ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ. ЛУЧШЕ И ДЕШЕВЛЕ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЗАКОН О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ, ЧЕМ ПРИНИМАТЬ НОВЫЙ
Автор: Петров Сергей
Регион: Уфа
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 07.03.2003

Уфа, 28 ноября, "Башинформ", Сергей Петролин.

Поспешность, непродуманность решений по реформированию местного самоуправления может привести к возникновению кризисных ситуаций. Тем более, что разработчики проекта Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", который обсуждался на заседании Госсовета в октябре, хотят осуществить реформу за счет жесткого огосударствления местного самоуправления.

Об этом заявила на селекторной пресс-конференции, которая прошла сегодня в агентстве "Башинформ" при поддержке Клуба региональной журналистики, президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. По ее словам, гораздо лучше было бы пойти по пути совершенствования действующего Закона о местном самоуправлении 1995 года. Только тогда можно будет принять правильное решение, к тому же это во много раз дешевле обойдется России. Поэтому не надо торопиться принимать новый закон, а нужно поэтапно решать назревшие проблемы в местном самоуправлении.

Позиция. Не приведет ли принятие законопроекта по местному самоуправлению к углублению в стране кризисныхсоциально-экономических ситуаций?

Уфа, 29 ноября, "Башинформ", Сергей Петролин.

В агентстве "Башинформ" при поддержке Клуба региональной журналистики "Из первых уст" прошла селекторная пресс-конференция, в ходе которой президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева высказалась о ситуации, которая сложилась в связи с предлагаемым проведением реформирования местного самоуправления.

По ее словам, проект Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" вызывает самый широкий интерес и неоднозначную реакцию со стороны сообщества руководителей органов местного самоуправления, экспертного сообщества и институтов гражданского общества. Год назад, на Гражданском форуме, тема местного самоуправления широко обсуждалась в первый раз. И уже тогда возникла дилемма: является ли местное самоуправление третьим уровнем государственной власти системы управления страной или же местное самоуправление по своей сути, определенной Конституцией РФ, является формой полной самоорганизации населения для решения вопросов местного значения?

Комиссия заместителя руководителя Администрации Президента РФ Дмитрия Козака поставила задачу - сформировать на федеральном уровне достаточно жестко регламентированную структуру организации местного самоуправления. По мнению разработчиков законопроекта, на сегодняшний день право на организацию местного самоуправления в некоторых субъектах Рос сийской Федерации понимается неправильно, неадекватно, и субъекты не позволяют развиваться местному самоуправлению в той форме, в которой это было бы необходимо для реализации прав граждан. Именно в связи с этим законопроект очень жестко, неоднозначно во многих местах регулирует систему организации местного самоуправления. Так, законопроект закрепляет за органами местного самоуправления функции формирования налоговой базы на местном уровне. По сути дела, федеральный центр берет на себя ответственность за обеспечение сбалансированности полномочий на местном уровне, субъектам РФ вменяется в обязанность определить границы муниципальных образований новых типов, проводить контроль за исполнением возложенных на органы местного самоуправления полномочий, регионам отдаются другие административные рычаги для решения некоторых вопросов местного значения.

По сути дела, данный законопроект выстроен в рамках концепции, по которой местное самоуправление представляет из себя третий уровень государственной власти Российской Федерации, так называемую систему публичной власти. Так как по Конституции РФ местное самоуправление не входит в состав государственной власти, то разработчики приняли новый термин "публичная власть". И этот новый подход по огосударствлению местного самоуправления вызывает наибольшие нарекания со стороны экспертного сообщества, гражданского общества и руководителей органов местного самоуправления. Они считают, что такой подход не соответствует ни духу, ни букве российской Конституции, которая рассматривает местное самоуправление как стратегический инструмент развития демократии и организации населения для решения вопросов местного значения. А не как институт, который определяется сверху с конкретным перечнем вопросов, в том числе с обязательным исполнением определенного типа государственных полномочий.

К сожалению, в законопроекте не определяются очень многие права граждан, связанные с их участием в определении и изменении границ местного самоуправления, определении структуры органов местного самоуправления. Вплоть до того, что нет предусмотренного Конституцией РФ права прямых выборов органов местного самоуправления. Субъекты РФ могут отменить прямые выборы или продлить сроки представительства.

По сути дела, дается жесткое определение всех параметров местного самоуправления, в том числе по финансовым, территориальным вопросам и другим, что может привести к отрицательным экономическим, социальным последствиям. Не говоря уже о том, что такое жесткое огосударствление органов местного самоуправления на долгие годы приостановит процессы, которые сейчас развиваются в стране: повышение гражданской активности населения, вовлечение институтов гражданского общества в местное самоуправление.

Разработчики законопроекта исходили из того, что в стране полностью отсутствует институт гражданского общества, а население ее пассивно, и поэтому как бы насаждают сверху местное самоуправление в том виде, в котором федеральный центр его себе представляет. Такое централизованное принятие решения не может быть эффективным уже по своему определению, потому что невозможно из центра учесть то разнообразие факторов и потребностей, которые существуют на местном уровне. Поэтому любое решение, принятое из единого центра, вряд ли окажется эффективным для конкретных городов, поселений, например, Республики Башкортостан. Поскольку будет предоставлено очень мало свободы органам местного самоуправления для решения конкретных ситуаций.

Предполагается, что в ближайшие два года губернаторы и мэры будут вовлечены в работу по изменению территорий муниципальных образований, делению собственности, бюджетов, полномочий. И времени на решение проблем непосредственного жизнеобеспечения населения, объектов образования, социальных программ у них будет оставаться мало. Поэтому возможно еще большее усугубление кризисных ситуаций, которые и так сегодня существуют.

Основная проблема сейчас для местных бюджетов - это так называемое нефинансирование федеральных решений, которые местные бюджеты обязывают выполнять. Например, недавно было принято решение об увеличении зарплаты бюджетных работников, а финансирование из центра не было обеспечено. Приходится платить из местных бюджетов, что приводит к вынужденному сокращению их средств, выделяемых на собственные нужды, в частности, на жилищно-коммунальное хозяйство. Законопроект в этом отношении предусматривает достаточно жесткое положение, чтобы любые полномочия, которые будут передаваться органам местного самоуправления, должны быть обеспечены целевыми субвенциями. Однако не предусматриваются при этом некоторые исключения, которые сводят на нет все достоинства предлагаемого механизма. Исключения состоят в том, что пока суд не признает решения федерации и региона не соответствующими данному законопроекту, муниципалитеты обязаны будут все равно исполнять данные государственные полномочия, даже если на это не предоставлены соответствующие целевые субвенции.

Следующий вопрос связан с предлагаемыми законопроектом формой межбюджетных отношений и механизмом выравнивания различных муниципальных образований. Законопроект направлен на формирование большей фискальной автономии муниципалитетов, на закрепление за ними большей доли собственных доходных источников. Это положение сводится на нет из-за предлагаемого повсеместного выравнивания бюджетной обеспеченности. По законопроекту, выравнивающие фонды будут созданы не только на региональном уровне, но и на уровне муниципальных районов, которым вменено будет в обязанность выравнивать поселения, входящие в состав муниципальных районов. Также будет действовать положение, когда те муниципалитеты, база доходов которых будет выше установленного норматива, обязаны будут 50 процентов отчислять в эти фонды перераспределения.

Будут действовать и проложения по установлению планки минимальной численности городских округов на уровне 200 тысяч человек и тем самым существующие сегодня в России города, которые уже обладают статусом муниципальных образований, но население которых меньше 200 тысяч, будут включены в перераспределительную систему муниципальных районов.

Все эти положения законопроекта говорят о том, что возможностей для самостоятельного развития муниципалитетов будет гораздо меньше и инвестиционная привлекательность их станет снижаться. Будут увеличиваться риски по вложениям в муниципалитеты, поскольку они связаны с формализацией системы принятия решений и регулированием доходных и расходных баз местного самоуправления. Такая система, к сожалению, будет противодействовать не только экономическому развитию непосредственно муниципалитетов, но и формированию конкурентоспособности нашей страны на международной арене, считает Надежда Косарева.

  

Сергей ПЕТРОВ, Уфа. "Башинформ", 28-29.11.2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики