Куда держит курс российский бизнес? Какова траектория развития страны и отдельных ее регионов? - на эти и другие вопросы деловой еженедельник «Навигатор» получил ответы на федеральном социально-экономическом форуме с участием ведущих экономистов страны.
В числе конкурентоспособных отраслей России экономисты страны выделяют топливно-энергетическую промышленность, нанотехнологии и, как ни странно, сельское хозяйство. Именно благодаря им при наличии грамотных государственных институтов и благоприятных условий развития наша страна может потеснить других на международном рынке. Главное, если не сказать единственное, что может сделать государство, помимо приведения в порядок системы правил и снижения барьеров, – это строительство дорог и коммуникации. К такой основе бизнес вольно или невольно притянется сам. Вот поэтому сегодня так часто муссируется тема опережающего развития инфраструктуры. Обсуждая результаты экономического развития страны последних восьми лет, Александр Аузан, президент Института национального проекта «Общественный договор», отметил, что при всех высоких показателях экономической динамики не стоит обольщаться, потому как необходимо присмотреться, какой капитал «уходит» из страны, а какой приходит. Получается, что с «вывозом» прямых инвестиций мы теряем рабочие места, обеспечивающие рост западных стран. К нам же притекает капитал в виде так называемых портфельных инвестиций - спекулятивных вложений, которые приходят на хорошую коньюнктуру.
Деньги есть, а дела нет
Почему достаточный денежный ресурс не вкладывается в бизнес на местах, уходя на другие рынки? Одной из наиболее вероятных версий считается разнообразие различного рода барьеров. Примером тому может послужить реализация программы Германа Грефа в 2000-2003 годах, в результате которой в 2000 года с 1 руб. торгового оборота на административных барьерах в виде взяток и серых схем, заплаченных чиновникам, терялось 11 коп., к 2003 году эта сумма снизилась до 8 коп. Три копейки стали хорошим импульсом для внутреннних источников роста. Однако, продержавшись на уровне 8 коп. ровно один год, количество взяток со стороны государства возросло, увеличив тем самым экономические потери до 8,5 коп. в 2005 и 9,7 коп. в 2006 году. Спасательным кругом из этой ситуции могло бы стать разрушение подобных барьеров, однако практика показала, что они тут же восстанавливались через налоговые изъятия и правоохранительную деятельность. То ли по причине некоторой тревожности за судьбу бизнеса в России, то ли с намерением облавы на монополию премьер-министр Виктор Зубков в спешном порядке решил заняться проблемами малого бизнеса. В первых числах марта текущего года им было отдано распоряжение в недельный срок сформировать Совет, чтобы разобраться, “почему у нас растет не малый или средний бизнес, а госкорпорации”.
По мнению Александра Аузана, не раз лоббирующего идеи по реформированию административной и судебной систем России в Правительстве РФ, как именно будет проходить предстоящая реформа малого бизнеса ¬- пока неизвестно, «потому что при ее проведении нужно будет задеть очень серьезные интересы. Чем к примеру, завершится известная всем история с кассовыми аппаратами в России – большой вопрос. Особенно для тех, кто работает сейчас по системе вменененного налогообложения. Почему? Потому что интересы фирм, занятых распределением кассовых аппаратов, связаны с доходами довольно серьезных лиц. Главным решением этого вопроса будет согласие Правительства выкинуть эти фирмы с рынка, где присутствует такая система налогообложения. К примеру, неделю назад я обсуждал эти же самые вопросы в Казахстане, и там уже есть готовность сделать достаточно решительные шаги». В оценке проблематики малого бизнеса страны Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, наметил ряд моментов, где помощь государства придется как нельзя кстати. В первую очередь речь идет о микрофинансировании - выдаче маленьких кредитов для развития бизнеса. Кстати, уже Сбербанк изъявил желание таким образом оказывать поддержку предпринимательству. Большей проработки, на взгляд экономиста, требует вопрос административного давления.
Барьерная система
Что мешает улучшению нашей деловой среды? «Низкое качество государственных институтов, в котором в первую очередь заинтересована бюрократия, поскольку наличие «лазеек» в вертикали власти связано с возможностями определять решение судов, вмешиваться в деятельность бизнеса и захватывать его лакомые куски. Для построения эффективной модели государства необходимо, чтобы бюрократия потеряла привилегии доминирующего класса, перестав быть дубинкой для передела собственности, а общество и бизнес напрямую подключились в реформирование государства. Все бы хорошо, если бы не одно «но» - гражданское общество и бизнес оказались недостаточно окрепшими после приватизации 90-х, в результате которой были поставлены под сомнение как непосредственно ее итоги, так и «священность» права собственности. Условность права собственности привела к тому, что бизнес теперь спрашивает власть, каким бизнесом ему владеть», - утверждает макроэкономист Гурвич.
Выходы для входов
Среди возможных вариантов выхода “из колеи проблем” Александр Аузан считает не инвестиции, не инновации, не прорывные проекты, а институты. По той простой причине, что изменения должны затронуть в первую очередь не экономику, а государственную систему, - поэтому, по его мнению, “модернизацию государства нужно начинать с появления спроса на изменения со стороны общества и бизнеса, а для этого необходимы радикальные изменения некоммерческого законодательства». Причинами отсутствия спроса на кардинальные изменения судебной и административной системы, по мнению эксперта, до сих пор являются недоверие россиян и пятилетние усилия государства, направленные на потушение этого спроса. Поэтому первыми шагами по модернизации институтов должно быть преодоление административных барьеров путем изменения правила принятия закона в необходимости введения экспертизы законодательства на создание административных барьеров. Что это даст? По мнению Егора Гайдара, институты имеют значение, но изменение институтов не приведет к быстрым эффектам. В форме возражения хочется отметить, что правительство Гайдара, созданное в начале 90-х, разрешило «свободу торговли», которая показала свою эффективность в течение месяца и позволило ограничить произвол губернаторов и мэров. Одним словом, и власть и общество признают проблему институтов.
- (врезка)
Региональная динамика
Владимир Седавных, директор ООО «Новая техника»
Наша компания появилась на рынке информационных технологий Кирова в 1992 году. Тогда, в 90-е, бизнес напоминал авантюру: деньги зарабатывались так же легко, как и терялись. В то время не существовало проблемы заработка, остро стояла задача его сохранения. Поэтому кто смог тогда заработать и удержать свой первоначальный капитал - сейчас на плаву. Ко второй половине 90-х бизнес стал принимать уже более цивилизованные формы, переходить к европейским нормам и стандартам. Потом, в 1998 году, грянул знаковый дефолт, в результате которого часть бизнеса сошла с дистанции, с этого момента и начался новый отсчет в отношениях общества, бизнеса и государства: произошла приватизация, укрепление всех вертикалей, инфляция приостановила свой рост. К 2007 году наметилась неплохая экономическая динамика, но уверенности в том, что эта конструкция устойчива, у меня нет. Хотя в сравнении с теми же 90-ми свободных сегментов рынка сейчас практически не осталось, да и бизнес требует более значительных капиталовложений. Но в то же время мы получили больший доступ к заемным достаточно недорогим средствам (даже с учетом инфляции).
Я не верю в то, что благая идея «одного окна», вернее, нехватки этих окон, появляется вследствие противопоставления государственных институтов, как и то, что административные барьеры ставятся умышленно. Вероятно, они появляются от нежелания последних инстанций содействовать малому и среднему бизнесу в развитии. И опять же сам предприниматель постоянно норовит сжульничать, обмануть народ или государство. И этот процесс оказывается взаимным.
Большая часть проблем бизнеса 90-х годов характерна для нашего времени. Это как вечные ценности. Из моего недавнего общения с представителем малого бизнеса Германии я понял, что проблемы бизнес-сообщества на Западе аналогичны нашим. В Германии закрепленные законом поборы являются порядком для всех. Конечно, случаи, когда надзорные органы берут взятки, там скорее исключение, чем правило. В гражданском кодексе РФ черным по белому написано, что предпринимательскую деятельность можно вести только на свой страх и риск и ты должен изначально быть готовым к возникающим коллизиям. Если не можешь решать проблемы - становись наемным работником, и пусть за тебя думают другие. На мой взгляд, в бизнесе нет нерешаемых проблем, единственное - необходимо избегать связей с криминалом, коррупции в бизнесе, отказаться от идеи государственного саботажа. В свою очередь государство, собирая налоги, должно защищать не только личную жизнь, но и экономические права и свободы каждого из нас.

Екатерина БЕЛЬТЮГОВА, г. Киров
«Бизнес Газета», деловой еженедельник «Навигатор», № 11 от 17 марта 2008 года.

|
|