БЕНЗИНОМ ДЕШЕВЛЕ ЗАПРАВЛЯТЬСЯ В САЛАВАТЕ
Автор: Феоктистова Галина
Регион: Уфа
Тема:  Топливно-энергетический комплекс
Дата: 09.02.2009

Крупнейшие нефтяные компании замораживают цены на мазут и дизельное топливо до весны. Повлияет ли это на цены на автозаправках?

Еще в начале сентября агентство «Уфа-Информ» предрекало снижение цен на топливо для автомашин, ссылаясь на мнение президента Института Энергетической политики Владимира Милова. И вот процесс, как говорится, пошел. Пока, правда, в виде замораживания цен на мазут и дизельное топливо с 20 сентября до весны 2009 года, то есть на период отопительного сезона. Об этом заявил вице-премьер России Игорь Сечин, координирующий вопросы энергетики и промышленности. Он отметил, что инициатива замораживания цен принадлежит самим нефтяным компаниям – «Роснефти», ЛУКОЙЛу, ТНК-ВР, «Сургутнефтегазу» и «Газпромнефти», которые обратились с соответствующим предложением в Минэнерго. В частности, ЛУКОЙЛ снимет ограничение по ценам только 20 марта 2009 года, а «Роснефть» – 1 марта. Именно в этих числах в большинстве регионов заканчивается отопительный сезон. Кроме того, вице-премьер уверен, что в ближайшее время резких скачков цен на бензин не будет, что поможет им стабилизироваться.

Напомним, с начала года бензин подорожал почти на 19 процентов, а дизельное топливо – более чем на 27. Общий рост по стране этого вида энергии составил 10,2 процента. При этом в последнее время темпы подорожания бензина значительно замедлились. Сегодня на автозаправках Уфы бензин марки Аи-95 стоит 24,5 рубля за литр, дизтопливо – чуть дешевле. Но самые высокие цены зафиксированы на заправке «ЛУКОЙЛа» рядом с его центральным офисом на Проспекте Октября. Здесь бензин марки Аи-95 стоит 24,7 рубля, Аи-92 – 23,3, Аи-80 – 20,6, Дт – 24 рубля 30 копеек. Как видим, дизтопливо, несмотря на «заморозку», в розницу почти на одном уровне с дорогим бензином.

По информации источника в уфимском филиале компании «Роснефть», решение компании о фиксировании цены никак не повлияет на розничные цены на автомобильное топливо, так как собственных заправок «Роснефти» в регионе нет. Но в целом на формирование ценовой политики в этой сфере большое влияние оказывает «Уфанефтехим», причем не только на территории республики. Что подтверждает и начальник управления контроля ТЭКа Федеральной антимонопольной службы Александр Пироженко. «Вертикально интегрированные компании – ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Роснефть», «Газпромнефть», занимающиеся добычей, переработкой и розничной реализацией, контролируют рынок, поэтому говорить здесь о конкуренции можно с большой натяжкой, – отметил он на семинаре клуба региональной журналистики «Из первых уст». – У башкирских заводов практически нет собственной базы нефтедобычи. В регион приходят нефтяные компании, которые перерабатывают и реализуют свою нефть либо покупают излишки нефти у российских вертикально интегрированных компаний и перерабатывают её по так называемым давальческим схемам. То есть они платят за воду, за переработку, за услугу и получают на выходе нефтепродукты, которые реализуют. 15 процентов нефтепродуктов выходит из башкирской группы заводов и реализуется на внутреннем рынке. Это является основным фактором конкуренции на нем. Как только «винки» пытаются завысить цену над «нэтбэками», уфимские «давальцы» привозят продукт в Москву, в Приморский край, в Омск и сбивают цену. Это правда. Они рыночники. Они реально влияют на цены. Они оказывают позитивное влияние на состояние конкуренции. Важно это сохранить. Понятно, что сам ЛУКОЙЛ туда заходит. ЛУКОЙЛ – один из больших «давальцев» со своей нефтью».

Как считают некоторые эксперты в Правительстве республики и в Минпроме РБ, стоимость бензина, скорее всего, прекратит подниматься, но не из-за действий власти или нефтяников, а благодаря благоприятной мировой конъюнктуре цен на нефть.

Если же зима будет теплой, замораживание цен не скажется на доходах нефтяников, поскольку основные объемы нефтепродуктов энергокомпании закупают летом. Однако потребление мазута обычно существенно возрастает в холодные зимы, при температуре воздуха ниже 20°С они вынуждены использовать на электростанциях мазут вместо газа. Такая ситуация возникала, например, зимой 2006 года. Тогда из-за увеличения потребления мазута энергокомпаниями цены на него выросли в три-четыре раза.

Принятые меры позволят избежать такой ситуации, полагают специалисты. Кроме того, из-за смены собственников и менеджмента в результате реформирования РАО ЕЭС не все энергетики успели купить топливо в срок. Что ни в коей мере не относится к «Башкирэнерго». Как неоднократно отмечал его генеральный директор Николай Курапов, запасов и жидкого, и твердого топлива в республике достаточно для того, чтобы пройти зиму без осложнений.

Это не первый случай, когда нефтекомпании решают заморозить цены на нефтепродукты. Осенью 2005 года все они объявили, что до весны не будут менять стоимость топлива на своих заправках. Правда, затем выяснилось, что выиграли от такого решения сами компании: когда оптовые цены на нефтепродукты пошли вниз, ценники на АЗС не изменились.

Более того, ситуация выглядит несколько иначе после того, как ФАС огласила результаты первых дел по обвинению нефтяников в монополизме. «Газпромнефть» и ТНК-ВР, обеспечивающие 22 процента российской нефтепереработки, признаны виновными и могут поплатиться за это двумя процентами выручки 2007 года. До сих пор служба не применяла к нефтекомпаниям оборотные штрафы общероссийского масштаба. Решение в отношении «Роснефти» и ЛУКОЙЛа, контролирующих 40 процентов мощностей, будет принято в октябре.

Так что, казалось бы, эффектное и даже благородное решение о заморозке цен на дизельное топливо и мазут в большей степени спасает лишь положение самих компаний. Ну и, конечно, энергетиков в случае суровой зимы. Однако есть опасение, что тогда наши «винки» резко передумают из опасения упустить выгоду. А сколь-нибудь существенного влияния на розничную стоимость бензина эта самая «заморозка» не окажет.

Примечательна в этом плане инициатива «Салаватнефтеоргсинтеза». Следуя общемировой тенденции изменения цен на нефть и нефтепродукты, СНОС с 18 сентября снизил цены на всех автозаправочных станциях своей розничной сети АЗС SALAVAT в Республике Башкортостан. Так, сейчас в Салавате на данных заправках бензин марки Аи-92 стоит 21 рубль 80 копеек, Аи-95 – 23,30, Аи-80 – 19,30, дизтопливо – 22,80. В Стерлитамаке, Мелеузе и ряде районов – на 10 копеек дороже.

  

Галина ФЕОКТИСТОВА, г. Уфа. ИА «Уфа-Информ», 3 октября 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики