ТЕНДЕНЦИИ В ПОРОЧНОМ КРУГЕ КОРРУПЦИИ
Автор: Левченко Галина
Регион: Волгоград
Тема:  Коррупция в России
Дата: 06.03.2003

а семинаре, организованном клубом региональной журналистики "Из первых уст", прозвучал весьма сенсационный доклад Георгия Сатарова, президента фонда ИНДЕМ (Информатика для демократии) под названием "Коррупция в России". Не менее сенсационным оказалось и признание Георгия Александровича о том, что проведенное фондом исследование не заинтересовало столичные печатные СМИ, которые могли бы наиболее полно представить результаты сделанного анализа. Уже после семинара стало известно, что доклад ИНДЕМа был использован для публикации в "Литературной газете". Давайте посмотрим, что же осмелилась обнародовать "Литературка" и чего не решились сделать другие издания. Конечно, можно предположить, что они подвергли сомнению результаты исследования. Но, возможно, дело в том, что приведенные выводы слишком точно и неприглядно иллюстрируют нашу действительность, и предание их огласке может оказаться чреватым, так как неприглядной прежде всего выглядит не кто иной, как власть.

Преступление без очевидных жертв

- Мы что, не любим платить взятки? - задается риторическим вопросом докладчик. - Это помогает нам решать различные проблемы. Давая взятки, мы при этом находим себе кучу оправданий. И первое, что приходит в голову, - расхожая народная мудрость: рыба гниет с головы. И простые граждане, и политическая элита, и правоохранительные органы пронизаны информацией о том, что такой-то взяточник, что у него дача не по средствам и машина тоже. Это так размножилось и проникло во все социальные корни, что мы уже не видим позитивных ресурсов борьбы с этим явлением.

Вред мздоимства не в том, что один нехороший человек дал деньги другому нехорошему человеку, а в том, какое решение примет один из них. Коррупция - это преступление без очевидных жертв. Такой очень простой пример. Сотрудник ГИБДД останавливает водителя. Подходит к нему, наклоняется. Через минуту машина трогается с места. Те, кто наблюдает эту картину, вправе подозревать, что состоялась коррупционная сделка. Обычное, в общем-то, дело, которое мы привыкли считать вполне безобидным. Но давайте представим, что этот водитель был пьяным и, продолжив движение, он сбил пешехода. Кому придет в голову винить в случившейся трагедии коррупцию?

Или вот еще бытовая ситуация. Вы приходите в поликлинику, чтобы на всякий случай сделать анализ, дабы увериться, что ваши подозрения относительно здоровья напрасны. А вам говорят, что этот анализ - дефицитная услуга. За определенную мзду вам его, конечно, делают. Допустим, что результат анализа не указал на наличие серьезного заболевания. А теперь представим, что кто-то не нашел возможности дать взятку и без дефицитного анализа ему не смогли поставить точный диагноз, что впоследствии привело его к смерти. Кто в таком стечении обстоятельств ищет причинно-следственные связи? А между тем людей, вынужденных отказываться от обследования и лечения, становится все больше. 34% опрошенных сталкивались с ситуац ией, когда им приходилось обходиться без дефицитной медицинской услуги.

Мы живем в условиях колоссального сговора

Коррупция - это сигнал о наличии двойной проблемы. Первая составляющая заключается в том, что страной плохо управляют, а вторая - в тяжелых последствиях, порождаемых коррупционной системой. Одна из самых коррумпированных сфер - это высшие учебные заведения. Для нее характерно базирование на так называемых коррупционных сетях. Это тот случай, когда, казалось бы, жертва очевидна: тот, кто по своим знаниям достоин учиться в институте, но не может заплатить за поступление в него. Но все гораздо хуже. И здесь мы вправе говорить о преступлении без видимых жертв.

Заплатившие взятку за поступление дальше платят за экзамены. И они в конечном итоге получают не высшее образование, а привычку решать жизненные проблемы с помощью взяток. И с каждым годом доля таковых возрастает. Вот так работает кухня институализации коррупционеров. А теперь представьте, какими будут наши кадры через 10-20 лет, каким станет качество нашей науки, если уже сейчас не менее 20% абитуриентов становятся студентами за взятку, а 11% потенциальных студентов оказываются от попытки поступить в вуз. А теперь угадайте, кто и в какой ситуации окажется жертвой этой порочной практики? Версии и сюжеты в этом случае могут быть самыми разнообразными.

Но вот какой мы наблюдаем парадокс. Если бы не взятки, то высшего образования сегодня, по сути, не было бы. Размер зарплаты преподавателей можно охарактеризовать в качестве нонсенса. Фактически мы живем в условиях колоссального сговора. Власть может платить мало потому, что население доплачивает.

Коррупция в деловой сфере приводит к тому, что искажается конкуренция на рынке, и в результате потребитель получает не лучший товар, а тот, чей производитель протоптал дорожку в какие-то кабинеты. Это влечет за собой увеличение непроизводственных расходов, оплачиваемых впоследствии из кармана потребителей.

Чем больше бедность, тем больше коррупции. И наоборот: чем больше коррупции, тем больше бедности. Россия сегодня характеризуется маловероятным состоянием. Мы самые богатые из стран, коррумпированных так же, как мы. В то же время мы самые коррумпированные из тех стран, которые равны нам по богатству. Что означает такое расположение в системе координат? А то, что мы не можем богатеть, оставаясь при том же уровне коррупции. Мы дошли до крайности.

Олигархи берут, но по- другому

Задача исследователей фонда состояла в том, чтобы наиболее точно продиагностировать коррупцию и проблемы, которые она порождает. Исследование изначально замысливалось как услуга правительству. Предполагалось, что анкета будет состоять из трех частей: опрос обычных граждан, бизнесменов и чиновников. Но правительство не захотело, чтобы мы изучали чиновников. Мы пытались разъяснять, что не собираемся спрашивать у чиновников, сколько и в каком размере они берут взяток. Нашей целью было узнать, как устроена их служба. В результате исследование ограничилось только двумя выборками: граждане и предприниматели. В последнюю категорию не вошли представители олигархических структур. Коррупция в этой среде устроена совершенно по-другому. Мы отдаем себе отчет в том, что использованными нами методами ее не выявишь. Не бралась в расчет и криминальная коррупция, хотя знаем, что там большие обороты. Мы рассматривали только то, что выплачивают законопослушные граждане. Было проведено анкетирование 2017 респондентов из всех федеральных округов за исключением Кавказа, имеющего в плане состояния коррупции значительные отличия от остальной России. Кроме того, было проведено интервьюирование 23 экспертов из числа бывших высокопоставленных работников администрации Государственной думы, работников правоохранительных органов, журналистов, бизнесменов.

Сколько "левых" получает депутат?

Сначала представим основные результаты глубинных интервью. Главная мысль, проходящая через все оценки экспертов, такова: истоки нынешней коррупции проистекают из всеобъемлющей коррупционной системы советского времени, продолжившей традиции мздоимства и лихоимства докоммунистического периода. Особенности современной коррупции заключаются в существенно большей распространенности ее денежных форм, увеличении экономической составляющей, открытости и цинизме. Разрастанию раковой опухоли коррупции способствовали создание совместных предприятий, "дикая" приватизация, ослабление контроля за экспортом, запутанная налоговая система.

Вместе с тем, как указывают некоторые эксперты, коррупция сыграла роль смазки, облегчающей переход к новому экономическому укладу. Коррупционные услуги чаще всего, на взгляд опрошенных, оказывались в таких сферах деятельности, как выдача лицензий и квот на экспорт, распределение бюджетных трансфертов, проведение налоговых зачетов, обслуживание бюджетных счетов, осуществление бартерных операций и операций по натуральному зачету долгов, акционирование, проведение таможенных и налоговых платежей, предоставление кредитов.

Отмечается, что для дотационных регионов характерна большая коррумпированность, чем для регионов-доноров. Однако масштаб коррупционных сделок существеннее в более богатых регионах, особенно имеющих значительную экспортную составляющую экономики.

Наиболее слабым звеном в числе органов, призванных противостоять коррупции, выделяются суды, особенно арбитражные. Одной из ключевых проблем МВД, прокуратуры, ФСБ эксперты считают вымывание опытных и честных кадров. Работа этих органов характеризуется таким явлением, как сокрытие материалов оперативных разработок или уголовных расследований с целью использования их в качестве компромата. Этой информацией торгуют, шантажируют, используют в политических и административных целях. Повсеместно практикуется использование правоохранительных органов в качестве инструмента создания условий для недобросовестной конкуренции в бизнесе. Они прикрывают криминальный бизнес в самых разных сферах. Идет вытеснение милицией криминальных группировок, служащих "крышами" малому и среднему бизнесу. По оценкам экспертов, до 40% выручки от контрабандной деятельности поступает контрабандистам, остальное уходит на содержание правоохранительных "крыш".

Говоря о политической коррупции, эксперты особо останавливались на коррупции в Государственой думе. Они полагают, что коррупционный доход депутата ключевого комитета может в 15-20 раз превосходить его официальный доход. Одной из причин, порождающих мздоимство в Госдуме, по мнению опрошенных, является отсутствие закона о лоббизме.

Ампутация мздоимства вызовет коллапс

Эксперты сходятся в том, что коррупция в России вошла в стадию формирования коррупционных сетей - организованных групп, созданных для совместного извлечения дохода из коррупционной деятельности. Они уверены, что весь российский первоначальный капитал сформирован из государственной собственности, из бюджетных средств и из прав обслуживания последних.

Основными издержками от коррупции эксперты называют разрушение государственной системы, госаппарата, правоохранительных органов, а также торможение нормального экономического развития. Коррупция нарушает механизм нормальной рыночной конкуренции, уменьшает инвестиции, увеличивает различные риски. Ее социальный аспект состоит в диком неоправданном расслоении доходов. Источник коррупции заключен в недоплате основной массе работающих.

Общий и главный вывод состоит в том, что коррупция осмысливается как органическая, естественная часть российского социума. Она образует в стране давно укорененную систему социальных отношений, теснейшим образом переплетенную с другими социальными отношениями. Это делает коррупцию системным фактором. Указывая на необходимость целенаправленной антикоррупционной политики, эксперты, делают достаточно сенсационное предостережение: одномоментная ампутация системы коррупционных отношений может вызвать экономический и социальный коллапс. Это значит, что антикоррупционные действия должны очень осторожно вторгаться в ткань других социальных и экономических отношений.

Эксперты составили довольно длинный перечень мер по борьбе с мздоимством. Из них выделим: акцент не на репрессиях, а на возмещении ущерба еще на стадии расследования уголовных дел и создание специализированного органа по предупреждению коррупции.

Дорогие наши судьи!..

Общественное сознание в своих представлениях о коррупции и оценках ее масштаба достаточно однородно и характеризуется поразительным единством как для выборки граждан, так и для выборки предпринимателей. Можно утверждать наверняка, что если сравнивать различные социальные недуги общества, то коррупция, бесспорно, является самым массовым. Однако и предприниматели, и граждане отводят коррупции лишь девятое место в списке беспокоящих их проблем. Впереди - бедность людей и низкая зарплата, война в Чечне, кризис морали, культуры, нравственности, организованная преступность и бандитизм и др.

Прямой опрос показывает, что лишь треть предпринимателей и менее половины граждан говорят о необходимости избегать коррупции. Более углубленный анализ с помощью завуалированных вопросов свидетельствует о том, что активную антикоррупционную установку имеют лишь 13% предпринимателей и 15% граждан. Кроме того, выявлено, что оценкам масштабов коррупции опрошенных присуще такое свойство, как мифологизированность.

Отмечена следующая закономерность. Когда граждане оценивают коррумпированность бытовых ситуаций, в которых они соприкасаются с властью, их оценки высоко корреспондируются с собственной практикой. Но, как только им нужно дать абстрактную оценку коррумпированности властных структур, они сразу оказываются под влиянием циркулирующих мифов, усиливаемых средствами массовой информации. Так, чем меньше граждане контактируют с институтом власти, тем большую коррумпированность они склонны ему приписывать.

Как показывает исследование, в бытовую коррупцию вовлечены не менее половины активного населения России. Максимальное число взяток в течение одного года приходится на автоинспекцию. Наибольшие же суммы граждане отдают в сферу здравоохранения и высшего образования. А самую высокую цену коррупционных услуг устанавливают суды. По этой причине многие граждане не обращаются в суд.

Общие годовые затраты на взятки гражданами России на всех рынках бытовой коррупции составляют 2796 млн. долларов. Следует отметить, что эта оценка является заведомо заниженной. Реальный объем коррупционных рынков может быть в 2-3 раза больше, чем минимальная оценка, то есть 6-7 млрд. долларов в год. Масштабы коррупции в судах, в области образования и здравоохранения фактически тождественны массовому нарушению конституционных прав граждан.

Среди респондентов, вступавших в коррупционную сделку, 20% делают это по собственной инициативе. Лишь 5% опрошенных сообщили, что качество обслуживания, отношение чиновника к взяткодателю после того, как "дали на лапу", не улучшилось. А почти в двух третях случаев респонденты указывают на значительное улучшение качества услуги. При этом самым "отзывчивым" рынком коррупционных услуг является автоинспекция. Более вежливой, с чувством юмора услуги ни от кого не получишь. Самым же важным является результативность коррупционной сделки. Только 2,2% респондентов указали на то, что взятка не помогла решить их проблему.

Ненависть к берущим рождает протест

Затруднительным оказалось наиболее точно определить количество предпринимателей, вовлеченных в коррупцию. Ответы на прямой и нескромный вопрос распределились следующим образом: 34% затруднились ответить, 23% сказали, что никогда не давали взяток, 43% признались, что прибегали к неформальным выплатам чиновникам. Между тем другие вопросы анкеты давали возможность установить, что число бизнесменов-респондентов, дававших взятки, доходит до 82%. Общая сумма, выплачиваемая предпринимателями чиновникам за год, составляет 33 ,5 млрд. долларов. Это опять же минимальная оценка, которая немногим меньше доходной части бюджета 2001 года. А как распределяются взятки бизнеса по ветвям власти? 99 процентов поборов приходится на исполнительную власть. Это означает, что наша жизнь зависит не от законов, а от чиновников. Налицо наличие двойного налогообложения. Что любопытно: наш бизнес канючит по поводу того, что его давят официальные налоги, при этом ничего подобного не происходит в отношении взяток.

Специальное внимание в исследовании было уделено такой разновидности коррупции, как "захват государства". Мы под этим подразумевали инициативные попытки предпринимателей повлиять на решение властных органов разного уровня и разных ветвей власти. Доля респондентов, заявивших, что оказывали влияние хотя бы на один орган власти, составляет 33,1%. К "захвату власти" чаще других прибегали представители сырьевых отраслей, крупные монополисты, а также бизнес, связанный с властью через льготы или заказы.

Обращено внимание и на такую разновидность коррупции, как "захват бизнеса". Здесь речь идет об установлении чиновниками неправового контроля над бизнесом. Как показывает анкетирование, предприниматели не выделяют "захват власти" как специфическую проблему, несмотря на то, что стратегия представителей власти имеет целенаправленный и агрессивный характер. Между тем в рейтинге помех, мешающих предпринимателям нормально работать, на первом месте идет "плохая защита прав частной собственности". А "захват бизнеса" и есть активное, целенаправленное посягательство бюрократии на собственность предпринимателей.

Больше всего нас поразило то, что вовлеченность в коррупцию не имеет прямой зависимости от успешности бизнеса. Кстати, установить зависимость легко, а доказать независимость очень сложно. Когда мы это увидели, стали перепроверять полученный вывод через разные индикаторы. Но во всех случаях получали одно и то же. Что это значит? Если вы выбрали коррупционную стратегию успеха, то вы можете стать успешным, а можете стать неуспешным. Если вы не выбрали коррупционную стратегию, то вы тоже можете стать успешным и неуспешным. Пропорции успешных и неуспешных в случае выбора коррупционной стратегии или отказа от нее и в том, и другом случае статистически одинаковы. Для чиновников это весьма неприятный вывод, потому что из этого следует, что платить им вовсе необязательно.

Почему бывает так, что те, кто платит, не добиваются успеха, а те, кто не платит, добиваются? Ответ мы вычитали в одном из иностранных журналов, написавших, что менеджерам давно уже пора бы понять: не существует отдельно взятой стратегии, которая могла бы обеспечить успех в бизнесе. Все чрезвычайно индивидуально и адаптивно. Рынок уже стал достаточно свободным, чтобы бизнес мог менять ниши. И это подстегивает тех, кто не платит, к их поиску и повышению собственной конкурентоспособности. А у того, кто платит, наступает эффект расслабления. Чего можно добиться с помощью коррупции, так это стать монополистом. Но, оказывается, монополизм и успех тоже напрямую не связаны друг с другом. Ты можешь что-то монопольно производить, а это никому не нужно.

Одной из причин, порождающих коррупцию, опрашиваемые называют низкую зарплату чиновников. Но только 5% из них готовы поддержать повышение налогов для увеличения чиновничьей зарплаты. В то же время ужесточение уголовных наказаний за мздомство готовы поддержать более 80% заполнивших анкету. О многом говорит анализ эмоционального состояния респондентов после вступления в коррупционную сделку. Лидируют два типа реакции: ненависть и равнодушие-удовлетворение. Очень существенно, что ненависть характерна для живущих в крупных городах и мегаполисах, отличающихся высокой активностью и более высоким уровнем образования, не доверяющих власти и хорошо понимающих, что такое коррупция. Это означает, что коррупция усиливает протестный потенциал общества.

  

Галина ЛЕВЧЕНКО, Волгоград. "Деловые вести", № 9, сентябрь 2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики