КАКАЯ МЕТОДИКА – ТАКИЕ ДОТАЦИИ
Автор: Феоктистова Галина
Регион: Уфа
Тема:  Бюджет
Дата: 09.02.2009

О тонкостях переходного периода в формировании бюджетов и бюджетном потенциале регионов рассказывает Генеральный директор Центра фискальной политики Галина Курляндская.

Со следующего года уже в полном объеме вводится закон о местном самоуправлении, по которому бюджеты должны быть у каждого муниципального образования. В большинстве субъектов Российской Федерации, в частности, в Башкортостане, функции городских, сельских поселений добровольно-принудительно переданы на районный уровень. Бюджет они свой принимали, но фактически бюджет им составлялся сверху. Хотя, основная идея реформы местного самоуправления заключалась в том, чтобы вывести из подчинения городские, сельские поселения, чтобы они действительно были самостоятельными.

С тонкостями этого переходного периода на семинаре клуба региональной журналистики «Из первых уст» нас познакомила Генеральный директор Центра фискальной политики Галина Курляндская.

- Несовершенство бюджетной классификации не позволяет оценить, из какого источника какие доходы, в основном дотации, поступают в местные бюджеты. Что видно по отчетности? Профицит и дефицит. Профицит – это средства, недоиспользованные по целому ряду причин. Одна из них – позднее поступление. Сегодня полномочия вышестоящего органа власти доверяются исполнять нижестоящему уровню власти и даются на это деньги, - рассказывает Галина Курляндская. - Что происходит в случае этого делегирования? Делегируют, во-первых, органам публичной власти. Причем, односторонне, сверху устанавливая объем финансирования и условия предоставления или исполнения функций. Власти на местах в одностороннем порядке велят это делать за те деньги, которые вышестоящий орган выделяет.

По ее словам, на протяжении последних лет основной проблемой была раздача субсидий федеральным льготникам. Конечно, учет этих льготников проще вести на местах. Но дело в том, что объем финансирования, который передается в данном случае от федерации субъекту, равен объему этих выплат, которые причитаются этим людям. Но долгое время не учитывали административные расходы, которые появляются у субъектов федерации или у муниципалитета. Почему? Потому что это одностороннее решение было сверху вниз.

Однако общий объем расходных обязательств, принятых в федеральном законодательстве, превышают в два раза общие возможности всего консолидированного бюджета Российской Федерации. «Прежде чем что-то разграничивать, надо было признаться, что мы половину из того, что заявляем, делать не можем, потому что нет на это средств», - считает она. Но реформа, к сожалению, пошла не в сторону того, что эти полномочия будут не федеральные, а субнациональные, региональные или местные. Часть этих полномочий была взята централизовано и передается вниз с деньгами. В результате, целевая часть средств, поступающих в нижестоящие бюджеты, существенно выросла. А по ним необходимо отчитываться перед вышестоящими властями. И что тогда? Любое делегирование превращает нижестоящий орган власти фактически в административное подразделение вышестоящего. Потому что они исполняют их полномочия за их деньги. Это меняет психологию самого местного самоуправления. Вроде бы, да, финансово они честно получают средства на то, что им велят исполнять. Но психологически и ментально они все больше превращаются просто в территориальное подразделение вышестоящей власти.

- Безусловно, есть корреляция между высокой дотационностью и качеством управления финансами. Но она не однозначная. Потому что хуже и менее прозрачно, чем исполнение бюджета в Москве вряд ли даже в Дагестане есть, - объясняет ситуацию директор Центра фискальной политики. - Эти реформы с трудом идут в стране, но все равно идут. И уже другая терминология, другое понимание, что такое бюджет, что такое бюджетный процесс. В Москве этого ничего нет. При этом Петербуржцы ушли семимильными шагами вперед. Минрегионразвития РФ привязал, как бы вменил плохое управление финансами высокодотационным субъектам. В бюджетном кодексе есть градация: дотационность выше 20 процентов, выше 40, 60 процентов. Высокодотационным регионам сужаются полномочия, свобода действий. Вообще говоря, разумно было бы проводить аудит качества исполнения бюджета. И тем, кто действительно плохо делает оценки качества исполнения или плохо управляет финансовыми средствами, вводить ограничения. А не тем, кто просто высокодотационный.

Кто у нас дотационный, а кто нет? Как объясняют специалисты, бъективно методика такая, что дотации получают все, кто ниже среднего уровня. Но у нас богатые растут такими темпами, что эту среднюю тянут очень высоко наверх. И с каждым годом эта средняя просто поднимается, а количество получающих дотации увеличивается.

Согласно данным, приведенным Центром фискальной политики, по многим показателям Башкортостан находится в категории середняков. Так, бюджетные доходы в 2007 году составили чуть выше 20 тысяч рублей на человека, почти столько же в Оренбургской области. Кроме того, республика получила чуть больше оренбуржцев дотаций на выравнивание и субвенций на переданные полномочия. Для сравнения: в Тюменской области налоговые и неналоговые доходы составили более 90 тысяч рублей на человека, примерно столько же, сколько мы, они получили субвенций и субсидий. Меньше всего собственных доходов в Республике Ингушетия – порядка 2-3 тысяч на человека. Эта республика получает значительные средства на выравнивание в виде дотаций, а также субвенции и субсидии. Самые высокие доходы на Чукотке – около 300 тысяч на человека. Кроме того, что налоговых и неналоговых собственных доходов там порядка 55 тысяч рублей на человека, выделяются около 200 тысяч рублей на человека в виде дотаций, 20-30 тысяч в виде субвенций и субсидий.

По бюджетной обеспеченности на душу населения в 2008 году Башкортостан находится на 20 месте между Нижегородской и Московской областями. Этот показатель рассчитывается исходя из налогового потенциала, скорректированного на индекс бюджетных расходов. Заметим, Татарстан в этой таблице на 6 месте. Причем даже без выравнивания наши соседи превышают среднедушевой доход, а мы с выравниванием не дотягиваем до него.

- Существует мнение, - продолжает Галина Витальевна. - Если растет количество доноров, значит, у нас беднеет большинство субъектов. Это не так. Формула другая. Можно изменить методику, опустив уровень выравнивания пониже. И сказать: нет, будут получать. А мы говорим: давайте до 80 процентов подтягивать от средней, а не до единицы. И тогда будет больше доноров, а меньше дотационных. То же самое на уровне каждого субъекта Российской Федерации. Эта формула диктует, кто дотационный, а кто не дотационный. Но какая разница? Если ты даешь налогом или дотацией, меняется от этого уровень бюджетной обеспеченности? Нет. Но если ты даешь дотации, то он более дотационный. А если ты закрепляешь налоги, то он менее дотационный. Мы назвали такие дополнительно закрепленные налоги термином – трансфертозамещающие налоги. Они даются вместо трансферта.

Из сказанного можно сделать вывод: сопоставления дотационный и не дотационный муниципалитет по разным субъектам федерации, вещь некорректная. Потому что у каждого – своя методика.

  

Галина ФЕОКТИСТОВА, г. Уфа. Газета «Новая экономическая газета» № 41 11-17 октября 2008 г

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики