КОГДА РОССИЙСКИЕ ПЕНСИОНЕРЫ СМОГУТ ОТПРАВИТЬСЯ В КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ?
Автор: Пушная Юлия
Регион: Новосибирск
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 24.12.2008

Система пенсионного обеспечения – достаточно широкая и сложная тема. От того, как человек будет в ней ориентироваться, зависит – будет ли он использовать все ее возможности и получать достойную пенсию или будет рассчитывать только на гарантированное государством. От того, насколько социально защищенным будет чувствовать себя человек, в том числе, после прекращения трудовой деятельности, зависит его настроение, активность, возможность к самореализации.

Структура пенсионного обеспечения, которую мы сейчас имеем, сложилась после 2001 года и характеризуется довольно сложным механизмом назначения, расчета, индексации пенсий, а также множественностью источников ее финансирования.

Пенсия складывается из нескольких частей. Первая часть – базовая. Она устанавливается государством. Государство устанавливает ее ежегодно и ориентируется, в основном, на индекс потребительских цен. Эти части живут каждая своей жизнью. Страховая часть индексируется в зависимости от доходов Пенсионного фонда, а накопительная часть размещается, инвестируется на рынке в те инструменты, которые определены законодательно. И, соответственно, она индексируется в зависимости от дохода, который получают по итогам прошлого года. Самый высокий доход был 7,05%.

В принятом бюджете на 2009-2011 годы, средний уровень социальной пенсии (это минимальная гарантированная человеку пенсия, даже если он не проработал ни дня) составляет в текущем году 83,2% прожиточного минимума. То есть, она пока ниже его. В абсолютной сумме это чуть более 3 тыс. руб. на конец текущего года. Трудовая пенсия по старости в среднем составляет около 116% от прожиточного минимума пенсионера.

Весь нынешний год Правительство думало о совершенствовании пенсионного законодательства. Главным стержнем нового этапа развития пенсионной системы является укрепление страховых принципов ее развития, которое предусматривает перевод базовой части трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования. То есть, базовая часть как таковая перестает существовать. Она вливается в страховую часть. И страховая часть, и базовая начинают индексироваться по единым правилам. То есть, по уровню доходов пенсионной системы.

Для того, чтобы сбалансировать пенсионную систему, правительству пришлось несколько повысить тариф страховых взносов, чтобы он являлся единственным источником для финансирования пенсионных обязательств. Его повысили до 26% (с нынешних 20%). При этом, если посмотреть на сам тариф, то 10% там – это базовая часть, которая перешла из бюджета, 6% - накопительная часть и 10% - это чисто страховая часть.

Для того, чтобы получать заявленную пенсию, необходимо, чтобы страховые взносы были не меньше определенного минимума. Это стандартная практика, которая принимается во всех странах. То есть, ты получаешь установленный уровень пенсии в случае, если ты определенный срок (в Европе это 30 лет) отчисляешь в пенсионную систему не меньше такого-то уровня. В этом случае вы получаете заявленный уровень пенсии.

Еще один элемент системы – это стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений. Государство будет стимулировать эти инициативы в течение 10 лет. Государство доплатит не более 12 тыс. руб. в год, если вы 12 тыс. руб. внесли сами. Таким образом, это увеличивает ваши пенсионные права.

Теперь об уровне пенсионного обеспечения. Известно, что есть люди, которые уже получают пенсию или собираются выйти на нее. А есть люди, которые только в 2010 году, когда начнется реформа, вступят в трудовую жизнь. Для тех, кто уже выходит на пенсию или вышел, в 2010 году средняя трудовая пенсия должна составлять не менее двух прожиточных минимумов пенсионера. К 2015 году – это 2,5, к 2020 году – 3. Для этого с 1 января 2010 года будет так называемая валоризация пенсионных прав. То есть, пересчет их по определенным правилам. Эти правила следующие. 10% - за стаж с 1991 по 2001 год. Плюс 1% за каждый год советского стажа до 1991 года, чтобы лучше учесть их трудовой вклад в советское время. Таким образом, единовременно пенсионные права граждан будут увеличены и, соответственно, будет увеличен объем пенсий. Помимо всего прочего.

Кроме того, в 2009 году еще будет существовать принятая программа по увеличению базовой части. Недавно премьер-министр говорил о существенной индексации этой части. В результате, до конца 2009 года базовая часть сравняется с прожиточным минимумом. Если говорить о цифрах, то в конце 2009 года прожиточный минимум пенсионера в среднем по стране будет 4135 руб. И, соответственно, социальная пенсия будет 4176 руб., основу которой составляет базовая часть. Что касается трудовой пенсии, в следующем году предусматривается индексация ее на уровне 15,6%. Это помимо базовой.

Что касается тех, кто будет вступать в трудовую деятельность после изменений пенсионного законодательства, то если они в течение 30 лет отчисляют в пенсионную систему не менее определенной величины, то к выходу на пенсию они могут получать 40% среднего заработка за весь период трудового стажа.

Но хватит ли у государства денег для того, чтобы выполнить такие целевые ориентиры? Как считает Председатель Правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов, этих средств хватит. Если будут временные сложности, допустим, ситуация в следующем году будет непредсказуемой, то в бюджетном кодексе есть запись, что средства фонда «Национальное благосостояние» могут быть направлены, в первую очередь, на финансирование пенсий, а это более 3 трлн. руб.

- Как известно, пенсионные деньги – «длинные деньги». Во что сейчас Пенсионный фонд их вкладывает?

Дроздов: Пенсионная система у нас смешанная: есть солидарная, и есть накопительная система. Солидарная система – это средства, которые поступают от работодателя как страховые взносы. (Кстати, у нас чуть ли не единственная страна в мире, где платят только работодатели. За границей еще платят сами работники. В Европе, как правило,– пополам.).

Накопительная – это когда средства, которые отчисляются за гражданина, остаются за ним. Они обосабливаются и никуда не тратятся, а инвестируются по определенным правилам. И когда гражданин выходит на пенсию, они ему выплачиваются. Эта часть имеет сложную судьбу. Во-первых, гражданин должен определиться, куда ее направить. Вы знаете, что до конца года каждый должен подать заявление о том, куда хочет направить свои пенсионные накопления. Об объеме этих накоплений Пенсионный фонд ежегодно информирует всех граждан – направляет так называемые «письма счастья». Эти средства Пенсионный фонд направляет во временное размещение в государственные ценные бумаги. Это получается год или чуть больше.

Человек может принять решение направить эти средства в негосударственный пенсионный фонд. В этом случае ПФР направляет средства в выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд, и с этого момента это деньги негосударственного пенсионного фонда. ПФР к ним формально до назначения пенсии отношения не имеет. По нашей информации, в прошлом году порядка 1,5 млн. человек делали взносы в негосударственные пенсионные системы. И еще более 5 млн. человек участвовали в негосударственных пенсионных системах, но взносы за них делали корпорации и организации в рамках социального пакета.

Человек вправе выбрать управляющую компанию. Есть государственная управляющая компания – Внешэкономбанк, а есть частная, отобранная по конкурсу. Пенсионный фонд заключает договоры с негосударственными управляющими компаниями, и по договору передает в управление эти средства. Если человек не определился, является так называемым «молчуном», ПФР автоматически направляет эти средства в государственную управляющую компанию.

- Много времени ведутся разговоры о повышении пенсионного возраста. Каковы перспективы этого дела? Имеют ли основания такие разговоры?

Дроздов: Об увеличении пенсионного возраста сейчас речь не идет. Но разработаны меры, стимулирующие граждан к позднему выходу на пенсию. В составе предложений предусмотрено, что если вы проработали больше 30 лет, то на 6% за каждый год сверх 30 лет ваше пенсионное накопление будет индексироваться дополнительно. Соответственно, если меньше, то на 3% будет меньше.

- Цифра прожиточного минимума в 4 тыс. руб. меня просто удивляет. Я не представляю, как можно прожить на эти деньги, потому что в среднем за коммунальные услуги в месяц нужно платить 1,5-2 тыс. руб. Может, пора поменять методику расчета?

Дроздов: Методику расчета, действительно, меняют. Методика расчета меняется раз в пять лет. Следующий срок – 2010 год. Там есть корзина товаров и услуг, которые индексируются, определяются и так далее.

Потом, эта сумма – средняя цифра по стране. Федеральной функцией определено доведение пенсий и пособий до среднефедеральных показателей. Если в субъекте уровень прожиточного минимума отличается от федерального, то предусмотрена схема, что это ответственность субъекта. Он доплачивает эту разницу. А федеральный бюджет через межбюджетные отношения будет регулировать взаимоотношения уже с субъектом.

Следующий момент. Это реальная цена труда. Общество должно для себя принять решение. Если этот тариф высок, то чем хороша страховая система? Объявляется тариф для пенсии – 26%. При этом, уровень пенсии будет примерно 40% заработка или 2,5 уровня прожиточного минимума. Если граждане говорят, что им это подходит, а работодатель говорит, что ему это много, тогда государство должно решить, чтобы федеральный бюджет дал дотацию Пенсионному фонду. И мы снизим этот тариф. То есть, это вопрос переговоров и нахождения консенсуса в обществе. Но мы в любом случае должны дать реальную цену тарифа, иначе мы введем всех в заблуждение.

- Этого достаточно для достойной старости? Если нет, то сколько достаточно?

Дроздов: Два прожиточных минимума, 2,5 и 3. Это показатели. Другое дело, что прожиточный минимум мы будем индексировать в 2010 году. Конечно, человек, прежде всего, ориентируется на тот уровень, когда он вышел на пенсию. И ему хочется иметь пенсионное обеспечение больше. Я бы советовал самим активно, к чему мы и призываем особенно молодых людей, конструировать свой уровень пенсионного обеспечения. При формировании своих жизненных планов надо самим держать в голове и свои пенсионные планы. Это, в принципе, характерно для всех жителей Европы. Они знают, где они работают, кем работают, как работают, и приблизительно понимают свой уровень пенсионного обеспечения к выходу на пенсию. Они сами решают, делать ли им дополнительные взносы, сэкономив на чем-то и так далее. Новая схема даст возможность определиться каждому.

- В связи с кризисом у нас встают некоторые заводы. Пенсионный фонд готов к кризису? Не будет ли задержек пенсий?

Дроздов: Могу сказать сразу – готов! Октябрь мы прошли в плане, без сбоев, ноябрь сейчас анализируем. Конечно, мы ожидаем, что объем платежей, если будет такая ситуация, уменьшится. Но у нас есть ответственность бюджета. В бюджете есть фонд «Национальное достояние». Мы рассчитываем, что в период кризиса государство, имея такие резервы, подстрахует пенсионную систему. По крайней мере, председателем правительства было объявлено, что от тех ориентиров увеличения пенсий, которые были объявлены, правительство не отказывается. И будет их проводить. В том числе индексации. Мы надеемся, что кризис – это краткосрочный период, который нам предстоит преодолеть. Для этого все необходимые резервы и создавались.

  

Юлия ПУШНАЯ, г. Новосибирск. Журнал «Советская Сибирь», декабрь 2008 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики