Через 40 лет потребление нефти во всем мире резко снизится. И это несмотря на то, что число автомобилей неуклонно растет. Как заявил председатель правления НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский, нефть, газ - это энергоресурсы первой половины нашего века. По его мнению, у России есть только один выход для сохранения объемов добычи нефти - экспортировать излишки. Однако, проект строительства нефтепровода Ангарск-Дацин до сих пор находится в подвешенном состоянии.
Анастасия ДАГАЕВА
Выступая на семинаре клуба региональной журналистики "Из первых уст" Михаил Ходорковский, назвал ошибочным стереотип "главное добыть нефть, а продать не проблема". В действительности спрос на черное золото в скором будущем начнет падать. Как показывают долгосрочные прогнозы, 20 лет нефть будет востребована, два следующих десятилетия - медленный спад, после чего - резкое снижение. Между тем запасы нефти в России огромны. При современных добывающих технологиях нефть можно выкачивать еще лет сто. Вопрос в другом. А кто покупатель?
По словам Михаила Ходорковского, с нефтью произойдет та же печальная история, что и с углем. Нефть будет не нужна, как сегодня уголь: "Англия, например, так и не добыла всего своего угля. Шахты ликвидированы, отрасль прекратила свое существование. То же самое ожидается с нефтяной промышленностью и это абсолютно нормально. Сейчас ЮКОС добывает 9 миллионов баррелей и выше этой планки не поднимется. Не потому что не может - может. Просто не продадим. Потребление нефти в России расти не будет. Автомобильное производство совершенствуется - теперь не делают таких бензиновых крокодилов, какими были "Волги". На 100 километров автомобилю требуется не 12-15 литров, а в два раза меньше. И есть тенденция к понижению".
Падающий спрос на нефть прогнозируется и во всем мире. Через несколько лет в США будет уходить максимум 2 миллиона баррелей российской нефти. Интенсивно развивающийся китайский рынок плотно "сидит" на иракской нефти. Хотя, как известно, есть проекты нефтепроводов в Китай. Однако здесь существенных сдвигов не наблюдается. Михаилу Ходорковскому не понятна сдержанность властей: "Свободный объем сырья растет, а мощностей "Транснефти" явно не хватает. Часть нефти приходится перегонять по железной дороге, что, конечно, невыгодно. Про строительство трубы до Китая говорится давно. ЮКОС предложил свой проект, его обоснования. Правда, правительству по душе строительство нефтепровода до Находки Заверения нефтяников, что трубу протяженностью в 5 тысяч километров заполнить нефтью невозможно, почему-то не услышаны. Мы может реально дать 20 миллионов баррелей для Китая, но где взять 50 - для Находки? Притом есть гарантии китайского правительства на 25 лет вперед, что Поднебесная будет брать по 20 миллионов баррелей в год. Ситуация с Находкой спорная. Привезя нефть в Находку, мы пройдем лишние 2,5-3 тысячи километров и потеряем 10-15 долларов с тонны нефти. А потребитель кто? Юго-Восточная Азия. А кто там? Вьетнам и Индонезия сами производят. От Индии до Персидского залива рукой подать. Китай, как я уже говорил, основные объемы нефти берет с Ближнего Востока. Японцам мы предлагаем - стройте свою трубу, качайте российскую нефть, платите налоги в наш бюджет. Знаете, что-то не спешат".
Топливом ближайшего будущего Михаил Ходорковский назвал термоядерную энергетику.
Уже сейчас Америка, Россия и Китай ведут серьезные работы в этом направлении - строится первый экспериментальный термоядерный реактор. Сейчас производить новую энергию достаточно дорого. Но Михаил Ходорковский подчеркнул, что через 40 лет термоядерная энергетика достигнет коммерческих показателей: "По крайней мере, фундаментальных преград для этого не существует".
Кстати
По словам Михаила Ходорковского, если цена на черное золото превышает 22 доллара, нефть вытесняется газом. Если цена падает ниже 14 долларов - уже нефть подавляет уголь. В результате оптимальная цена на нефть должна колебаться в интервале между 14 и 22 долларами. "Все остальное спекуляция", - подчеркнул Ходорковский. 
Анастасия ДАГАЕВА, Иркутск. Ежедневная газета "Известия в Иркутске" № 41, 7.03.2003 года.

|