Администрация края вместе с приморским УФАС разработали программу развития конкуренции
Итогом новой программы, подготовленной краевыми и антимонопольными чиновниками, должно стать повышение качества товаров и услуг, а также долгожданное развитие малого и среднего бизнеса. Разработчики документа полагают, что особых затруднений по ходу достижения заявленных целей не предвидится.
В программе сообщается, что «в Приморском крае сосредоточено около 30% социально-экономического потенциала Дальнего Востока, используется около 20% основных фондов экономики Дальневосточного региона, создается более 20% валового регионального продукта округа, формируется 28,6% оборота розничной торговли, 27,6% грузооборота и 34,1% пассажирооборота транспорта общего пользования, работает треть занятых в экономике Дальнего Востока. В рейтинге инвестиционной привлекательности Приморский край занимает 21-е место и 2-е место среди субъектов ДФО, уступая Республике Саха (Якутия)».
Если читать дальше, то можно уяснить, что Приморский край является ни много ни мало одним из наиболее динамично развивающихся регионов России. Разработчики документа видят «высокую степень концентрации конкурентоспособных экономических субъектов». Экономическое пространство Приморья представлено широким спектром товарных рынков: от высококонцентрированных (в первую очередь в инфраструктурных секторах - связь, отдельные виды транспорта, тепло- и электроэнергетика, ЖКХ) до низко и умеренно концентрированных (розничная торговля, агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы, строительство), на которые приходится более 40% производимого в крае ВРП.
По мнению чиновников, зафиксированному в программе, в 2012 г. оборот розничной торговли Приморья повысится на 13,8-15,7%, а доля продукции, произведенной малыми предприятиями, увеличится в общем объеме валового регионального продукта до 22%. Сам же ВРП должен вырасти на 13,4%.
Есть и более любопытные моменты. Так, сообщается, что в мясоперерабатывающей отрасли края используется более 90% импортного сырья, в молокоперерабатывающей – 60%. Решить проблему столь нездоровой зависимости хотят путем создания стимулов для развития товаропроводящих сетей, в том числе логистических звеньев по обеспечению предприятий перерабатывающего сектора сырьем и организации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции.
Анализ состава и количества товаропроизводителей, занятых производством рыбы, позволил выбрать из более 77 хозяйствующих субъектов три крупных предприятия, доля которых в 2008 г. составила 36,8%, доля малых и средних предприятий — 23,8%. По мнению разработчиков документа, степень концентрации производства рыбной продукции является нормальной, а конкурентная среда – достаточной. Тем не менее чиновники планируют создать условия для формирования эффективно функционирующего рынка водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, через создание новых технологий глубокой и комплексной переработки водных биологических ресурсов. Впрочем, об этом губернатор Сергей Дарькин докладывал тогда еще президенту Владимиру Путину еще в 2004 г. Но воз и ныне там.
Конкурентная среда в рознице у нас определяется функционированием 8773 предприятий розничной торговли и 2514 предприятий мелкорозничной торговой сети. Обеспеченность торговыми площадями в 2008 г. на 1 тыс. жителей в целом по краю составила 465,8 кв. м при нормативе для городской местности 230 кв. м. В первом полугодии 2009 г. дополнительно открыты 74 магазина и 15 павильонов. Отмечается достаточное количество магазинов «шаговой доступности» и продолжается развитие магазинов типа «супермаркет» (в 2008 г. в крае открыто 15 супермаркетов).
КОММЕНТАРИИ
Александр Пироженко, директор департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков в Министерстве экономического развития РФ, руководивший созданием проекта программы развития конкуренции в России: «Мы получили программы от 56 регионов, и все они еще очень далеки от совершенства. Это касается и той программы, которую нам прислали из Приморского края. По объему она достаточно толстая - чиновники у нас умеют писать большие документы. Но конкретных мер в ней недостаточно.
Мы просим регионы, чтобы рабочие группы по разработке этих программ создавались с участием представителей бизнеса. Это необходимо, чтобы программы не были просто чиновничьим документом, который можно принять, а потом благополучно забыть. Необходим реальный документ, который будет работать и решать конкретные проблемы. А вот такие мероприятия как «оптимизация функций органов исполнительной власти», «выявление», «проведение мониторинга» - все это, скорее, напоминает отписку, чем серьезную постановку проблемы и принятие мер по ее решению.
Только рыночная экономика может отрегулировать и создать условия для конкуренции. Но государство может этому способствовать двумя путями. Первый - защитить рыночную среду от самого себя, то есть от государства и влияния чиновников, где превалирует коррупционный мотив. Для этого надо создать четкие правила игры, которые не допускаю необоснованного вмешательства чиновников в бизнес. Второй блок - это два «и»: инфраструктура, в частности естественных монополий, плюс информация, которая может способствовать приходу новых участников на рынки и, как следствие, развитию конкуренции.
Информация и инфраструктура вместе с защитой от негативного влияния государства на экономическую ситуацию - это то, что мы можем сделать. Именно поэтому мы говорим о том, что антимонопольное регулирование сейчас должно быть сконцентрировано прежде всего на вопросах вмешательства чиновников в бизнес. Речь идет как о муниципальном уровне, так и о субъектовом. Здесь есть вопросы и с тем, что чиновники в регионах имеют свой бизнес. Это сильно мешает и создает конфликт интересов при принятии решений. Безусловно, в конкретных регионах это одна из основных проблем развития конкуренции».
Михаил Терский, директор Тихоокеанского центра стратегических разработок: «Нет конкуренции в сферах теплоснабжения и предоставления электроэнергии. Еще на топливном, который контролируют две компании – «Альянс» и «Роснефть». Вот где нужно держать руку на пульсе».
Виктор Кривулин, председатель совета директоров ЗАО «ДВСК»: «Кому и с кем конкурировать в Приморском крае? Все уже развалено: строительство стоит, судостроения давно нет. Единственные, кто пытается держаться, — транспортники».
Константин Кодолев, коммерческий директор ОАО «Дальрыба»: «Естественное желание любого производителя — быть монополистом. А конкуренция нужна властям для повышения собираемости налогов. Если развивать конкуренцию в рыбохозяйственном комплексе, то программу придется скрупулезно прорабатывать. Каждое направление надо рассматривать отдельно.
Я предлагаю заняться тем, чего в крае нет. Начать, например, с тары. Ведь Уссурийский тарный комбинат еле-еле теплится, и потому рыбаки вынуждены всю тару закупать за рубежом. Не менее важно развеять монополизацию портов. Чтобы привести рыбу в порт, приходится работать с одними и теми же людьми. Они сказали: три рубля за килограмм - будет три. Сказали два - будет два. Какая это конкуренция? УФАС следовало бы обратить на это внимание. Так же как и на монопольный сговор оптовиков. Лососевая путина этого года показала: оптовые компании могут обрушить рынок. До сентября они ничего не покупали. Ждали, когда произойдет затоваривание холодильников, чтобы заставить рыбаков продавать по минимальным ценам. Это у них отчасти получилось. Но, слава богу, спасли братья-иностранцы, которые стали покупать продукцию. И тут же проснулись и наши.
Что касается других направлений, то, с точки зрения ремонтных услуг, конкуренция наблюдается только в корпусных работах. А вот в области высокотехнологичных услуг — электромеханических, сложномеханических работ — только монополисты, которые пытаются конкурировать с иностранцами. В области рефработ и производства сложного технологического оборудования присутствуют только зарубежные компании. Ничего этого в программе нет».
Александр Исаев, профессор кафедры маркетинга и коммерции ВГУЭС: «Я не верю в программу. Никакой документ не сможет поддержать конкуренцию, если вместо честной экономики и свободы предпринимательства рынком правят коррупция и монополизм. В России же никто ничего не будет продавать, если рентабельность бизнеса будет менее 100%. Простой пример. Цены на китайские яблоки во Владивостоке разбросаны от 45 до 75 руб. за килограмм. В Китае эти же яблоки стоят 20 центов. То есть во Владивостоке цены в 10 раз выше из-за того, что нет магазинов шаговой доступности».

Егор БАТАЛОВ, Евгения ДУБОВИК, г. Владивосток. Газета «Конкурент», № 45 (957), 24-30 ноября 2009 г

|