ОТКРЫТАЯ РОССИЯ. ОДНА ЗАДАЧА, ОДНО ЖЕЛАНИЕ - РАСШИРИТЬ ГОРИЗОНТ, РАСШИРИТЬ КРУГОЗОР (ЧАСТЬ 1)
Автор: Филиппов Вадим
Регион: Полевской, Свердловская обл.
Тема:  Клуб региональной журналистики
Дата: 11.03.2003

Дать возможности, которые есть у ваших московских коллег. Чтобы вы могли, как и они, получать информацию из первых рук. С этих слов руководителя Клуба региональной журналистики "Из первых уст" И. Ясиной начался 30 сентября с.г. семинар Клуба в Москве. Идея его организации возникла у Ирины Евгеньевны еще тогда, когда она работала в Центральном Банке Российской Федерации и проводила кампанию по деноминации. И только полтора года назад нашла деньги на реализацию своей идеи. Помог Михаил Борисович Ходорковский, глава компании "ЮКОС", председатель правления Региональной Общественной Организации "Открытая Россия".

После такого короткого вступления она представила одного из самых интересных специалистов по развитию территорий Российской Федерации профессора В.ГЛАЗЫЧЕВА, возглавляющего Межрегиональный фонд "Институт города".

Есть ли национальная идея

С первых же минут своего выступления Вячеслав Леонидович, говоря о названии "Открытая Россия", честно признался нам, что у нас Россия совершенно не открыта. Каждое поколение переоткрывало Россию заново. И все с изумлением протирают глаза: где же мы на самом деле живем?! Сейчас он отправляется в южные районы Оренбуржья, где, по слухам, 90-92% населения - казахи. Что там происходит, как живут люди, как они обустроились, как для них налажены системы образования, здравоохранения и даже просто регистрации? Не знает никто. Такого рода неоткрытых мест в стране - тьма тьмущая. Центральные власти не знают почти ничего о жизни людей, как только мы спускаемся на уровень районной России.

Он рассказал, как татарин из Башкирии, ныне предприниматель в Мордовии (бывает и такое - авт.) самостоятельно выдвинул проектную схему - что делать с бросовой муниципальной недвижимостью (об этом можно прочесть только в учебниках Высшей школы экономики). В каждом муниципалитете есть огромное число зданий, в которых где-то в уголке ютятся таинственные люди, что-то делают, а город тянет эти здания, или попросту содержит их за счет бюджета. А у предпринимателей средней руки не хватает средств на покупку коробки и ее содержательное заполнение. Была выработана схемка детски простая: я покупаю у вас эту коробку за 1 миллион рублей, а вы мне тут же выдаете этот миллион рублей в качестве пятигодовой низкопроцентной ссуды под программу создания новых 28 рабочих мест для молодых людей, склонных к компьютерным делам, под залог этой же коробки. Примитивно, чисто, элегантно, законно. Но почему-то эта простенькая схема почти нигде не работает, а в Мордовии она предпринимателю удалась.

Профессор утверждает, что большая часть нашей экономики базируется на милосердии. Один доктор биологических наук возглавил плодоовощное хозяйство. Его спрашивают: "Сколько вам необходимо людей?". "90". "А сколько у вас сейчас?". Он отвечает: "192" и прекрасно понимает, что 100 человек у него лишние. Вот почему Глазычев называет нашу экономику "экономикой собеса".

Еще он заметил, что сегодня во многих регионах России сельское хозяйство держится на миграции беженцев из Казахстана. Несмотря на неоднократные заявления главного пограничника страны Тоцкого о том, что "мы приступили к охране государственной границы", у нас граница не закрыта абсолютно. Удмуртский госуниверситет успешно гонит водку "Ректорская". Когда в регионах местная элита в лице деловых людей, работников администрации, представителей общественных организаций собирается на семинары и взаимодействует между собой, то люди изучают проблемы и готовы разглядывать собственные ресурсы. Вот даже в Рузаевке удалось обнаружить молодежную организацию - "Элита". Во многих регионах учителя и врачи играют роль предпринимательски мыслящих людей. А слой предпринимателей - мощная влиятельная сила. Они вносят деньги на строительство школ, часовен и т.д. Все чаще слышится внутренний вопль общества: "Бандитов мы не боимся, мы ментов боимся, они теперь вместо бандитов".

Еще одно интересное наблюдение профессора - все чаще московские предприниматели выезжают в захудалые районы и поднимают их с колен, а у руководителей местных администраций образно "оловянные глаза". Они просто не в состоянии до сих пор осушить даже "миргородские лужи" рядом со своими зданиями, которые гениально описал еще Гоголь.

Участники семинара делились с профессором тем, что приход московского бизнеса вымывает из регионов "милосердие собеса". И людям, остающимся без работы, большей частью просто некуда пойти.

А я задал Глазычеву вопрос: - Вы много ездите по стране и регионам, это делает вам честь. У нас много дебатируется вопрос о национальной идее. Какую бы предложили вы, и почему у нас ее до сих пор не нашли? Вячеслав Леонидович ответил: - Ничего оригинального я сказать не могу. Сама позиция абсолютно фальшива. Национальную идею начинают обсуждать тогда, когда дело плохо. Когда дело приходит в порядок, тогда просто живут и тем самым демонстрируют ее наличие. Все равно она есть, никуда не денешься. Так вот, навести порядок на помойке - это и есть моя национальная идея. Я за уборку, за то, чтобы бумажки собирать. Это абсолютно серьезно во всех смыслах. То есть капитальный ремонт, к началу которого надо мусор убрать, иначе капитальный ремонт на получается. Я не иронизирую, я всерьез.

"У нас в стране трудно дается разделение функций", - подметил Глазычев. В комиссии заместителя руководителя администрации президента Козака, занимающейся вопросами местного самоуправления, "закаленные либералы книжного типа". И в этом драма. Россию они не знают и самое главное - не хотят знать. Это чревато. Глупость неизбежна. Административные районы слишком крупны для того, чтобы выжить, на одном бензине разоришься. "Каков критерий, по которому вы определяли минимальную численность населения для самостоятельной муниципии?" - задал Глазычев вопрос секретарю комиссии. Там обиделись. Например, в Голландии 600 семей могут содержать школу. В Соединенных Штатах Америки 2000 семей могут содержать школу. У нас пока никакое число семей не может содержать школу, потому что в стране сегодня как минимум 14 типов муниципальных образований. Может быть, их можно сделать семь, но никак не два - за это можно ручаться. "Муниципалитеты ободраны, как липка, это стало понятно даже Касьянову", - после этих слов профессора мы аплодировали. Он точно и емко охарактеризовал нам идеи своего выступления, которое так и называлось "Районная Россия".

Как вы относитесь к Чубайсу

задал я вопрос заместителю министра экономического развития и торговли РФ А.ШАРОНОВУ. Зам. министра только улыбнулся в ответ, фигура Чубайса потом не раз всплывала в выступлениях других докладчиков. "Во всем виноват Чубайс", - с иронией заметил бывший министр экономики Е.Ясин. А другой выступавший назвал его "продвинутым реформатором". Как бы то ни было, после региональной тематики мы перешли к общению с руководителями федерального уровня. И Андрей Владимирович рассказал нам об этапах реформирования естественных монополий. Особо подчеркнул, что их роль в экономике страны огромна, все мы пользуемся услугами этих монополий.

Первые действия в этом направлении были произведены еще в 1992 году, когда возникло акционерное общество РАО "ЕЭС России". Тогдашними решениями оно создавалось на три года как стартовая промежуточная структура, но уже прошло 10 лет, а оно существует в прежнем виде. Цели реформирования не были достигнуты.

В 1997 году появился Указ президента за № 426 "О реформировании естественных монополий". Он предполагал обоснованные меры, базировавшиеся на международном опыте, но практически не был реализован. В 1998 году правительство приняло программу реформирования железнодорожного транспорта. Она не была выполнена. Сейчас мы находимся в очередной фазе реформ. В мае 2001 года правительство приняло решение о реорганизации электроэнергетики. В июне утверждена концепция реформирования железнодорожного транспорта. В прошлом же году правительство трижды рассматривало вопросы переустройства жилищно-коммунального хозяйства. И в планах на этот год - в первой декаде 1 декабря будет рассмотрена концепция реформирования рынка газа.

Из 25 пунктов по электроэнергетике более половины уже выполнены - изданы конкретные постановления, приняты решения, созданы новые структуры, такие, как "Федеральная сетевая компания" и "Системный оператор и администратор торговой системы".

Скажу читателям "РП" о том, что сам понял: суть реформирования РАО "ЕЭС России" - в дроблении энергомонополиста на мелкие компании. Одни будут производить электричество, а другие - доводить его в наши с вами дома и квартиры. То есть, одни заведовать электростанциями, а другие - проводами. Последние должны стараться взять энергию как можно дешевле, то есть на рыночных условиях. Правда, у государства теперь не будет контроля над так называемым рубильником.

"Государство - плохой собственник, это доказал весь мир, - подчеркнул Шаронов. - Оно должно заниматься только обороной и безопасностью". По его прогнозам, тепло будет дорожать, а электроэнергия - дешеветь. Возможен и такой поворот, когда котельные останутся в компетенции местных властей и муниципалитетов. Хотя сам баронов заметил, что мы в России не умеем обеспечить нормальный антимонопольный контроль. Стратегия реформирования сводится к тому, чтобы поддержать баланс интересов потребителей, государства как арбитра, предприятий отрасли и компаний-поставщиков для отрасли.

"Дешевая электроэнергия должна дойти до потребителей", - в этом смысл реформирования. А государство сосредоточится на дотациях, льготах и субсидиях населению. На его взгляд, вопросы ЖКХ по своей сути - муниципальные. Местные власти должны не только давать деньги, но и спрашивать с руководителей ЖКХ, сколько потребило население, т.е. установить контроль. Только в прошлом году предприятия ЖКХ констатировали, что не получили 20% денег за оказанные услуги, хотя можно предполагать, что они недопоставили услуг на этот самый процент.

Еще что важно, на мой взгляд, запрещаются любые веерные отключения электричества. У нас в этом отношении полевчане уже страдают, особенно жители южной части города. А цены на свет и тепло должны изменяться только один раз в год. И то только до принятия, скажем, местного и других бюджетов, чтобы потом не перекраивать их, как Тришкин кафтан. На втором этапе произойдет ликвидация РАО "ЕЭС России". Останется общество, управляющее генерацией. Итоговая комбинация - создание генерирующих компаний. Развиваются иные субъекты рынка, появляются независимые сбытовые компании. Одна из главных целей реформирования электроэнергетики - привлечение инвестиций.

У нас в стране, по словам Шаронова, Министерство путей сообщения остается и хозяйствующим субъектом, и государственным регулятором в этой сфере, чего нет нигде в мире. То есть МПС устанавливает правила и само же по этим правилам ездит, что очевидно ставит его в неравные условия по сравнению с другими компаниями, которые просто ездят и никаких правил не устанавливают. Поэтому первая задача - отделение госфункций и функций хозяйствующего субъекта - достигнута созданием акционерного общества "Российские железные дороги".

Еще один мой вопрос заместителю министра был таким:

- Андрей Владимирович, вы сказали, что мы находимся в ситуации дефицита в газовой отрасли, но не объяснили, почему, и о реформировании в газовой отрасли ничего не сказали?

- Газовая отрасль, пожалуй, одна из наиболее монополизированных отраслей и у нас, и в мире. Такой гигантской концентрации месторождений в одном месте и одновременно месторождений в одних руках нигде в мире больше нет. С другой стороны, государство, если сравнивать три самых крупных естественных монополии (даже если четвертую - телекоммуникации, сюда возьмем), нигде не имеет такого маленького пакета, как в газовой отрасли. Да, железные дороги - 100 % в государственной собственности, телекоммуникации - 75 минус 1, в электроэнергетике - 52%, в газовой отрасли 36-37 с копейками. Это тоже накладывает свои особенности. Второе. Если мы находимся в электроэнергетике в ситуации общего избытка электроэнергии, то по газу есть лимиты. В этом самая тяжелая ситуация. И наши придумки будут в следующих направлениях. Первое - это попытка создать некие островки торговли газом по нерегулируемым ценам. Сейчас подготовлен проект постановления, в котором две главные идеи. Первая - разрешить "Газпрому" продать до 10 миллиардов кубов газа до конца года, включая 1 квартал 2003 года, но не больше объемов, которые продаются независимыми производителями газа. Они продают от 8 до 12 % газа, остальное продает "Газпром".

А вторая идея - со следующего года попытаться заставить всех потребителей, за исключением населения и бюджетников, Покупать какой-то процент газа, например 5 %, по нерегулируемым ценам. Такое ограничение не позволит "Газпрому" задирать цены высоко. И мы получим реальный островок ценовых сигналов на газ, то есть сколько реально за него могут платить. Цены на газ будут расти. В следующем году планируется их повышение на 20%.

Продолжение следует.  

Вадим ФИЛИППОВ, г. Полевской, Свердловская обл. "Рабочая правда", 16.10.2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики