Мавзолеи пока не продается
Ответил на мой вопрос заместитель министра имущественных отношений РФ С. МОЛОЖАВЫЙ, который рассказал нам о новых этапах в управлении государственным имуществом.
Сергей Владимирович откровенно поведал о взгляде изнутри. Чубайс признает, что были ошибки, особенно в системе ваучеров. В результате проведения инвестиционных конкурсов много средств утекло от государства. Важно было больше пообещать. И кто из предпринимателей сообразил, обещал очень решительно. Несколько месяцев в стране длились залоговые аукционы. За "Связьинвест" было получено ,8 миллиарда, но эти деньги сгорели, по его словам, в "топке кризиса" 98-го года. В 1997 году принят новый закон о приватизации. И в том же году была получена "живыми" деньгами рекордная сумма от продаж - миллиарда, а всего государство получило от приватизации -14 миллиардов. Если в 1993-1994 годах продавали акции свыше 30 тысяч предприятий, в 1995-м - только 16 тысяч, в 1996-м - 8-9, то с 1997-го года пошло резкое снижение продаж.
По словам Моложавого, хотя Альфреда Коха называют "злым гением" приватизации, он значительно поднял уровень управления. Сейчас аренда имущества должна давать государству как можно больше доходов. И в 2003 году министерство хочет выйти на цифру 0 миллиардов от управления государственным имуществом. Отстраивается институт управления, направляются представители министерства в акционерные общества. С 1 января 2003 года министерство планирует перейти на рыночную оценку арендной платы. Сейчас, как известно, цена стандартная. По новой схеме каждый договор будет анализировать ОЦЕНЩИК. Министерство выделило на это деньги.
Что сегодня осталось у государства? 9700 предприятий, 34 тысячи учреждений и 4200 - пакетов акций. Интересный пример привел зам. министра - чтобы продать "золотую" акцию, надо пройти процедуру, подобную продаже "Связьинвеста". У нас в Полевском "золотая" акция последней муниципальной аптеки по ул. Декабристов принадлежала местным властям, а как и что с нею стало - для горожан осталось загадкой.
Еще что важно - договоры аренды с правом выкупа перестают действовать.
"Экономика у нас не такая уж первосортная, первоклассная. Компании недостаточно открыты", - признал Моложавый. Все теперь жалеют о том, что два года назад одну акцию "ЮКОСА" можно было купить за 1 цент, сейчас она стоит 10 долларов. Это результат целенаправленной работы менеджеров по повышению капитализации.
Анекдот от зам. министра
Самые "памятниковые" города у нас - Москва и Санкт-Петербург. В честь юбилея В. Ленина провели в северной столице акцию, и на одном из памятников федерального значения повесили табличку: "Здесь Владимир Ильич с Инессой Арманд прятались от Надежды Константиновны Крупской".
Сейчас министерство ведет жесткую борьбу с Ю. Лужковым по поводу принадлежности 850 памятников федерального значения, которые Москва зарегистрировала за собой.
"Вся земля у нас сейчас не разграничена, она государственная, - признал Моложавый. - К сожалению, закон о разграничении земли написан так, что реализовать его очень сложно. По любому участку, который должен быть отнесен к той или иной форме собственности, должно выйти постановление правительства. В результате разграничения будет три уровня собственности: федеральный, субъектный и муниципальный".
Сергей Владимирович рассказал, что на днях вышли постановления правительства РФ, которые описывают процедуру выкупа земли под частными предприятиями. Обращаетесь в муниципальный комитет по земле, он готовит весь комплект документов и через фонды имущества продает ее. Не на аукционе, естественно, а целевым порядком заключается договор купли-продажи этой земли.
- В министерстве не возникало разговора о способе выставить на продажу Мавзолей? - спросил я у Моложавого.
- Вопрос, который, по-моему, не требует ответа, - улыбнулся зам. министра. - Мавзолей пока не продается.
По поводу подготовленного закона о национализации он сказал, что никто в него не верит, но как в каждом доме должна быть икона, так и у нас "Закон о национализации". На всякий случай.
Мечта поэта
Сказал эту фразу депутат Госдумы, Председатель Подкомитета по налогообложению В.ДУБОВ, когда рассказывал нам о деятельности первых кооперативов. Реальной налоговой нагрузки практически не было. А сейчас вроде бы простой вопрос: сколько денег должно взять государство у гражданина и у предприятия на свои нужды? - решается непросто. Потому что редко бывает, когда и овцы целы, и волки сыты.
Налоговая нагрузка остается очень большой, что серьезно сказывается на развитии бизнеса. Граждане начинают думать: а на фига нам работать? Происходит или снижение предпринимательской активности, или переход в тень. И то и другое мы имели, и продолжаем иметь.
Если снизить налоги, то будет бедное государство. Его социальные функции начинают резко падать, в результате чего мы имеем социальные кризисы. Получается некая система замкнутого круга.
Первым у нас в стране появился налог с продаж. Тогда не было прямого действия законодательства, и кто угодно устанавливал налоги: министерство финансов, правительство, ведомственные инструкции, местные Советы... Инструкция МНС являлась обязательной для всех налогоплательщиков. Не брали в расчет, может экономика дать деньги или не может. Началось резкое падение цифр внутреннего валового продукта, потому что при больших налоговых нагрузках работать стало бессмысленно. Комплекс этих проблем привел к кризису 1998-го года. В первую очередь в нем виноваты повышенные расходы бюджета. Легальный бизнес стал невозможен в стране.
И государство стало заниматься налоговой реформой всерьез. Главным этапом стало принятие 1 части Налогового кодекса, который вступил в действие с 2000 года. Негласно наложен мораторий на любые поправки к нему. Первая часть - это правила игры. И налогоплательщик оказался более-менее защищенным. Вторая "заслуга" кодекса - презумпция невиновности налогоплательщика. Налоговый орган обязан доказывать его виновность в суде. Также очень жестко определены права налогового органа.
После этого Стали переписывать сами налоги. В старой системе самым страшным звеном были оборотные налоги. Сейчас введен единый социальный налог. Принцип один: чтобы в экономике повышалась зарплата. Ее стало платить выгодно.
Сейчас подоходный налог, налог на имущество и значительная часть налога на прибыль - 3/4 - это то, что идет в местный бюджет. Все остальные: косвенные налоги, акцизы, НДС - поступают в федеральный бюджет. И дальше перераспределяются.
Сейчас в стране в год производится ВВП на сумму около 0 млрд. Среднедушевой доход равняется тыс. в год на человека. В Америке эта цифра - 33, в Австралии - 36 тысяч. А чтобы страна нормально жила, нам нужно хотя бы тыс. в год на человека. "Мы страна бедная по большому счету", - признал депутат.
- Владимир Матвеевич, в России совсем не отлажена система межбюджетных отношений. Нельзя ли установить единые правила игры для всех, когда были бы установлены постоянные налоги для центра, субъекта федерации и муниципалитета? - спросил я у В. Дубова.
- Безусловно, должна быть стабильность, единая модель. В принципе, в Бюджетном кодексе она прописана, но мы не можем выстроить ее нормально, а пытаемся изменить каждый год. Проблема простая: есть одна модель, к которой надо прийти, но есть система лоббистов, которые ее идеально разрушают. И каждый год происходит борьба: кто сколько для чьей территории кусочек от хватит. Поэтому единой жесткой модели не получается. Хотя, безусловно, она должна появиться. Идея правильная - бюджеты должны планироваться на много лет вперед, чтобы создавать нормальные условия жизни.
О социальных реформах
рассказал Первый проректор Государственного университета Высшей школы экономики Л.ЯКОБСОН. Если просто, отметил Лев Ильич, то социальные реформы - это все то, что напрямую затрагивает жизнь людей. Экономика вообще штука несимпатичная по природе своей. И замечательный лозунг Ю. Лужкова о том, что будем производить по-капиталистически, а распределять по-социалистически, нереализуем абсолютно. На самом деле положение различных социальных групп, их определенность задаются в неких процентах экономического взаимодействия людей. Так было всегда. Так будет всегда. По-другому быть не может.
Социальное положение человека определяется прежде всего доходами. А доходы нельзя придумать.
Неотъемлемой стороной любой социальной политики выступает перераспределение. Если неотъемлемая сторона, то мы не очень свободны в социальной политике. Если вы что-то перераспределяете, то нельзя дать столько, сколько отняли. Это подсказывает здравый смысл: понадобятся расходы на администрирование, "маски-шоу" устроить и т. д. И самое печальное - любое перераспределение меняет систему стимулов. Можно сказать точно: чтобы перераспределять так, как в Швеции, нам всегда будет недоставать шведов.
Давайте посмотрим, что у нас в стране происходило с доходами населения? Если говорить о том, как они менялись за последнее десятилетие, то вот какого рода картину наблюдаем. Возьмем реальные денежные доходы населения, реальную заработную плату и реальную величину назначенной пенсии. За 100 процентов взят уровень предреформенного 1991-го года. В 1992-м году эти величины оказались на 50% меньше, чем в предыдущем году. Произошло резкое падение. А дальше колебания выдерживаются. Если говорить об июле 2002 года, то реальные денежные доходы составляли примерно 60% предреформенного уровня, примерно на таком же уровне была реальная заработная плата и реальная величина назначенной пенсии.
Размеры пенсий сильно падали в середине 90-х годов. С 1995-го по 2001 год они были меньше половины уровня 1991-го года, сейчас вышли к отметке 60%. С другой стороны, реальные денежные доходы к 1994-му году достигали 70% (вроде бы только-только пошли реформы, зарплаты и пенсии были низкими, но кто-то стал зарабатывать). Нельзя не отметить сильное падение после кризиса 1998-го года. Но сегодня в целом в стране установился новый уровень доходов на треть меньше, чем перед началом реформ.
Еще одно важное обстоятельство: в 90-е годы сформировалась новая модель распределения доходов. Мы страна с лица не общим выраженьем. Доходы самых богатых 10% населения в 14 раз больше доходов самых бедных 10% населения.
Сейчас устраивает то, что пенсии выплачивают вовремя. А через какое-то время скажут - пенсии низкие. Они и вправду низкие. Почему пошла пенсионная реформа? Не потому, что надо улучшить жизнь пенсионеров, это и так понятно. А потому, в первую очередь, чтобы избежать краха пенсионной системы во вполне обозримом будущем. В стране смертность превышает рождаемость (см. диаграмму). Любопытны и другие цифры, приведенные профессором: в России в 2000 году число пенсионеров на 100 работающих было 69 (в Германии - 55, Франции - 51, Швеции - 47, Великобритании - 41). А в 2020 году ожидается в России 86 (в других странах соответственно 65, 68, 58 и 47). То есть растет пенсионная нагрузка, а она определяется числом пенсионеров на 100 работающих. И существующая ныне система, как показывают расчеты, просто взорвется. Есть два способа действий: ввести накопительную пенсионную систему, чтобы человек сам себе копил на старость. Или увеличить возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин. Продолжение следует.
***
Вот такой шел на семинаре откровенный разговор. Нас ни о чем не просили писать, просто давали информацию, рассказывали о процессах, происходящих в стране, откровенно отвечали на вопросы. Но мы в редакции посчитали, что читателям "РП" рассказанное будет интересно. Ждем ваших откликов и звонков. А в заключительной публикации о видении экономики России сегодня, реформах в образовании, сельском хозяйстве и о Москве. 
Вадим ФИЛИППОВ, г. Полевской, Свердловская обл. "Рабочая газета", 18.10.2002 г.

|