МАРИНА ГЛАЗАТОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ: "РЕФОРМА СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ - ПРИЗНАК ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ"
Автор: Калуженкова Евгения
Регион: Волгоград
Тема:  Бизнес
Дата: 12.03.2003

- Закон "Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия" был принят в самом конце 2002 года, 27 декабря, и вступит в силу со второго полугодия 2003 года. Я не побоюсь назвать этот закон революционным, поскольку он серьезно меняет принципы работы государственной разрешительной системы.

Что мы имели раньше? Систему требований, созданную в плановой экономике. Государство было единственным заказчиком, единственным же и первым покупателем - и оно устанавливало, каким оно хотело видеть тот или иной товар. Например, котлеты согласно ГОСТу должны были иметь продолговатую форму, а селедка - длину 15-20 сантиметров (поэтому импортная сельдь длиной 25 см уже должна была называться как-то иначе). Однако такой подход возможен только вне рынка. Сегодня же я легко могу заказать диван любой удобной мне формы и размера, и мебельная фирма готова выполнить каждый каприз клиента. Другое дело, что в погоне за прибылью иной раз на дальний план отходит безопасность потребителя, но вот этот-то дефект рынка государство способно исправить.

Революционность закона заключается в том, что он делит требования на параметры безопасности и потребительские свойства. Контроль за соблюдением первых берет на себя государство, а вот вторые выводятся из сферы обязательного применения: потребитель "голосует кошельком", а предприниматель будет на это реагировать. Таким образом, закон определяет долю государства в регулировании рынка.

Обязательные требования (параметры безопасности) отныне называются техническими регламентами. Это радикальный подход к реформированию правоотношений в области стандартизации и подтверждения соответствия, потому что это фактически новый тип законодательства - законодательство с техническим регулированием. Всего предусматривается порядка двух тысяч технических регламентов взамен действовавших ранее 60 тысяч стандартов, правил и норм. Такое резкое уменьшение происходит за счет вывода в сферу добровольного применения требований к потребительским свойствам, однако безопасность не снизится, поскольку именно на ней будет сосредоточено теперь все внимание. К тому же многие технические регламенты будут обновлены в соответствии с современными требованиями, поскольку многие документы давно устарели и регламентируют, например, стандарты для оборудования, которое уже много лет назад отслужило свой срок и не используется.

Технический регламент будет вводиться в действие либо как федеральный закон, либо как указ президента или постановление правительства. Документ включает несколько блоков: это сфера применения закона (с четким описанием продукции и идентификацией: что, например, считается сливочным маслом), требования к продукции и подтверждение соответствия, госконтроль и надзор, а также сроки вступления техрегламента в силу (предусмотрено шесть месяцев на адаптацию). В мире существуют две формы подтверждения соответствия обязательным требованиям: декларация и сертификация. В России внедрена только одна форма - сертификат, то есть получение документа в соответствующей организации. Декларация же - это заявление самого изготовителя о соответствии продукции необходимым требованиям с приложением технического файла. Подтверждение соответствия связано с таким понятием, как оценка риска, то есть определением, что идет под декларацию, а что под сертификацию. (Кстати, все это касается изготовителей продукции: сертификации услуг - в обязательной сфере - не требуется. Подтверждение соответствия необходимо лишь для условий, в которых оказывается та или иная услуга.) Декларирование, безусловно, обойдется производителю дешевле, но здесь все зависит от риска для потребителя, поскольку одно дело - некачественный стол из ДВП и совсем другое - самолет, где сертифицируется, к примеру, каждая деталь пассажирского кресла. (К слову, оценка риска должна стать стимулом для развития науки, поскольку предполагает проведение исследований, опросов, наблюдений.)

Предусмотрены три режима декларирования. Первый вариант наиболее выгоден для производителя: подтверждение соответствий проводится на основе собственных доказательств.

При реализации второго способа изготовитель привлекает аккредитованную независимую лабораторию, которая дает ему протокол испытаний (но не сертификат!). Если продукция выполняет все требования технического регламента, этот протокол послужит основанием для написания декларации.

Существует третий вариант: изготовитель может написать декларацию, если у него на предприятии внедрена система качества.

Следующий важный момент: принимать участие в создании технических регламентов имеют право все заинтересованные лица и организации, включая самих производителей. Предусмотрен следующий механизм: все, что определено как технический регламент, будет открыто обсуждаться обществом. Сначала разработчик технического регламента объявляет о его разработке: вывешивает не только объявление, но и проект технического регламента, с которым может ознакомиться любой желающий. В течение шести месяцев все заинтересованные стороны направляют свои замечания и предложения разработчику. Разработчик их либо учитывает, либо не учитывает, составляя справку разногласий. Есть еще один пункт закона, согласно которому любой технический регламент должен базироваться на международных стандартах, то есть нужна еще пояснительная записка об их использовании или неиспользовании (с соответствующими объяснениями). Технический регламент, справка разногласий, пояснительная записка к нему представляется в независимую государственную экспертную комиссию, которая готовит заключение.

Разработчик технического регламента должен его полностью подготовить, так как это проект федерального закона. Там должны быть требования, а также часть, в которой будет указано, как станут подтверждаться соответствия.

После государственной экспертной комиссии этот проект направляется в Федеральное Собрание, в Государственную думу.

Проект (впоследствии закон) будет опубликован для общественного обсуждения в прессе, так что отпадет необходимость приобретать все 22 тысячи ГОСТов на нескольких CD-ROMах за 230 тысяч рублей и еще за столько же - СНиПы и СанПиНы. Процедура принятия закона будет непростой, но зато достаточно прозрачной. Такой порядок полностью соответствует законодательству Евросоюза и соглашениям ВТО. Хотим мы того или нет, но мы движемся к единому экономическому пространству, поэтому все требования должны быть гармонизированы. Закон устанавливает необходимую для этого правовую основу. С момента его вступления в силу и на протяжении последующих семи лет предусмотрен переходный период, в течение которого все старые нормы будут действовать в части параметров безопасности.

Надо сказать, что многие производители уже вовсю занялись разработкой технических регламентов, не дожидаясь, пока за них это сделает Минздрав или другое ведомства. Одними из первых были парфюмеры, еще около 50 технических регламентов также разрабатывают бизнесмены, которые заинтересованы в адекватном техническом регулировании.

Предусмотрены два вида технических регламентов: общие и специальные. Общие - их всего семь - касаются безопасности эксплуатации механизмов, зданий и сооружений, радиационной, пожарной, химической, биологической безопасности и т. п. Специальные могут касаться самых разнообразных сфер - например, в Европе существует директива по краске для игрушек. Также есть специальные требования, которые защищают отдельные категории граждан, например, детей или кормящих матерей. В целом же государство устанавливает нижнюю планку безопасности, повышать которую каждый производитель может до бесконечности, в целях конкуренции.

Еще один важный момент, предусмотрен в проекте закона, - ответственность производителя. Она возможна не только в рамках уголовного кодекса и кодекса об административных правонарушениях. В нашем законодательстве о правах потребителей прописан принцип, но не развит сам механизм отзыва товара с рынка. Теперь, если предприниматель получает информацию, что товар небезопасен по его вине, он осуществляет определенную программу действий по минимизации ущерба, который этот товар может причинить. В том числе предусматривается добровольный отзыв товара. Если предприниматель не производит подобных действий, то федеральный орган по защите прав потребителей - МАП - принимает решение об отзыве товара в принудительном порядке.

С вступлением в силу закона "Об основах технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия" многие ведомства, создающие требования, лишаются такой возможности. Теперь ограничения прав изготовителей возможны только на уровне федерального законодательства. Также по закону один и тот же орган не может одновременно заниматься контролем и сертификацией.

Все это позволяет говорить о дебюрократизации отечественной экономики, что, несомненно, повлияет на наше положение на международном рынке.  

Евгения КАЛУЖЕНКОВА, Волгоград. "Деловые вести", март, 2003.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики