Маленькая и небедная Дания продолжает активно помогать нам растить малый бизнес. В рамках программы содействия экономическому развитию Калининградской и Псковской областей эксперты выяснили, что же мешает его развитию. Опросили бизнесменов 150 предприятий не только областного центра, но и глубинки. Исследования предоставлены региональным координатором Алексеем Щагиным.
Итак, органы федеральной власти мешают меньше всех. Территориальные федералы уже более заметны: 11 процентов опрошенных однозначно считают, что они мешают; 49 — скорее да, чем нет. 35 процентов бизнесменов уверены, что и региональные органы власти больше мешают, чем помогают. Но лидируют здесь органы местной власти. Каждый второй предприниматель выбрал ответ «скорее мешают, чем помогают». Тем самым муниципалы рубят сук, на котором сидят. Ведь их бюджеты напрямую зависят от местной налоговой базы и ее наполнения.
Что до высоты административных барьеров при регистрации предприятия, то 40 процентов назвали их высокими, 40,8 — очень высокими. Поэтому многие отказались от официальной регистрации (в среднем на нее уходило 7 — 10 дней) и воспользовались услугами посредников (5 — 7 дней). Процедура лицензирования: 45 процентов отметили очень высокий уровень барьеров, 43,3 — высокий. Этап регистрации собственности: 25,8 процента — очень высокий, 56,7 — высокий. Получение кредита: 49,2 процента — очень высокий; 35,8 — высокий. Процедуры таможенного оформления: 40 процентов — очень высокий уровень барьеров, 45 — высокий.
Таким образом, самые высокие бюрократические барьеры — на начальном этапе деятельности, регистрации предприятия, лицензировании и кредитовании. Высокий уровень отмечается в доступе к конкурсам на исполнение государственного заказа, а также во время прохождения процедуры таможенного оформления. Госрегулирование часто носит бессистемный и персонифицированный характер, принимая, по сути, формы чиновничьего произвола.
Каждый четвертый предприниматель заявил, что при решении административных вопросов и проблем, возникающих при взаимоотношениях с государственными органами, широко распространены взятки. 27 процентов считают, что практика решения проблем с помощью подкупа имеет место, но распространена мало. Предприниматели отметили, что часто сталкиваются с практикой денежных выплат представителям инспектирующих органов, причем выплаты эти часто имеют незаконный характер. Примерно при каждой третьей проверке приходится платить штрафы. Причем от трети до половины всех штрафов (в зависимости от инстанции) не соответствуют какой-либо официальной шкале, а добиться внятного разъяснения удается нечасто. Самым отъявленным нарушителем здесь является милиция: почти половина всех уплаченных органам внутренних дел штрафов не имели четкого обоснования и, возможно, были просто взятками.
Высока вероятность, что и эти показатели занижены, поскольку респонденты без особого желания отвечают на деликатные вопросы, касающиеся взяток. Предприятия малого бизнеса не слишком активно используют цивилизованные методы борьбы за свои права. Незначительная часть опрошенных признали, что для разрешения конфликта они обращались в суд, зато каждый четвертый либо воспользовался личными связями, либо делал подарки. Субъекты малого бизнеса не доверяют судебной системе, не имеют желания связываться с указанными органами из-за продолжительности разбирательств.
Кстати, среди причин, мешающих малому бизнесу, ученые группы СИГМА называют как растущий монополизм, так и тесное слияние бизнеса и власти. Например, если в городке мэр, его семья и его лобби занимаются бизнесом, остальные уже не в равных с ними условиях. Та же картина наблюдается и в случае, если в правительстве области министры-капиталисты, в думе и горсоветах — депутаты-лоббисты своего бизнеса. Остальным не остается места под солнцем, так как нет условий для рыночной конкуренции.
Сегодня в России на один разрушенный административный барьер строится четыре новых, считает Александр Аузан, президент института национального проекта «Общественный договор». Поэтому нужно уже на стадии принятия закона мониторить его на предмет барьеров. Освобождение малого и среднего бизнеса от пут, мешающих движению, — вопрос не столько экономический, сколько политический.

Ольга НОВОСАД, г. Калининград, Газета-«Тридевятый регион», 20 марта 2008 года

|