Учет и контроль с советских времен были положены в основу любой деятельности. Тогда это считалось нормой. В любой отрасли действовала своя система норм, ГОСТов, устанавливаемых государством, которое само же контролировало их безукоснительное соблюдение. Нередко межведомственные требования противоречили друг другу, но на это особо внимания не обращали. С тех пор много воды утекло, появилась частная собственность, конкуренция, худо-бедно построили рыночные отношения, а система стандартизации, контроля за качеством товаров, услуг во многом осталась пре жней. Проект закона "Об основах технического регулирования" стал отправной точкой реформы, которая должна коренным образом изменить эту систему, адаптировать ее к современным условиям хозяйствования. О ее целях и задачах рассказала заместитель начальника Департамента регулирования предпринимательской деятельности Министерства экономики, развития и торговли РФ Марина Глазатова на селекторной пресс-конференции, организованной клубом региональной журналистики "Из первых уст".
- За 10 с лишним лет в нашей стране кардинальным образом изменились экономические условия хозяйствования. Сложившаяся сейчас система технического регулирования, затрагивающая основы всей хозяйственной деятельности, уже не отвечает современным требованиям. У нас более 60 тысяч всевозможных нормативных требований, установленных как на государственном, так и ведомственном уровне. Многие из них безнадежно устарели, но по-прежнему действуют. Не соответствует современным рыночным условиям и сама система контроля за качеством, безопасностью и техническими параметрами продукции.
Раньше государство выступало как заказчик, так и глобальный потребитель продукции. Теперь любое физическое лицо и юридическое может выполнять эти функции. Государство больше не может задавать требования как раньше. Допустим, если по старому ГОСТу котлета должна быть овальной, то круглая - уже что не котлета. Необходимо вычленить основные требования по безопасности продукции, а остальные перевести в разряд добровольных.
Изменятся требования и к госконтролю. Необходим контроль непосредственно на рыночном уровне, где товар находится в обороте, а не только за предприятием, где его произвели. С другой стороны, оказывать услуги и контролировать одновременно невозможно в рыночных условиях. Сейчас госконтролеры фактически доплачивают себе за счет платных услуг по сертификации продукции. Во всем мире сертификации подлежит 30-40 процентов товаров. У нас до 90 процентов. Если учесть, что в стоимости каждого наименования до 20 процентов приходится именно на сертификат, то нетрудно подсчитать, сколько мы переплачиваем. В ходе реформы систему сертификации также планируется существенно изменить.
Главная задача - идентифицировать всю нынешнюю массу требований, выделив систему технических регламентов, обязательных к исполнению. Параллельно будет сформирована система добровольных стандартов. Придерживаться этих стандартов или нет - решает каждый участник рынка. Возьмите, например, знаменитый стандарт мобильной связи С5М -это изначально стандарт одной фирмы. Но его стали использовать и другие. Технические регламенты должны обеспечить минимальный уровень безопасности продукции. Остальное -это уже удел стандартизации. По приблизительным подсчетам, будет около 1000 технических регламентов. Сколько останется или появится новых стандартов, подсчитать сейчас невозможно.
У нас нередко изменение тех или иных требований вводится приказом, о котором заранее не сообщается. В результате рушатся экономические связи, срываются контракты. Здесь ситуация также изменится. Мы идем к единому экономическому пространству. По этому наши технические регламенты будут гармонизированы с международными нормами и правилами. Но это не значит, что у нас не может быть своих, национальных стандартов. Они будут. Вопрос лишь в том, как они будут восприняты рынком.
Приведение в порядок всей системы норм и правил, их унификация, выделение совокупности технических регламентов - это огромная работа, на которую потребуется не меньше 7 лет. Тогда мы добьемся, чтобы наша продукция стала как минимум безопасной. Ну а какое качество, форму, характеристики, словом, стандарт, выбрать - каждый будет решать сам. 
Александр КРОШУНОВ, Омск. "Новое обозрение", № 42, 30.10-5.11.2002.

|