ПРАВОВОЕ ПОЛЕ. РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЙ ЗАКОН: "ГОСТОВ" СТАНЕТ МЕНЬШЕ В 60 РАЗ
Автор: Ковалевская Людмила
Регион: Ставрополь
Тема:  Бизнес
Дата: 12.03.2003

О подготовке ко второму чтению центрального экономического закона "Об основах технического регулирования в РФ" участникам радиомоста, организованного столичным клубом региональной журналистики "Из первых уст" и радиостанцией "Русь", рассказала заместитель руководителя департамента регулирования предпринимательской деятельности министерства экономического развития и торговли РФ Марина Глазатова. Из плановой экономики, когда государство было единственным изготовителем продукции и первичным его потребителем, мы попали в рынок, при котором правила игры диктует конкуренция. Теперь государство не может задавать потребительские качества всем. Но обеспечить безопасность продукции для человека и окружающей среды остается его обязанностью. Как быть?

В наследство от плановой экономики нам достался громадный массив требований к качеству продукции: ОСТы, ГОСТы, СНиПы и т.д. и т.п., всего по скромным подсчетам около 60 тысяч нормативов (а по некоторым данным, если учесть все ведомственные документы, то почти полмиллиона). Уследить за такой прорвой нормативов просто нереально. Например, представители пожарного ведомства жаловались Марине Глазатовой, что они и сами никак не усвоят все полторы тысячи пунктов из собственной инструкции... Что ж говорить о тех, кого они по долгу службы должны контролировать на предмет соблюдения противопожарной безопасности?!. И так, если копнуть глубже, обстоят дела во всех отраслях. Поэтому-то и назрела реформа технического регулирования. Инвентаризация существующего массива требований должна вычленить из него минимальные требования безопасности, контроль за соблюдением которых и возьмет на себя государство. По большому счету, они всем известны буквально со школьной скамьи, и меняться не могут. Регламентов не должно быть много. Федеральный закон "Об основах технического регулирования в РФ", который сегодня готовят Минэкономразвития совместно с Госстандартом ко второму чтению в Думе России, предусматривает их около тысячи, то есть в 60 раз меньше, чем действует различного рода нормативов сегодня.

Соответствующие документы - Технические регламенты, содержащие вышеназванные минимальные требования безопасности, будут иметь статус федерального закона или постановлений правительства. И их не надо путать со стандартами, которые принимаются на основе достигнутого консенсуса сторон, то есть не являются обязательными для всех. В отличии от стандартов соблюдение технических регламентов как раз обязательно для всех. В условиях рынка эта социальная функция - заставить предпринимателя думать о безопасности потребителя - остается за государством. Только решать ее надо по-новому. Президент и правительство России внимательно следит за прохождением через Думу центрального экономического закона, каковым он считается во всех странах с рыночной экономикой. Реформой технического регулирования страна будет заниматься в течение ближайших семи лет. Это не означает, пояснила Марина Константиновна, что новые регламенты появятся через семь лет, они появятся в течение семи лет, поэтапно. Чтобы не допустить никакой путаницы и анархии, предусмотрено, что, пока не принята новая шкала требований, действующие отменяться не будут.

По мнению Марины Глазатовой, реформа технического регулирования будет способствовать созданию совершенно нового предпринимательского климата в стране. Набор требований будет известен и при этом не перегружен, минимален. Таким образом должна быть сломана система произвола по отношению к бизнесу, которая, чего греха таить, царит в стране сегодня. Журналисты (профессия такая - видеть, что вокруг творится) выразили сомнение, что легко будет сломать эту систему. Ибо даже вышедший в прошлом году много нашумевший федеральный закон за номером 134 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" не смог пока урезонить многочисленных контролеров. Цифры свидетельствуют, что число проверок в нашем крае после его появления не только не уменьшилось, но увеличилось.

- Я не могу объяснить, почему количество проверок возросло. Это нелогично, - сказала Глазатова. - Могу только констатировать со своей стороны пассивную позицию самих предпринимателей: закон есть, а работать с ним никто не хочет, то есть защищать самого себя не хочет...

Журналисты обратили внимание на то, что идет смешение контрольных функций и платных услуг, что также тормозит развитие малого бизнеса. Марина Константиновна согласилась, что система надзора и контроля постоянно стремится к саморазвитию, что выражается, в частности, и в возрастании количества платных услуг. И это очень сложная проблема. Она считает, что государственный контроль должен осуществляться только за государственный счет. "Это не только моя позиция, - пояснила Глазатова, - но и руководства страны. Платные услуги - конкурентные услуги, их надо выводить на рынок. Они возникают, когда надо получить какое-то разрешение, то есть принадлежат к системе дорыночного контроля. Однако он не может в полной мере обеспечить безопасность продукции. Поэтому контроль обязательно должен осуществляться в конечный момент продажи продукта на рынке. В проводимой реформе заложена идеология ухода от дорыночного контроля. Он, конечно, останется. Но акцент будет значительно смещен. В частности, будет выведена на рынок функция сертификации".  

Людмила КОВАЛЕВСКАЯ, г. Ставрополь. "ВЕЧЕРНИЙ СТАВРОПОЛЬ", № 189, 15.10.02 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики