РАВНЕНИЕ НА СЕРЕДИНУ
Автор: Боровская Наталья
Регион: Калининград
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 06.02.2009

За пять последних лет на муниципальном уровне нашего региона произошли серьезные перемены. Были укрупнения, были разукрупнения. Сначала создали 19 городских округов, 4 муниципальных района, 5 городских и 10 сельских поселений. Потом выяснилось, что статус десяти городских округов сомнителен, так как в их границы были включены земли сельскохозяйственного назначения и лесные угодья, не подлежащие застройке. Поэтому одиннадцать районов области, которые вначале были названы городскими округами, снова преобразовались в муниципальные районы и были поделены на городские и сельские поселения. Сформировалось нижнее поселенческое звено местного самоуправления. Уже из этого примера видно, что не все так просто с местным самоуправлением.

Тема муниципальных реформ оказалась одной из главных на семинаре, состоявшемся недавно в Москве, в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Отмечалось, что власти субъектов Российской Федерации приняли реформы без восторга.

Они не хотели мелкого дробления бюджетной и управленческой системы. Но идея автора реформ главы Минрегиона Дмитрия Козака, как раз в том и заключалась, чтобы довести местное самоуправление до последней избушки. Вывести из подчинения городские, сельские поселения, чтобы они действительно были самостоятельными, научились работать, ориентироваться на население.

Об этом говорил и губернатор области Георгий Боос на своей недавней пресс-конференции: «Логика абсолютно проста. Разграничить полномочия между муниципальными районами и поселениями. Если сравнить область с кораблем, то чем больше в нем переборок, тем выше будет его остойчивость и живучесть».

Закон о местном самоуправлении велит, чтобы у каждого муниципального образования, а это городские округа, муниципальные районы и городские и сельские поселения, которые входят в состав муниципальных районов, был свой бюджет.

Но беда в том, что нам всегда хочется больше, чем можется. А расходы плохо состыковываются с доходами. Особенно на самом нижнем уровне. Структура налоговой системы страны показывает, что 96 процентов налогов относятся к федеральному уровню, 3 процента – к региональному, и только 1 процент выпадает на местные налоги. Есть богатые муниципалитеты, а есть совсем бедные.

Поэтому без процесса выравнивания бюджетной обеспеченности не обойтись, как в масштабах всей страны, так и на уровне субъектов РФ.

Разброс в налоговой базе между субъектами федерации огромный. Директор Центра фискальной политики Галина Курляндская привела на семинаре такие цифры. До выравнивания бюджетная обеспеченность самых богатых регионов в 86 (!) раз выше, чем самых бедных. После выравнивания разрыв сокращается до 12 раз. В других же странах разница в 10 раз в бюджетной обеспеченности наблюдается еще до выравнивания. Это показывает, как остро стоит в России эта проблема.

Со следующего года закон о местном самоуправлении начнет действовать уже в полном объеме. Двухуровневая система органов местного самоуправления потребовала значительных корректировок их взаимодействия с органами государственной власти региона. Поэтому на свет появился новый проект областного закона о межбюджетных отношениях.

Смысл его в том, чтобы денежные средства в порядке выравнивания получали те муниципальные образования, которые в этом нуждаются, где на одного жителя приходится бюджетных средств меньше, чем в целом по области.

Мы переходим на федеральный стандарты. И по примеру того, как федеральный бюджет выравнивает субъекты федерации, каждый район области будет самостоятельно выравнивать бюджетную обеспеченность в поселениях.

В связи с этим упраздняется региональный фонд финансовой поддержки поселений и формируется единый фонд поддержки муниципальных районов, распределение средств которого предполагается осуществлять пропорционально численности населения с учетом уровня бюджетной обеспеченности. Теперь она установлена на уровне 1300 рублей на одного жителя. Раньше этот показатель составлял 1100 рублей.

Новый законопроект обязывает муниципальные районы создавать и финансировать районные фонды финансовой поддержки поселений и распределять их по тем же принципам, что и фонд поддержки муниципальных районов.

За бюджетами муниципальных районов и городских округов теперь на постоянной основе закрепляются 10 процентов от собранного на данной территории налога на доходы физических лиц (НДФЛ). С уровня поселений на уровень муниципальных районов и городских округов передаются 45 процентов от налога, собираемого по «упрощенке». Раньше 90 процентов этого налог оставлялись на уровне поселений.

По словам министра финансов областного правительства Елены Матвеевой, «упрощенку» на переселенческом уровне мы заменили НДФЛ. И это справедливо. Потому что малый бизнес в Зеленоградске, (реально приносящий доход от упрощенной системы налогообложения) и малый бизнес, к примеру, в Коврово – это не одно и то же».

От такой «перемены мест слагаемых» проигрывают только несколько муниципалитетов: Калининград, Советск, Пионерский и Светлый. Но у них есть и иные источники доходов.

Цель реформы как раз и состоит в том, чтобы создать механизм включения инициативы снизу, инициативы масс. Научить территории работать и зарабатывать деньги.

Однако реформа Дмитрия Козака содержит в себе и явное противоречие. Она предусматривает передачу как можно большего количества полномочий на нижестоящий уровень. В первую очередь это было связано с монетизацией льгот, когда впервые встал вопрос, что финансировать из бюджета надо не сеть учреждений, а людей. А кто может сделать это лучше, чем та власть, которая ближе всего находится к жителям территории?

Поэтому вышестоящая власть стала доверять исполнение своих полномочий нижестоящему уровню и давать ему на это деньги. Правда, в одностороннем порядке, сверху устанавливая объем финансирования и условия исполнения функций. А это, как считает Галина Курляндская, меняет психологию самого местного самоуправления. Вроде бы они честно получают средства на то, что им велят исполнять. Но психологически и ментально это все больше превращает их в территориальное подразделение вышестоящей власти, потому что по большинству своих расходов они отчитываются перед вышестоящими властями.

Это соответствует принципу укрепления вертикали власти. Но противоречит развитию инициативы снизу. Инициатива в вертикаль не вписывается. Получается, по типу: «стой там – иди сюда».

Отсюда и другие проблемы. Как научить муниципалитеты самостоятельно приводить в соответствие свои доходы и расходы, работать и зарабатывать, а не получать и делить. У бедных нет налоговой базы. Они просят закрепить за ними больше налогов, но больше они не смогут собрать. У них нет ни развитой промышленности, ни бизнеса.

На семинаре в Москве высказывалось мнение, что муниципалам надо меньше оставлять налогов, меньше закреплять за ними полномочий. Может быть, тогда они сами начнут вертеться, научаться работать и зарабатывать.

Обычно муниципалы просят оставить им налог на прибыль. Однако, как считает специалист по фискальной политике Галина Курляндская, это не панацея. В каком-то муниципалитете окажется большой всплеск доходов, а субъект в целом их потеряет, и не сможет выравнивать беднейшие муниципалитеты. С другой стороны, сегодня богатый налогоплательщик обоснуется в данном муниципалитете, а на следующий год он его покинет и доходная база рухнет.

- Поэтому в недрах правительства обсуждается несколько идей по реформированию налоговой системы. Одна из них связана с заменой НДС на налог с продаж, который предлагается оставлять в ведении муниципалитетов, - сообщила директор Центра фискальной политики Галина Курляндская. - Хотя для нашей страны трудно подобрать единые принципы управления, в каждом случае должны учитываться местные особенности.

Итак, трехлетний переходный период подошел к концу. Как бы то ни было, но со следующего года очень многое в благополучии муниципальных образований станет зависеть от тех людей, которые там живут и там управляют.   

Наталья БОРОВСКАЯ, г. Калининград Региональное приложение к «Российской газете» - «Запад России», 8 октября 2008 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики