным источником для того, чтобы сбалансировать пенсионную систему.

В целях государственного регулирования процесса формирования пенсионных прав предусматривается изменение в базе начисления страховых взносов путем ликвидации регрессивной шкалы. Вы знаете, что ЕСН предусматривает три ступени. Одна ставка берется с заработка 280 тыс. рублей в год. Следующая ступень — 600 тыс. рублей. Следующая — после 600 тыс.. Предлагается установить единый объем заработка для отсечения — 415 тыс. рублей в год. По сути, мы взяли 135 процентов от 280, то есть накопленную инфляцию 2005 года. Таким образом, ушли от регрессии. Но при этом, по нашим расчетам, система будет более сбалансирована, чем если бы мы взяли некую другую величину.

— Для всех работодателей будет повышен тариф?

— Для того чтобы сбалансировать пенсионную систему, нам пришлось несколько повысить тариф страховых взносов. Цель — сделать его единственным источником для финансирования пенсионных обязательств. При этом для всех работодателей и организаций устанавливается единый объем тарифа, независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности. Единственное: на переходный период, на 5 лет, принято отдельное решение для организаций малого бизнеса, которые имели льготы. В первую очередь, это те, кто работает на рынке высокотехнологичной продукции, а также сельхозтоваропроизводители. Для них предусмотрен переходный период. За это время для того, чтобы сохранить для них текущие условия, федеральный бюджет будет доплачивать Пенсионному фонду объем непоступаемых средств.

— Каков механизм софинансирования пенсии государством и работодателем?

— Закон № 56 предусматривает следующую схему. Если вы платите не меньше 2 тыс. рублей в год, то государство софинансирует на следующий год уплаченную сумму, но в размере не более 12 тыс. рублей, если вы не достигли пенсионного возраста. И 48 тыс. рублей при ваших 12 тыс., если вы достигли пенсионного возраста, но не получаете пенсию. При этом работодатель тоже имеет право софинансировать. Вы подаете заявление, что вступаете в эту систему. Это можно сделать уже с 1 октября 2008 года. Если гражданин подал заявление, но ничего не заплатил, то государство ничего ему не софинансирует. Если заплатил работодатель, то он имеет налоговые льготы.

— Какие льготы?

— Этот закон сопровождался законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты, и там для работодателей и работников есть определенные льготы. Для работодателей на сумму в размере 12 тыс. рублей на каждого работника — тогда работодатель освобождается от уплаты ЕСН, но не более 12 процентов фонда зарплаты. Другими словами, если работодатель за вас уплатит, то на эту сумму он не будет платить ЕСН. Работник имеет право предъявить эту сумму к вычету в составе общего объема вычетов в размере 120 тыс. рублей в год.

— Как просчитывалось введение страхового взноса? Как к этому относится бизнес? Не будет ли это возвратом к прежним «серым» схемам выплатам зарплаты — и таким образом цели реформы не будут достигнуты?

— Что касается ставки. Благодаря тому, что у нас шкала ЕСН довольно долго не пересматривалась, эффективный тариф сейчас меньше 19 процентов. Мы сказали, что будет 26 процентов. Кроме того, есть еще тариф на ФОМС и ФСС. Всего получается 34 процентов, то есть набавляется еще 8 процентов.

Действительно, эти вопросы обсуждались. Тут есть два аспекта. Первый — 26 процентов при отсечении 415 тыс. рублей. Эффективный тариф будет, по нашим расчетам, 23 процента, а не 26. Это если брать весь фонд зарплаты. Второй. Он будет не намного выше того, что было изначально при объявлении этого тарифа.

Далее. При том тарифе, который существует, работодатель дополнительно делал отчисления для 6 млн человек. Соответственно, тратил дополнительные деньги. При этом не имел никаких налоговых льгот. Это говорит о том, что сами работодатели повышали эту составляющую, чтобы стимулировать работу.

Следующий момент. Это реальная цена труда. Общество должно для себя принять решение. Если этот тариф высок, то чем хороша страховая система? Объявляется тариф для пенсии — 26 процентов. При этом уровень пенсии будет примерно 40 процентов заработка или 2,5 уровня прожиточного минимума. Если граждане говорят, что им это подходит, а работодатель говорит, что ему это много, тогда государство должно решить. Тогда федеральный бюджет должен дать дотацию Пенсионному фонду, как это было сделано с малым бизнесом на пятилетний период. И мы снизим этот тариф. То есть это вопрос переговоров и нахождения консенсуса в обществе. Но мы в любом случае должны дать реальную цену тарифа, иначе мы введем всех в заблуждение.

И последнее. Сейчас активно ведутся переговоры с бизнесом. Министерство экономического развития с Минфином активно работают. Поставлена задача, чтобы это было соразмерно с нагрузкой на бизнес. По моей информации, на днях было совещание на эту тему. Сейчас ищут возможности для того, чтобы за счет каких-то других взносов и платежей снизить нагрузку на бизнес. Эти решения должны быть найдены в текущем году.

— Имеются ли дополнительные возможности для увеличения пенсий?

— Да, имеются. Это закон № 56 о дополнительных страховых взносах на накопительную часть пенсии.

Далее — это негосударственные пенсионные фонды. По нашей информации, в прошлом году порядка 1,5 млн человек делали взносы в негосударственные пенсионные системы. И еще более 5 млн человек участвовали в негосударственных пенсионных системах, но взносы за них делали корпорации и организации в рамках социального пакета, который они предоставляли. Это общеизвестные фонды, как «Газ-фонд», у ЛУКОЙЛа есть свой пенсионный фонд и так далее.

Вообще накопительные системы имеют плюсы и минусы — каждая свои. Солидарная система более простая. Она позволяет достаточно четко определять обязательства, источники. Накопительная — это когда деньги откладываются, чтобы потом их выплатить. Она, как правило, имеет страховочный вариант: демографическая ситуация ухудшается, а у тебя какая-то часть пенсии отложена, для государства этот источник существует. Поэтому если бюджет или Пенсионный фонд на данный момент не смогут компенсировать, то им придется больше доплачивать в какой-то конкретный год. Этот накопительный элемент появился у нас, когда оценили демографическую ситуацию. Тогда решили ввести накопительный элемент. Это прогрессивное, новое явление. Оно стимулирует такие институты, как негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании. То есть простимулирует развитие финансовой структуры, потому что появятся деньги, которые будут инвестировать в эти компании. Эти компании начнут с ними работать. Таким образом, мы разовьем свой финансовый рынок. Начнем с государственных денег, что в принципе и происходило. Потом будем привлекать частные средства, и наша финансовая система будет давать гражданам возможности, которые она дает на Западе. Вот такие были базовые посылы.

Конечно, в период кризиса на первый план выходит не доходность, а сохранность. Изначально портфель Пенсионного фонда, портфель государственной управляющей компании был более консервативен и ориентирован на сохранность. Портфели негосударственных пенсионных фондов ориентированы на доходность, на сбалансированность.

Сейчас наша политика осталась в принципе неизменной. То есть мы сохранили смешанную систему — солидарную с накопительной.

— Хватит ли у государства денег, для того чтобы выполнить поставленные задачи?

— Мы рассчитываем, что тариф, который установится, будет подавляющим образом покрывать все пенсионные обязательства. Средства бюджета будут небольшие. Они будут, в основном, связаны с покрытием валоризации. Далее мы рассчитываем, что если подтвердятся прогнозы, то в дальнейшем доля бюджетных средств, которые будут направляться Пенсионному фонду, будет незначительной и в основном связанной со льготными категориями граждан.

Мы считаем, что этих средств хватит. Если будут временные сложности, допустим, ситуация в следующем году будет непредсказуемой, то в Бюджетном кодексе есть запись, что средства фонда «Национальное благосостояние» могут быть направлены в первую очередь на финансирование пенсий. Как вы знаете, это более 3 трлн руб. Мы считаем, что в этом случае эта реформа реализуема, необходимый запас средств у государства есть.

В дальнейшем мы рассчитываем, что пенсионная система, перейдя на такие принципы, будет более понятной, правильной. Тут есть еще много вопросов, связанных с тем, почему мы переходим на эту систему. Например, упрощение расчета пенсий, упрощение порядка назначения пенсий. Потому что вся база будет в системе персонального учета, не нужно будет собирать бесконечное количество справок и так далее.

— Людей волнует пенсионный возраст. Будет ли он увеличен?

— Эта тема много обсуждалась при подготовке данных предложений. Общеизвестно, что пенсионный возраст ведет к увеличению размера пенсий. В расчете на месяц ваша пенсия будет больше. Поскольку этими мерами мы существенно увеличиваем размер пенсий, то в данном случае мы эту проблему решаем. Поэтому об увеличении пенсионного возраста сейчас речь не идет.

Вообще оно должно быть подготовлено в любом случае. Это надо объявлять заранее.

Но разработаны меры, стимулирующие граждан к позднему выходу на пенсию. В составе предложений предусмотрено, что если вы проработали больше 30 лет, то на 6 процентов за каждый год сверх 30 лет ваше пенсионное накопление будет индексироваться дополнительно. Соответственно, если меньше, то на 3 процента будет меньше. Такие предложения в составе общих предложений подготовлены. Они должны быть реализованы в законе. Пока правительство идет по этому пути.

— Пенсионный фонд готов к кризису? Не будет ли задержек в выплате пенсий?

— Могу сказать сразу. Октябрь мы прошли, как планировали, без сбоев. То есть у нас проектная сумма есть. Ноябрь мы сейчас анализируем. Конечно, мы ожидаем, что объем платежей, если будет такая ситуация, уменьшится. Но у нас есть ответственность бюджета. В бюджете есть фонд «Национальное достояние». Мы рассчитываем, что в период кризиса государство, имея такие резервы, подстрахует пенсионную систему. По крайней мере, председателем правительства было объявлено, что от тех ориентиров увеличения пенсий, которые были объявлены, правительство не отказывается. И будет их проводить. В том числе индексации, о которых я сказал. Мы надеемся, что кризис — это краткосрочный период, который нам предстоит преодолеть. Для этого все необходимые резервы и создавались.

Что касается мер экономического характера. Вы знаете, что утвержден план из 55 пунктов. В этом плане есть расширение портфеля инвестиционных инструментов для пенсионных накоплений. Срок — декабрь.

  

Ольга НОВОСАД, г. Калининград. Еженедельная региональная газета «Тридевятый регион», 11 декабря 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики