- С начала 90-х годов общее число приватизированных предприятий в стране превысило 130 тысяч - это свыше 60% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации. В настоящее время в России действует около 80 тысяч унитарных предприятий, включая федеральные предприятия, предприятия субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. В их числе - около 10 тысяч ФГУП. Полный отказ от сохранения государственного сектора экономики, разумеется, невозможен, однако вопрос оптимизации как системы управления госсектора, так и его структуры назревал давно. Одной из наиболее острых проблем в вопросе повышения эффективности управления унитарными предприятиями до сегодняшнего дня было отсутствие законодательной базы, регламентирующей их деятельность. В отсутствие закона реальный собственник имущества (государство или муниципалитет) управлял унитарным предприятием весьма формально. Согласно Гражданскому кодексу РФ, унитарное предприятие является коммерческой организацией, которая владеет принадлежащим этому предприятию обособленным имуществом на ограниченном вещном праве - хозяйственного ведения либо оперативного управления. Таким образом, с одной стороны, у предприятий отсутствует право собственности на принадлежащее им имущество, с другой стороны, руководству предприятий предоставлен широкий круг полномочий по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом. Собственник имущества создает предприятие, утверждает устав, назначает руководителя, а также согласовывает вопросы, касающиеся распоряжения недвижимым имуществом. Остальным руководитель предприятия распоряжается самостоятельно.
Нормы принятого в настоящее время Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" развивают и детализируют основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации. В нем регламентирована деятельность унитарных предприятий, а также прописан целый ряд положений, позволяющих обеспечить приоритет интересов собственника имущества перед интересами наемного менеджмента, зачастую рассматривающего предприятие как "собственную вотчину" и открыто пренебрегающего указаниями нанимателя.
Основные новации закона таковы.
Во-первых, предусматривается возможность создания казенных предприятий субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями - это направлено на расширение возможностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по осуществлению отдельных дотируемых видов деятельности и ведению убыточных производств для решения социальных задач.
Во-вторых, закон дополнен положениями, определяющими исчерпывающий перечень случаев, в которых может быть создано государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, включая: использование имущества, приватизация которого запрещена; производство продукции, осуществление научной и научно-технической деятельности, связанное с обеспечением национальной безопасности; решение социальных задач, а также организацию и проведение закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий; производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
В-третьих, государственным и муниципальным предприятиям, созданным на праве хозяйственного ведения, запрещается выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение - то есть дочерней фирмы. Это обусловлено прежде всего необходимостью ликвидации существующей на сегодняшний день практики вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания "дочек"
В-четвертых, четко разделяются полномочия собственника имущества предприятия и его руководителя. К полномочиям собственника имущества предприятия отнесены в том числе: определение предмета и целей деятельности унитарного предприятия; согласование участия унитарного предприятия в иных юридических лицах, а также в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; согласование создания государственным или муниципальным предприятием своих филиалов и представительств; определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности (программы) предприятия; назначение и увольнение руководителя унитарного предприятия, заключение с ним контракта; согласование назначения и увольнения главного бухгалтера унитарного предприятия; осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества, в том числе принятие решения о проведении аудиторских проверок.
В-пятых, введена статья, определяющая порядок совершения предприятием крупных сделок по согласованию с собственником. Законом вводится также понятие сделок в совершении которых имеется заинтересованность руководителя предприятия и которые также не могут совершаться без согласования с собственником имущества. Кроме того, законом предусматривается, что государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника: совершать сделки с недвижимым имуществом; совершать сделки, связанные с выдачей займов, поручительств и гарантий, иных видов обременений, уступкой прав требований, переводом долга;
Приобретать и отчуждать акции (доли, паи) хозяйственных обществ и товариществ; заключать договоры простого товарищества; выступать учредителем (участником) хозяйственных обществ и товариществ, иных юридических лиц; распоряжаться вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, в том числе принадлежащими унитарному предприятию акциями.
Законом также предусмотрены положения, согласно которым уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника. Также в закон включена статья, регламентирующая порядок заимствований унитарного предприятия, в соответствии с которой УП вправе осуществлять заимствования только в случае предварительного согласования с собственником имущества объемов и направлений использования привлекаемых средств.
В-шестых, устанавливается и целый ряд ограничений для руководителя предприятия, в соответствии с которыми он не вправе: быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит это унитарное предприятие; занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности); заниматься предпринимательской деятельностью; быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации (за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя); принимать участие в забастовках.
Исключение сделано лишь для преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Директор предприятия не сможет стать членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах управления коммерческой организации входит в его должностные обязанности. Подобные ограничения действуют сегодня для госслужащих. Положениями закона также установлена ответственность руководителя предприятия за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.
Наконец, в тексте закона получили развитие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющие право собственника на получение части прибыли от использования имущества, закрепленного за предприятием на ограниченном вещном праве. Несмотря на действующую статью 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, закрепляющую право собственника на получение части прибыли от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятием, раньше руководители предприятий рассматривали чистую прибыль как средства предприятия. И даже нередко спрашивали: а не являются ли попытки государства получить эти деньги в бюджет дополнительным налогообложением? Приходилось объяснять, что это средства собственника, который создавал коммерческое предприятие для получения прибыли (за исключением планово-убыточных предприятий). Прибыль принадлежит собственнику, и только он вправе определить, как ее расходовать. 
Евгения КАЛУЖЕНКОВА, Волгоград. "Деловые вести", март, 2003-03-11.

|