ДОЛОЙ ДУБЛИРОВАНИЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
Автор: Васильев Алексей
Регион: Ижевск
Тема:  Бизнес
Дата: 12.03.2003

В недрах Федерального Собрания России вызревает законопроект, долженствующий, по словам Михаила Касьянова, стать одним из основных экономических документов страны. Речь идет о будущем законе "О техническом регулировании", главная цель которого заключается в уравновешивании системы техрегулирования с задачами государства в условиях рынка. Этой теме была посвящена очередная селекторная пресс-конференция в стенах "Удмуртской правды", организованная Клубом региональной журналистики в рамках проекта "Открытая Россия". О сути и задачах нового законопроекта рассказала заместит ель руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности Минэкономразвития России Марина Глазатова.

Система стандартизации сложилась в нашей стране еще в эпоху плановой экономики, и в постсовестском пространстве она практически не претерпела существенных изменений. Главенствующими требованиями по-прежнему остаются безопасность и качество товара. Но рынок с неизбежно диктуемой конкурентной средой предъявляет свои требования и стимулы для технического прогресса. Предметом опосредованного контракта, то есть договора купли-продажи, стали вопросы потребительских свойств и качественных характеристик, иначе говоря, появился, как сказала Марина Константиновна, спектр покупательских требований. Цепочка - производитель-оптовик-розничник-покупатель в одном из звеньев, как показывает практика, может "замкнуть", и в итоге дойти до конечной точки в искаженном виде. Абстрактный пример: где-то произвели добротное масло, оптовик взял его тоннами, но в рефрижераторе нарушился температурный режим, ко всему прочему по неведомым причинам он задержался в пути, в итоге товар "ушел" от стандартов. А кто виноват? Извечный российский вопрос. В общем-то, безопасность продукции и процессы ее производства должно обеспечивать государство, причем оно не только должно ' требовать, но и контролировать. Однако разорваться невозможно. Отсюда авторы законопроекта предлагают двухчастную модель нормативной базы: отдельно рассматривать технические регламенты с обязательными требованиями по безопасности продукции и процессов ее производства, и стандарты для добровольного применения в целях повышения качества товара. В конце концов, обывателю не столь важны технологические нюансы, для него основное, чтобы покупаемое им было добротным и безопасным.

В настоящее время нет прозрачности в процедурах установления технических требований. Регулирование происходит по планке, устанавливаемой ведомственными актами, зачастую противоречащими друг другу. Госстандарт диктует одно, Госстрой другое, Минздрав третье, а есть еще пожарные, МВД, санэпиднадзор и так далее. Куда прикажете податься начинающему предпринимателю? Готовящийся закон как раз и направлен на уменьшение объемов требований к хозяйствующему субъекту с переносом акцента государственного контроля непосредственно на рынок. Технические же регламенты становятся исключительно федеральной прерогативой.

ГОСТОВ, ОСТов, СНИПов, САНПИНов накопилось за долгие годы в нашей стране предостаточно. С принятием нового закона, что должно произойти, по мнению Марины Глазатовой, уже к исходу текущего года, грядет большая работа по инвентаризации существующих стандартоустанавливающих документов. Продлится она примерно семь лет. До той поры существующие сейчас стандарты будут продолжать действовать. Но перестраиваться на новый лад надо уже сейчас; техническое регулирование должно в максимальной мере соответствовать рыночным условиям.  

Алексей ВАСИЛЬЕВ, Ижевск. "Удмуртская правда", № 150, 22.10.2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики