Устаревшие государственные стандарты, излишние требования к продукции и ее производству - одна из самых серьезных проблем современного бизнеса. Некоторые из норм, которые заложены в постановления различных ведомств, просто невозможно соблюсти. И чиновники из контролирующих инстанций успешно греют на этом руки. Между тем в правительстве России созрел документ, призванный отечь лишние барьеры на пути производителей товаров. Проект федерального закона "Об основах технического регулирования" призван отделить требования к безопасности товара от требований к его потребительским характеристикам.
Михаил Касьянов назвал проект центральным экономическим законом. По оценкам экспертов, новый закон может быть принят Госдумой к концу этого года.
На днях нам удалось связаться с одним из разработчиков закона - заместителем руководителя департамента регулирования предпринимательской деятельности минэкономразвития РФ Мариной Глазатовой, которая и прокомментировала проект, готовящийся уже ко второму думскому чтению.
- Марина Константиновна, как можно охарактеризовать основную задачу реформы технического регулирования?
- Прежде всего, реформа проводится потому, что страна переходит от условий централизованной плановой экономики к условиям рынка. У нас есть частная собственность, изменены условия финансовых потоков, у нас есть какая-никакая конкуренция. Это макроусловия, а на микроуровне реформирование еще не проводилось. Только сейчас оно начинается и имеет цель обеспечить адекватное государственное участие в регулировании рыночной экономики. Прежде всего это касается повседневной деятельности любого предприятия, которое занимается производством продукции и оказанием услуг. Надо сказать, что к любому производству предъявлялись и предъявляются обязательные требования. Но этот массив требований создавался, когда государство было единственным глобальным производителем, заказчиком и потребителем. Сейчас же у нас любое физическое лицо может заказать свои требования к продукции, которую хочет купить. Например, стол может быть заказан на мебельной фабрике с теми потребительскими характеристиками, которые интересуют конкретного заказчика. Мы перешли в объемный мир потребительских характеристик, и поэтому государство не может их определять. Оно может заботиться только о безопасности. Реформа технического регулирования как раз и нацелена на то, чтобы объем требований, предъявляемых к хозяйственной деятельности, был минимизирован и сведен только к требованиям, обеспечивающим безопасность производства и продукции.
- Как изменится контроль за соблюдением необходимых торговых и производственных норм в связи с принятием закона?
- В настоящий момент в нашей стране такой контроль существует в начальной фазе, то есть он осуществляется до того, как продукция поступает на рынок. Я сейчас произнесу заветное слово "сертификация", и вам сразу все станет ясно. 95 процентов продукции в нашей стране подлежит обязательной сертификации. Такого нет нигде в мире. Почему? Потому что в большей степени важен контроль не предварительный, а контроль на рынке в тот момент, когда продукция доходит до конечного потребителя.
Возьмем, к примеру, молоко. Оно произведено на заводе, на него получен сертификат. Все как положено. Но! Транспортная компания перевозит это молоко без холодильника или затягивает время транспортировки. В результате молоко скисает. Оно с сертификатом ' И получается, что сертификат есть, а продукт к потреблению непригоден. Мы им можем просто отравиться. Поэтому самая основная задача государства - проконтролировать, чтобы продукт поступил к потребителю безопасным для здоровья и жизни.
- Не кажется ли вам, что сосредоточение контроля на реализации продукта по требует большего числа проверок? Вообще каким образом будет проверяться соблюдение требований на рынке?
- Таким же, как и сейчас. Другое дело, что будет наведен порядок в функциях, полномочиях, в самой структуре органов государственного контроля и надзора. Например, будет устранено дублирование контроля. Сейчас существует дублирование не только между Минздравом и Минтруда, между Госгортехнадзором и Министерством природных ресурсов и не только на федеральном уровне. Например, в Москве воду проверяют 20 инстанций. С этим надо разбираться.
- Насколько известно, одна из задач реформы - сделать требования к продукции и к ее производству прозрачными. Где и как будут прописаны новые стандарты?
- Тот самый порог безопасности будет задаваться через технические регламенты. В этих же технических регламентах будет установлен перечень продукции, на которую распространяются требования. Кроме того, там будут установлены механизмы контроля.
Технический регламент - это не ведомственный акт, как сейчас. Ведь у нас все ГОСТы, СНИПы, СанПины, ветеринарные правила, пожарные нормы установлены приказами или распоряжениями. Поэтому они могут устанавливаться или отменяться по желанию отдельных ведомств тогда угодно. Система получается непрозрачной и нестабильной. Технические регламенты должны стать федеральными законами.
Закон, в свою очередь, обеспечит стабильность в экономике по крайней мере на 3-5 лет, что очень важно для инвестора. На такое время уже можно составлять бизнес-план и привлекать инвестиции. Сегодня же нестабильность в области технического регулирования - одна из причин неблагоприятного инвестиционного климата.
- Насколько изменится подход к стандартам продукции в связи с вступлением России в ВТО?
- Требования ВТО как раз и состоят в том, что к продукции и процессам производства не должны предъявляться требования, создающие искусственные барьеры в торговле. А требования по безопасности существуют везде и во всех странах они практически одинаковые , потому что, допустим Р (15.5 для кожи человека один для всех. Ожог на коже мы может получить, если концентрация кислоты в креме будет выше допустимой. И здесь неважно, пользуется этим кремом российская женщина или американская...
Если же страна устанавливает требования к потребительским характеристикам продукции, то здесь и возникает вопрос избыточных барьеров. К тому же из-за непродуманности этих барьеров мы проигрываем другим странам в вопросах грамотной защиты отечественных товаропроизводителей. Посмотрите, как поступают Соединенные Штаты. Они за полгода объявляют об установлении требований на определенную продукцию, которые явно направлены на поддержку своего производителя. Но они объявили об этом за полгода. Все успели перестроиться. Как происходит у нас? Сегодня издается приказ, с завтрашнего дня требование вступает в силу: все договоры летят, инвесторы не хотят с нами общаться.
- Марина Константиновна, по новому закону принцип сертификации отчасти заменяется декларативным принципом. То есть производитель может изготовить продукцию и просто заявить, что она обладает такими-то потребительскими свойствами? Каким образом государство будет контролировать гарантии, которые дает производитель?
- Действительно, если мы уходим от обязательной сертификации и запускаем механизм декларирования, то как его контролировать?
Во-первых, законом устанавливается достаточно жесткая ответственность за необеспечение декларированных характеристик. Во-вторых, существует институт государственных контролеров, которые сейчас распыляют свои функции и возможности, а также государственные средства, потому что объем проверок неимоверно велик. Когда число требований будет минимальным, у государства окажется достаточно средств для контроля гарантий производителей.
Есть и другие механизмы кроме госконтроля. Есть общество потребителей, есть саморегулируемые организации производителей, надо просто задействовать все эти механизмы. Но их невозможно задействовать, пока не проведена реформа технического регулирования.
- А если производитель заявляет, например, что его зубная паста на 100 процентов защищает от кариеса, как это будет проверяться?
- В этом случае государство контролирует соблюдение производителем федерального закона "О рекламе". Добросовестная это реклама или недобросовестная? Недобросовестная реклама - это одно, а нанесение ущерба вашим зубам - совсем другое. И ответственность здесь разная.
- Мы все помним советский знак качества. Не планируется ли сейчас ввести знак качества российский, означающий, что государство проверило товар?
- Качество - это не вопрос государственного регулирования. Качество - это проблема спроса и конкуренции. Забота государства - безопасность. Знак, который скажет потребителю, что товар безопасен, будет. Он называется "Знак обращения на рынке". Такой знак есть у Европейского Союза. Он обозначается буквами "СЕ". Если, скажем, посмотреть на заднюю крышку монитора компьютера, можно увидеть такой значок. Все остальные значки, которые там стоят, означают, что монитор прошел различные системы добровольной сертификации. Они говорят покупателю, какими дополнительными свойствами он обладает. На одних мониторах таких значков 5, на других -15. Это и есть показатель качества.
...Итак, государство наконец занялось отделением мух от супа. Мухи - государству, суп - предпринимателям и потребителям. Мухи в данном случае и есть та самая мера безопасности продукта. Предприниматель далеко не всегда стремится выудить из тарелки этих несносных насекомых, а потому процесс вылавливания нужно жестко контролировать. Но вот указывать, какой суп готовить, бросать ли туда пассированную морковку или мелко нарубленный чесночок - это уже не забота государства. Это забота повара и едока, продавца и покупателя. Хочешь - пустой бульон хлебай, хочешь -ананасы в шампанском заказывай. Только если обещанных ананасов в бокале не плавает - тут как раз и есть резон государство для разборок привлекать.
Впрочем, некоторые скептики могут сказать, дескать, не готов наш потребитель участвовать в отсеивании некачественных продуктов. Однако после десятка лет обучения рыночным премудростям многие из нас отлично поднаторели в отстаивании прав потребителя. Теперь школа закончилась - пора в институт. И нынешняя реформа - редкий случай того, когда перемены могут лечь в хорошо подготовленную почву.
Р. S. О необходимости реформирования системы производственных и торговых стандартов в правительстве говорят давно, однако все не так просто, как кажется. Закон "Об основах технического регулирования" примут в конце этого или в начале следующего года. Правда, для полного пересмотра существующих требований потребуется около 7 лет, а пока будут действовать прежние ГОСТы, СНИПы, Сан-Пины и т. д.
Александр АМИРОВ
ГОСТы ИЗ ПРОШЛОГО
Только в тряпочке!
Существует ГОСТ на торговлю хлебом. В нем говорится, что хлеб можно транспортировать или продавать только в тряпичной упаковке. Когда вы последний раз ходили за хлебом? В чем вы его покупали? В полиэтиленовой упаковке? А почему? Да потому, что это гигиенично и хлеб лучше сохраняется. Но получается, что к доброй половине торговцев хлебом может прийти какой-нибудь инспектор и оштрафовать их за несоблюдение норм.
Запрещенные котлеты
Говорят, в ГОСТах есть даже требования к форме котлет. Дескать, котлета обязательно должно быть овальной формы, а ни в коем случае не круглой или квадратной. А если не овальной, то что это - не котлета, что ли? Если она из отличного фарша, да с чесночком, да великолепно прожарена? Или государство запрещает есть квадратные котлеты, даже если они питательны и вкусны? Тоталитаризм какой-то получается.
Обязательная экзекуция
Товар подлежит обязательной сертификации. Каждый из нас знает, что можно подойти к продавцу и потребовать сертификат на интересующую продукцию. Правда, о качестве товара эта бумажка вам вряд ли скажет правду. Вы скорее доверите своему нюху, нежели виртуальному проверяющему специалисту. Но как бьет сертификация по самым важным и высокотехнологичным областям производства. Скажем, задумал какой-нибудь наш маленький заводик выпускать отечественные мобильные телефоны. Провел мониторинг рынка, привлек зарубежных специалистов и выдал партию конкурентоспособных аппаратов. Рынок мобильных телефонов обновляется каждые полгода. И все эти полгода заводик сертифицирует свои телефон. Потом эти телефоны уже никому не нужны. 
Александр АМИРОВ, Ижевск. "МК в Ижевске", № 43, 24-31 октября 2002 года.

|