ПРОГРАММА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР". ИНТЕРВЬЮ С М. ХОДОРКОВСКИМ
Автор: Скорнякова Татьяна
Регион: Владивосток
Тема:  Сырьевые отрасли
Дата: 11.03.2003

ЗАСТАВКА.

Вед.: - У микрофона Татьяна Скорнякова, здравствуйте!

Дешевых политиков не бывает, - гласит народная мудрость. Действительно, политика - дорогое удовольствие и, коль, она так дорого стоит, то не лучше ли идти во власть, когда есть деньги. А то получается, что за счет стола народного играется банкет, куда доступ ограничен и где танцуют многие, но не все. Почему? Об этом и пойдет наш "Деловой разговор" с одним из самых молодых, богатых и предприимчивых бизнесменов России Михаилом Ходорковским, президентом нефтяной компании "ЮКОС".

Встретились мы с ним и записали интервью для нашей радиостанции на семинаре клуба региональной журналистики "Из первых уст".

То, что независимые от денег люди могут очаровывать - спорить не приходиться. Проблем с проездом в трамвае у них нет, но есть другие, не менее важные для своего статуса сложности, которые приходиться решать. И уверяю вас, не знаешь, что легче и что сложнее. Однако, ясно одно, не будь человек без своего мнения, без своей собственной позиции и видения развития российского бизнеса, не получилось бы компании и успешной работы. И чтобы не быть голословной, вот несколько акцентных высказываний Михаила Ходорковского, определяющие ход нашей беседы.

СИНХРОН:

- Я человек уже устоявшийся и меня связывает с моей работой такая вещь, как ответственность….

- Если сегодня население голосует за Жириновского - это, я считаю, должно пугать. Потому, что - это должно свидетельствовать о моральном здоровье общества….

- Ошибки, базирующиеся на логике, могут быть небольшими, их можно оценить, а когда на эмоциях, то тогда мы получаем 17-ый год….

ПЕРЕБИВКА.

Вед.: - Почему разговор зашел о 17-ом годе, спросите вы? Все очень просто. Сначала правительство от лица государственной воли дало возможность молодым бизнесменам поднять производство, и как только экономика в сфере топливных ресурсов пошла в гору, политики встрепенулись, как так, без нашей властной руки все идет хорошо, должно внести коррективы, а то сила государства умоляется, тем более в канун выборных компаний. А суть проблемы вот в чем:

СПРАВКА.

Диктор: - Между российским правительством и частными нефтяными компаниями началась борьба за контроль над экспортными трубопроводами, которые будут построены в ближайшее время. Этот спор определит, насколько быстро Россия увеличит поставки нефти и снизит уровень зависимости мира от ближневосточного сырья. При этом, правительство отстаивает свою точку зрения, что все новые трубопроводы в России должны быть государственными.

СИНХРОН:

Проблема доверия существует и здесь надо откровенно сказать, что во многом она связана с нашей историей и переломить это сегодня очень не легко. Может быть, если история у нас была другая, доверия было бы больше, и такого подхода не было. Но историю не изменить, а вот дальше, не хотелось бы строить ситуацию в этом направлении.

Вед.: - возможно, государство ошибается, однако, прислушаться к мнению бизнесменов не собирается. О чем и говорит Михаил Ходорковский, президент нефтяной компании "ЮКОС". И вот почему:

СИНХРОН:

Если сегодня население голосует за Жириновского, то это должно пугать, потому что это свидетельствует о моральном здоровье общества. Когда правительство принимает несбалансированные решения, базирующиеся не на логике, население их с радостью поддерживает, это тоже пугает, потому что - это базируется на эмоциях. Ошибки, базирующиеся на логике могут быть небольшими, их можно оценить, а когда на эмоциях. То тогда мы получаем 17-ый год. Для России это очень свойственно сегодня и поскольку эмоциональная сфера находится за пределами моего каждодневного бизнеса, всякие удивительные процессы, происходящие в этой сфере меня пугают.

СПРАВКА.

Диктор: - Сегодня. Представители нефтяной промышленности при поддержке министра Энергетики по прежнему пытаются убедить премьера Михаила Касьянова, что стране нужны новые нефтепроводы и побольше. Глава " ЮКОСА" Михаил Ходорковский на коллегии Минэнерго сообщил, что из-за сдерживания роста экспорта бюджет страны ежедневно теряет 10 млн. долларов США. Михаил Касьянов на удочку не попался, после коллегии, он подтвердил, что все новые трубопроводы в России будут государственные, а нефтяникам посоветовал соизмерить свои планы с расчетами государства.

СИНХРОН:

Если бы государство могло объяснить свои действия получением максимального интереса для общества, то тогда это можно было бы прогнозировать, а если мы говорим о максимальном интересе для чиновников, то есть для коррупции, то….

Вед.: - Премьер министр уверяет нефтяников, что первым делом необходимо принять Энергетическую стратегию до 2020 года, а нефтяники утверждают, что актуальная тема сегодня строительство нефтепроводов. При этом разногласия касаются не только стратегии, к примеру- в строительстве нефтепроводов Ангарск-Дацин или Ангарск-Находка. Вот что по этому поводу говорит Михаил Ходорковский.

СИНХРОН:

Приходим в уважаемое правительство, а министр говорит, - мы предлагаем вести трубу с Севера. Раз олигархи предлагают с Юга, значит надо вести с Севера.

Знаете, как говориться, "в зобу дыханье сперло" . мы даже не смотрели в эту сторону. Там существует несколько смешных причин, по которым этот вариант даже рассматриваться не может…Доказать это правительству мне не удалось и теперь рассматривается маршрут на Находку.

Возможно ли построить на Находку, честно, откровенно скажу, в здравом уме Ии трезвой памяти, - пока нет.

Запасов для того, что транспортировать нефть до Находки у нас пока нет. Когда мы разведем, вот если мы разведаем, тогда будет ситуация, а это будет к 2015-2020 году, если повезет. И потом, Китай нам предлагает туже самую цену, что и Находка, и тащить лишние 2.5 тысячи км продукт за который можно получить ту же цену, - зачем? Какой это аргумент, а там много рынков сбыта, а у меня , подписанная гарантия Китайского правительства. Мне второе нравится намного больше, честно скажу.

ПЕРЕБИВКА.

Вед.: - Дискуссия правительства с нефтяными компаниями и в частности с Михаилом Ходорковским , президентом " ЮКОСа" не закончена. Может быть нам, Приморью и выгодней нефтепровод на Находку, но в данной беседе речь не об этом. Этот спор говорит о том, что правительство не хочет уступать контроль над экспортной инфраструктурой. Этот рычаг необходим для того, чтобы иметь возможность влиять на нефтяных магнатов, а в результате строительство очень важных для страны нефтепроводов откладывается на более поздние сроки. А так же, Кремлю необходимо помешать влиятельным бизнесменам участвовать в политической жизни в преддверии парламентских выборов. И не стоит забывать о важном элементе сегодняшней политики президента, который пытается держать крупный бизнес на расстоянии вытянутой руки. Главное в итоге, чтобы не опустились руки у тех. Кто явно понимает, как поднять экономику России, ведь тогда и поздороваться то будет не с кем.

ПЕРЕБИВКА.

Вы слушали программу "Деловой разговор", в которой принимал участие Михаил Ходорковский, президент компании "ЮКОС".  

Татьяна СКОРНЯКОВА, Владивосток. Радио "Лемма", передача "Деловой разговор", 27 февраля 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики