На днях правительство представило на рассмотрение в Госдуму бюджет на будущий год. В нем расходы на оборону значатся в разряде "приоритетных сфер", если не стоят на первом месте. Означает ли это, что государство наконец-то повернулось к армии лицом? Или события последних лет и дней заставили по-новому взглянуть на проблему государственной безопасности? Так или иначе, - но можно надеяться, что необходимость проведения военной реформы будет подкреплена реальными финансовыми вливаниями.
В основу этого материала легло выступление заместителя председателя Комитета Государственной Думы по обороне Эдуарда Аркадьевича Воробьева на семинаре Клуба региональной журналистики в Москве. Профессиональный военный, прошедший все ступеньки служебной лестницы от солдата до генерал-полковника, от стрелка-радиста до первого заместителя Главнокомандующего Сухопутными войсками, он выполнял свою работу практически во всех "горячих точках". В декабре 1994 года в знак несогласия с применением наших войск в Чечне он подал рапорт об отставке и был уволен из Вооруженных сил. С 1995 года он депутат Государственной Думы.
Когда профессионал рассуждает о близких ему проблемах, верится легко. Но как же не хотелось верить в этом конкретном случае! Однако вот они - факты. В мире появился доселе неизвестный в таком широком масштабе вид военной угрозы - террористические действия, перешагнувшие границы отдельных стран. Основанный на новейших средствах устрашения и уничтожения, этот вид угроз стал глобальным явлением. Специалисты говорят также о том, что, несмотря на значительное потепление международной обстановки, на пороге у нас - войны шестого поколения, где будут применяться нетрадиционные средства борьбы: лучевые, лазерные, электромагнитные, микроволновые, плазменные, психотропные, астероидные, генетические и другие. Сегодня действия руководства Соединенных Штатов Америки уже не только убежденным пацифистам кажутся неоправданно жесткими, а применение оружия не всегда бесспорным. То и дело вспыхивающие конфликты близ границ России не добавляют уверенности в завтрашнем безоблачном дне. Так что не надо быть семи пядей во лбу, чтобы осознать: наша страна может и должна осуществлять экономические преобразования, повышать жизненный уровень своих граждан, но и не забывать в то же самое время о вооруженной защите. Сошлюсь на цифры и факты, приведенные в выступлении Э.А. Воробьева и касающиеся совсем не далеких времен. Вся советская промышленность и экономика были направлены на обеспечение обороны как высшего приоритета традиционно - с первых пятилеток до 90-х годов. Советская экономика была в высшей степени монополизирована. Более 90% собственности принадлежало государству, и планировалось и управлялось им. На 70% она была ориентирована на тяжелую промышленность. Все это позволяло нам содержать Вооруженные силы численностью около 4 млн. человек и сохранять количественное превосходство в развернутом вооружении большинства классов даже над такой страной как США, а по некоторым образцам военной техники иметь и качественное первенство. К середине 80-х годов, то есть на пике холодной войны, наша страна располагала 32 тысячами единиц стратегического и тактического ядерного оружия, а вместе со складскими запасами - около 45 тысяч против 27 тысяч у США. В то время ни одно государство в мире не имело 5 видов Вооруженных сил, 15 военных округов, 5 групп войск за рубежом общей численностью около 600 тысяч человек, 4 флота и 3 эскадры, которые находились за пределами своей территории в дальних морях.
ВСЕ изменилось с распадом СССР. И как бы мы ни упивались тогда собственными суверенитетами, в сфере обороны резали по живому. Единый организм Вооруженных сил оказался расчлененным по территориальному принципу. "Подсел" и военно-промышленный комплекс: смежники многих предприятий остались в ближнем зарубежье.
Вернемся на минуту к вышеприведенным цифрам. Не знаю, как у вас, а у меня волосы дыбом вставали от "рассекречивания" ситуации, хоть и прошлых лет. Слишком хорошо помнятся "проработки" горлита (тогдашней цензуры), когда даже намек на какие-то цифры, имеющие даже отдаленное отношение к оборонке как секретные данные, пресекался и наказывался.
Правда, надо сказать, что упоминая о сегодняшнем состоянии современной Российской армии, наш собеседник был вынужден цитировать ежегодный справочник "Военный баланс 2000-2001гг.", издаваемый Лондонским институтом стратегических исследований. Завеса тайны по привычке сохраняется. Для своих. Потому что в ООН, в ОВСЕ мы обязаны регулярно сообщать данные о численности, составе, вооружении и финансировании Вооруженных сил. Так вот, на сегодня российские ВС насчитывают свыше 1,2 млн. военнослужащих, порядка 30 "тяжелых" и 5 "легких" дивизий различной степени укомплектованности. В войсках и на складах имеется около 22 тысяч танков, около 26 тысяч единиц другой бронетехники, 2 тысячи зенитно-ракетных установок, 1800 боевых самолетов, 900 удалых вертолетов, 40 многоцелевых атомных и дизельных подводных лодок и около 140 боевых кораблей основных классов.
Вроде бы немало. Но - "броня крепка"? И танки наши быстры? Увы. Основная часть накопленных вооружений морально устарела, значительная часть военной техники в ближайшее время исчерпает свой технический ресурс. Через 10 лет, даже при надлежащем ремонте и обслуживании перечисленного, останется в 3 -5 раз меньше. Хуже всего будут обстоять дела с оснащением войск и флота высокоточным оружием, средствами разведки и управления, средствами информационного противоборства.
ГОВОРИТЬ, что ничего с начала 90-х годов для улучшения ситуации не делалось, нельзя. Но это скорее тот случай, когда реформирование было не во благо. Э.А. Воробьев открыто назвал эти экзерсисы с армией волюнтаристскими. Судите сами. В конце 90-х годов Сухопутные войска были ликвидированы как вид ВС, затем восстановлены. Военно-космические силы были выведены из состава Ракетных войск стратегического назначения, затем были введены в их состав. В настоящее время они опять выведены и являются отдельным родом ВС. Произошло объединение ВВС и ПВО, но после своего увольнения в запас бывший главком признался, что это было ошибочное решение. Та же неразбериха творится с численностью и конфигурацией военных округов, которые то объединяют, то разъединяют.
Все это не могло не "ударить" по человеческому фактору. Произошла невиданная по масштабам убыль офицерского состава. Причем увольнялись не "возрастные", а те, кто мог бы еще служить. Э.А. Воробьев привел слова одного из российских военачальников: "До Урала у нас уже нет командиров батальонов, а за Уралом уже нет командиров полков".
Больная тема - качество оставшегося личного состава. Не журналисты, которых принято обвинять в опорочивании армии, а начальник Генерального штаба заявил: "Российскую армию захлестнули воровство и хищения. Среди офицерского состава процветают вседозволенность и всепрощенчество. Продолжается криминализация армейской среды". Только в прошлом году рост преступлений в ВС пересек отметку 23,3 тысячи уголовных дел. Среди них 307 умышленных убийств, 340 разбоев, более 600 грабежей. На 26% чаще стали совершаться преступления в состоянии опьянения и на четверть больше - с применением оружия. За 2001 год в войсках и воинских формированиях зафиксировано более 3 тысяч случаев неуставных отношений. Появились новые виды нарушений. Это недостачи боевой и специальной техники, разукомплектование, извлечение из элементов и деталей боевой техники и вооружения драгоценных металлов. Сейчас в розыске находится более 54 тысяч единиц стрелкового оружия.
Цифры печальные, если не сказать устрашающие. Но, как я поняла, не для устрашения они стали достоянием гласности. Вывод из них один. Вернее - два. Так дальше продолжаться не может. Надо что-то делать. Это что-то и должна предложить новая военная реформа. "Под нее" и выделяются правительством деньги. Для того, чтобы наша армия стала другой, мы и согласны потуже затянуть пояса…
ОДНОЙ из основных причин катастрофического положения армии специалисты считают падение стимулов к военной службе. А это, по цепочке, идет от недостаточной социальной защищенности и низкого денежного довольствия. Недаром и "на местах" военные говорят об этом. Магнитка не слишком богата служивыми, поэтому удалось поговорить с работниками военкоматов да с пограничниками нашего отряда. Мнения и пожелания схожи: нужны квартиры для кадровых военных, жилищные сертификаты не решают эту проблему, обещанная прибавка к жалованью на самом деле оказалась "убавкой" - коммунальные платежи за общежития съедают ее без остатка. Мне даже напомнили слова Наполеона: "Если государство не хочет кормить свою армию, оно будет кормить чужую".
Одним из выходов из создавшегося положения специалисты называют переход армии на контрактную систему. Человек должен идти в армию осознанно, за достойное вознаграждение - и денежное, и статусное. Работать, именно работать, в армии должны профессионалы. Это объективная причина, поскольку высокоинтеллектуальная техника вооружения требует, чтобы ею управляли квалифицированные люди.
Еще одна проблема - сложности с призывом. Антиармейские настроения, захлестнувшие молодежь в силу и объективных, и субъективных причин, физическое состояние призывников, неблагоприятные демографические перспективы к 2005 -2007 годам, когда попросту служить будет почти некому, - все это заставляет искать новые формы и модели Вооруженных сил. С вариантом, который предлагает сегодня "Союз правых сил" (а наш собеседник-член фракции СПС), я и хочу познакомить читателей "МР". В чем суть замысла? Цитирую почти дословно.
В соответствии с современными оборонными взглядами для выполнения задачи в локальных войнах и конфликтах России достаточно иметь Вооруженные силы мирного времени численностью, к примеру, 1млн. человек. Эта миллионная армия должна быть укомплектована по контракту. В случае возникновения более серьезного конфликта ВС, укомплектованных по контракту с такой численностью, будет недостаточно, возникнет необходимость призыва некоторого количества военнообязанных из резерва. Резерв будет готовиться в специальных центрах, продолжительность службы там составит 6-8 месяцев. После получения подготовки по военно-учетной специальности молодой человек уходит в запас, становится военнообязанным и попадает под действие Закона "О воинской обязанности и воинской службе", в котором написано, что за время пребывания в запасе гражданин призывается на военные сборы для совершенствования своей военно-учетной специальности не более чем на два месяца с промежутком не реже чем через три года и общей сложностью пребывания на этих сборах 12 месяцев. Если же по своей подготовке, внутреннему складу, желанию он захочет служить в ВС, он будет служить на контрактной основе. Из числа привлекательных мер предлагается и повышение денежного довольствия, с тем, чтобы оно превышало уровень средней заработной платы по стране. Т.е. военная организация должна быть конкурентоспособным работодателем.
Конечно, эти и другие предлагаемые меры должны пройти через определенную экспертизу специалистов и обсуждение заинтересованных лиц - от кадровых военных до призывников. Только вот времени у нас, как всегда, в обрез. И, только не иронизируйте - это не мое открытие, нужно заинтересованное и прямое участие президента. Франция на основании опыта, в том числе и негативного, перешла на профессиональную армию в течение пяти лет практически безболезненно. Особенность этого перехода состояла в том, что этим лично руководил президент Франции. Может, этот опыт вдохновит и наших реформаторов. Наш-то президент и вовсе не из гражданских... 
Татьяна КРЕПКОГОРСКАЯ, Магнитогорск. "Магнитогорский рабочий", 31.08.2002 г.

|
|