ОТ НАЛОГОВОГО - К СТРАХОВОМУ ПРИНЦИПУ
Автор: Горгоц Елена
Регион: Павлово
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 23.12.2008

Есть вопросы, к которым общество проявляет активный интерес вне зависимости от возраста, пола, социального статуса. Один из них – пенсионная система страны. Ведь от того, насколько социально защищенным будет чувствовать себя человек после прекращения трудовой деятельности, во многом зависят его сегодняшняя активность и порывы к самореализации.

О том, какие перспективы ждут наших граждан в связи с продолжающейся пенсионной реформой, довелось услышать в Москве на ноябрьском семинаре Клуба региональной журналистики «Из первых уст» непосредственно от председателя Правления Пенсионного фонда РФ Антона Викторовича Дроздова.

Без реформы не обойтись

Сегодня численность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, составляет 38,5 млн. человек. По предварительным расчетам в 2009-2011 годах доля средств, направляемых из федерального бюджета на пенсионное обеспечение граждан, должна будет превысить половину общих доходов Пенсионного фонда. При этом средняя социальная пенсия (минимальная гарантированная человеку пенсия, даже если он не проработал ни дня) в 2008 году достигла лишь 83,2 проц. от прожиточного минимума пенсионера 3665 руб., т.е. социальная песия ниже прожиточного минимума. Средняя трудовая пенсия по старости превышает прожиточный минимум пенсионера всего на 16 проц.

Если ничего не менять, то в дальнейшем доля средств федерального бюджета, которые придется направлять на сбалансирование пенсионной системы, продолжит рост, но материальное положение пенсионеров от этого не станет лучше.

В «советской» системе пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан, которую многие вспоминают как справедливую, средняя трудовая пенсия (100 руб.) в 2,5 раза превышала минимальную (40 руб.).

Все это ясно показывает, что так дальше жить нельзя. Нужно разрабатывать направления по совершенствованию пенсионной системы, наиболее приемлемый путь - развитие страховых принципов. Тем более, что опыт в этом направлении постепенно нарабатывается на основе пенсионной реформы, начатой в 2002 году, сложившейся из «трех китов»: государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения (страхования).

Растет число участников негосударственных пенсионных фондов, сегодня более 6,5 млн. человек добровольно формируют пенсионные накопления, свыше миллиона человек получают негосударственную пенсию. Ее уровень совместно с трудовой пенсией по старости уже сегодня обеспечивает индивидуальный уровень пенсионного обеспечения работников на отметке 40 процентов от размера утраченного заработка.

Порядка 3,27 млн. человек перевели средства обязательных пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственные пенсионные фонды.

Меняем 20 на 26

В 2010 году формирование пенсионной системы должно перейти от налогового к страховому принципу. Единый социальный налог будет заменен на страховые платежи. Предложен перевод базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования. И страховая часть, и базовая начинают индексироваться по единым правилам. Взнос на пенсионное страхование составит 26 процентов от фонда оплаты труда, а общие отчисления на все виды страхования, включая медицинское и социальное, будут равны 34 проц.

Кстати, раньше до введения единого социального налога (ЕСН) на обеспечение будущих пенсий работодатель вносил за своих работников 28 процентов от фонда оплаты труда, плюс еще один процент платил сам работник со своей зарплаты. Так что такую величину социальных отчислений нельзя назвать завышенной.

ЕСН предусматривает три ступени. Одна ставка берется с заработка 280 тыс. руб. в год, другая – с 600 тыс. руб., следующая – после 600 тыс. руб. в год. Теперь предлагается установить единый объем заработка для отсечения – 415 тыс. руб. в год. С суммы, превышающей 415 тыс. рублей в год (около 35 тысяч рублей в месяц), а на начальном этапе с суммы свыше 280 тыс. руб., предлагается вовсе не брать страховые взносы.

Заработок 82 проц. работников не превышает 135 проц. среднемесячной заработной платы в стране. При ежегодной индексации предела для начисления страховых взносов с учетом роста средней заработной платы в системе обязательного социального страхования всегда будут полностью охватываться заработки все тех же 82 проц. работников.

Введение предельного порога для взимания страховых взносов должно стимулировать бизнес повышать легальные зарплаты у работников.

Для всех работодателей, организаций устанавливается единый тариф, независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности. Отдельное решение принято для организаций малого бизнеса, которые имели льготы. В частности, особый переходный период устанавливается для тех, кто работает на рынке высокотехнологичной продукции и в сельском хозяйстве. На пять лет им будут сохранены текущие условия, а федеральный бюджет будет доплачивать Пенсионному фонду объем недопоступаемых от них средств, поэтапно снижая размер компенсации.

Способы увеличения пенсий

Во многих странах действует стандартная практика, при которой гражданин получает установленный уровень пенсии в случае, если в течение определенного срока (в Европе это 30 лет) он отчислял в пенсионную систему не меньше конкретного объема средств. В расчет берется стоимость страхового года, которая определяется минимальным размером оплаты труда (МРОТ), умноженным на 12 месяцев. Начиная с 01.01.2009 МРОТ будет устанавливаться на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения, как это предусмотрено в Трудовом кодексе Российской Федерации (4330 руб.).

В 2010 году стоимость страхового года в системе обязательного пенсионного страхования составит около 16000 руб. Такой должна быть годовая величина обязательного платежа в фиксированном размере для индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним категорий самозанятых граждан (сегодня 150 руб. в месяц, или 1800 руб. в год).

Следующий способ позаботиться о будущей пенсии – уже известный Федеральный Закон № 56, который предлагает гражданину подумать самому об увеличении будущей пенсии и оказывает конкретную помощь в этом. Эта программа так и называется – государственное софинансирование пенсии. В народе ее окрестили «программа 1000 на 1000».

Закон предусматривает, что на протяжении 10 лет на каждую тысячу внесенных гражданином личных средств тысячу добавит государство, но не более 12 тыс. руб. в год. Государство добавит 48 тыс. руб. в год, если 12 тыс. руб. внес человек, который достиг пенсионного возраста, но работает и не получает пенсию. При этом работодатель тоже имеет право софинансировать. В этом случае работодатель освобождается от уплаты ЕСН с внесенной суммы, но не более 12 проц. фонда зарплаты. А работник имеет право предъявить эту сумму к вычету в составе общего объема вычетов при уплате налогов в размере 120 тыс. руб. в год.

Известно, что поздний выход на пенсию тоже увеличивает размер пенсии.

- В данном случае речь не идет об увеличении пенсионного возраста, этот шаг должен быть подготовлен и объявлен заранее, - считает А.В.Дроздов. – Также нет ничего плохого и в том, что пенсионер, находясь на пенсии, продолжает работать. Это его право. Если за работающих пенсионеров уже были отчисления в пенсионную систему, которые учтены, то есть, таким образом, они внесли свой вклад, то почему им не платить пенсию, которую они заработали, а Пенсионный фонд эти деньги получил? Мы не считаем, что здесь нужно что-то менять.

В то же время разработаны меры, стимулирующие граждан самим на некоторое время отказываться от назначения пенсии. Например, есть предложение за каждый год, превышающий 30-летний стаж, индексировать накопления на 6 проц. дополнительно. Соответственно, если стаж меньше – придется рассчитывать на индексацию на 3 проц. ниже.

С 1 января 2010 года государство собирается выполнить обязательства перед людьми старшего поколения. У них не было возможности заработать страховую пенсию, т.к. большая часть их трудового стажа прошла в годы советской власти. В первую очередь для них предусмотрена, так называемая «валоризация» (повышение денежной оценки) пенсионных прав. Правила следующие: 10 проц. - за стаж с 1991 по 2001 год, плюс 1 проц. за каждый год советского стажа до 1991 года. Чем больше срок работы до 1991 года, тем больше будет размер пенсии. Увеличение может произойти сразу на 1700 руб., а у пенсионеров, имеющих очень большой стаж, - на 2400 рублей.

Валоризация будет проводиться в отношении всех лиц, имевших хотя бы месяц трудового стажа и заработок до 01.01.2002 г.

Виды на размер пенсий

На 2009 год принята программа сравнять социальную пенсию с прожиточным минимумом. Он по расчетам в среднем по стране будет 4135 руб., а социальная пенсия - 4176 руб. Трудовая пенсия в конце нового года в 1,3 раза превысит прожиточный минимум и составит 5460 руб.

С 1 апреля предусматривается индексация трудовой пенсии на 15,6 проц. В целом индексация всей пенсии за 2009 год составит порядка 37,1 проц.: два раза будет повышаться базовая часть и один раз – страховая.

В 2010 году средняя трудовая пенсия должна составлять не менее двух прожиточных минимумов пенсионера, к 2015 – 2,5, к 2020 – 3.

У тех, кто будет вступать в трудовую деятельность после вступления в силу нового законодательства, в случае ежегодного отчисления в течение 30 лет в пенсионную систему не менее стоимости страхового года, после завершения трудовой деятельности они смогут получать пенсию в размере 40 проц. среднего заработка. Все страны Европы ориентируются на такой уровень замещения заработка при выходе на пенсию работника типовой специальности, который имеет 30-летний страховой стаж с отчислениями не ниже определенного уровня.

На весь 2009 год запланирована большая работа по законопроектам, чтобы с 1 января 2010 года начать внедрять предложения по совершенствованию пенсионной системы. В Госдуме уже рассмотрены во втором и первом чтении два важных законопроекта: один предусматривает отмену обязательной ежегодной подачи заявления в Пенсионный фонд, если человек решает отказаться от получения социального пакета. Второй законопроект введет ежегодный автоматический пересчет размера пенсий для работающих пенсионеров.

- Еще одним приоритетом для нас станет упорное ведение серьезной разъяснительной работы с целью повышения пенсионной грамотности населения, - сказал А.В.Дроздов, - и в этом мы надеемся на помощь журналистов.

Прогресс в персонифицированном учете

В будущем изменения претерпит и порядок назначения пенсии. Вся информация, все платежи работодателей за работников проходят через систему персонифицированного учета. В настоящее время в ней 120 млн. счетов работающих. Информация накапливается, в дальнейшем она позволит упростить назначение пенсий.

Сегодня для назначения пенсии гражданин должен принести выписку из трудовой книжки, всевозможные справки и т.д. Дело в том, что страховой стаж, который попал в систему персонального учета, идет с 2000-го года. Гражданам, которые прекратят трудовую деятельность в новых условиях, трудовая книжка не понадобится. Для назначения пенсии послужит его персональный учет и будет все равно, менял ли он место работы или нет, система персонифицированного учета предоставит данные о всех отчислениях, произведенных за каждого человека.

Пенсионный фонд, как управленческий аппарат, планирует повысить эффективность собственной работы. Разрабатывается программа, которая обеспечит электронный способ обмена информацией с гражданами.

- Мы сейчас работаем со Сбербанком и ВТБ-24, чтобы расширить возможности электронных сервисов, - говорит Дроздов. - Работаем с Почтой России, потому что средства, которые мы платим Почте за доставку, довольно высокие, они растут с каждым годом. Мы заинтересованы в том, чтобы заменить эти посреднические услуги на прямое взаимодействие с пенсионерами через электронные средства связи. Возможно, скоро пенсионеры получат доступ к своему пенсионному счету, т.е. сведения об объеме накопленных средств гражданин будет узнавать не из «писем счастья», а с помощью карточки. Нажав кнопку, он сможет ознакомиться с реестром своего счета. Отпадает необходимость в распечатке и получении писем ПФ. Мы понимаем, что охватить всех пенсионеров не получится еще долго, т.к. есть сельские и труднодоступные районы, просто есть люди, которые не могут пойти в Сбербанк или куда-то, чтобы получить пенсию. Мы обязаны им предоставить доступный им набор услуг, но при этом мы должны развивать новые возможности: Интернет и тд.

Начал работать – думай о пенсии

С первого дня трудовой деятельности молодым людям надо самим держать в голове и планы на пенсионный возраст. Это характерно для жителей Европы. Работая в компаниях и фирмах, они приблизительно понимают свой уровень пенсионного обеспечения к выходу на пенсию, исходя из этого, сами решают, делать ли им дополнительные взносы на будущее, сэкономив на чем-то сегодня.

  

Елена ГОРГОЦ, г. Павлово. Интернет-портал «Селяне» 25 декабря 2008 г http://seliane.ru/

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики