ПО-ЧЕСТНОМУ НЕ УМЕЕМ
Международный эксперт ООН – о том, почему россияне не готовы к ЕГЭ
«Единый госэкзамен останется основной формой итоговой аттестаций выпускников, на сегодня нет поводов что-то менять», – говорит Ирина Абанкина, эксперт экономической комиссии Организации Объединенных Наций, замдиректора института развития образования Высшей школы экономики. С помощью Ирины Всеволодовны «СК» подвел итоги первого штатного года ЕГЭ.
Хапнуть на халяву
– К ЕГЭ в России до сих пор относятся как к национальному бедствию. Какие претензии актуальны и справедливы?
– У нас никогда не было такой системы итоговой аттестации, единой для всех и, более того, не зависящей от школы. Сейчас ни школа, ни родители, ни сами ребята, прямо скажем, в этой прозрачной системе не заинтересованы. Опасаются, что результаты могут оказаться хуже, что плохо сданный ЕГЭ испортит им перспективы. К сожалению, в последнее время общество приспособилось к жизни не по единым правилам. Все конкретно для себя ищут преподавателей, лазейки, натаскиваются к экзаменам в конкретном вузе, понимая при этом, что в школе в ответственный момент учителя поддержат и не дадут утонуть.
Надо быть очень сильным и зрелым обществом, чтобы приветствовать такие честные, жесткие, прозрачные процедуры. Мне бы очень хотелось, чтобы мы сделали шаг к реально демократичному обществу. Чтобы можно было признавать чужие успехи и понимать, что мои заслужены честно. А у нас в характере – желание на халяву хапнуть и отдельной дорожкой пройти…
– Ваше главное откровение в итогах первого штатного года ЕГЭ?
– Очень высокий уровень нечестности. Я думаю, никто такого не ожидал. Плюс очень много людей хотели заработать на ЕГЭ, продавая и перепродавая мифы.
Что показал ЕГЭ?
Минимальный балл установили на довольно низкой отметке, опасаясь, что за бортом окажутся большие группы ребят. Подобрать совершенно одинаковые по сложности задачи каждый раз (содержание контрольно-измерительных материалов меняют ежегодно) непросто. Поэтому результаты прошлого года нельзя сравнивать с результатами текущего. В Рособрнадзоре довольно долго обсуждали этот вопрос и все-таки приняли решение, что свидетельство ЕГЭ будет действовать два года.
В вузах были настоящие завалы! В связи с этим в будущем году список вузов и специальностей, на которые можно будет одновременно подавать документы, все-таки ограничат. Олимпиады как дополнительный механизм поступления для талантливых ребят сохранятся. Но и их список тоже будет уточняться. Кроме того, видимо, вузы лишатся права выбирать три из четырех экзаменов для поступления, рекомендованных Министерством образования, как было в этом году.
Когда льготники подавали документы, казалось, что они претендуют ну на все места! Но на самом деле они, так же как и остальные абитуриенты, подавали документы сразу во много вузов. И при зачислении оказалось, доля поступивших льготников такая же, как раньше. Но кроме них есть еще целевики. Так вот доля льготников вместе с целевиками иногда достигала 25–35% в одном вузе. Это очень много.
Во время экзаменов разрешали пользоваться мобильными телефонами. А экзаменационные конверты иногда оказывались вскрытыми. Учителя помогали в написании работ. Таких случаев было много, и это печально. Иногда, даже специально, как будто на спор: попробовать обмануть систему.
Многое зависит от региональных комиссий, которые должны гарантировать честность проведения экзамена и ответственность при выставлении оценок. Мы можем усилить общественный контроль в самом процессе сдачи: чтобы не проносили телефоны. А вот проверка работ и выставление оценок общественному контролю неподвластна. Тут работают люди, имеющие полномочия, и если они с ними не справляются или ими злоупотребляют, это подрывает саму идею независимой итоговой аттестации.
Степень слабости некоторых регионов на Дальнем Востоке и в Сибири оказалась неожиданной. Поэтому нужна серьезная работа в каждом конкретном городе, в каждом конкретном селе, чтобы понять, что у нас не так. Поехать познакомиться с коллегами, у которых получается. Кстати, у вас в Барнауле есть прекрасная учительница, совсем не молодая. (Раиса Коркина, учительница химии из школы № 22. – Авт.) Но только она и умеет готовить олимпиадников по химии – побеждают все время! Как она это делает? Никто не знает. Другие пробовали, не получается.
ЦИТАТА
Ирина Абанкина:
– Не хотелось бы, чтобы слабость некоторых регионов приписывали педагогическим коллективам. Это несправедливо. Каждому по силам разобраться внутри себя, лечить и контролировать ситуацию.
Факт
Средние баллы ЕГЭ по двум обязательным предметам – русскому языку и математике – в Алтайском крае ниже, чем в целом по России. Русский язык у нас знают в среднем на 54,37 балла (против 56,4 по России), математику – на 41,76 балла (против 42,9).

Анна ВАЛЬЦЕВА, Надежда СКАЛОН, г. Барнаул. Газета «Свободный курс», № 42, 20 октября 2009 г

|