ВПЕРЕДИ - СЕМИЛЕТКА КАЧЕСТВА КТО ЗАПЛАТИТ ЗА КАЧЕСТВО?
Автор: Чернилевская Татьяна
Регион: Омск
Тема:  Бизнес
Дата: 12.03.2003

Нас ждет очередная федеральная реформа! На этот раз - реформа технического регулирования качества товаров на российском рынке. Одним из основных разработчиков грядущей семилетней реформы выступает Министерство экономического развития и торговли РФ.

Предпринимателю, затеявшему в России дело, выполнить все предписанные технические требования так же невозможно, как без ухищрений выплатить все причитающиеся налоги. Качество товаров сегодня регламентирует шестьдесят тысяч ведомственных нормативов -приказов, наставлений, распоряжений, САНПиНов, СниПов, ГОСТов, ТУ и т.д. Большинство из них подписаны в 70-х годах, но действия их никто не отменял. Нынче российскую рыночную экономику потянуло к стабилизации, и историческое наследие в виде противоречивых и очевидно устаревших распоряжений стало мешать.

Спасение утопающих дело рук утопающих

При рыночной экономике государство не может тотально контролировать качество выпускаемой на его территории продукции. Потому что для большинства производств оно не является заказчиком. А именно он, заказчик, и должен определять качественные характеристики товара, исходя из финансовых возможностей. Хочешь - пользуйся косметикой от "Ланком", хочешь - косметикой фирмы "Линда". Хочешь - строй коттедж, а не хочешь - живи в гостинке. Главное, чтобы кожа с лица не облезла, а потолок - не обвалился. До этого-то уровня, уровня безопасности потребителя, законопроект "Об основах технического регулирования в РФ" и ограничит вмешательство государства в контроль за качеством товаров и услуг. Остальное определит сам потребитель, внимательно вчитываясь в этикетки товаров, лежащих на прилавках магазинов.

Многие государственные лаборатории и надзорные организации в ходе реформы сменят форму собственности на частную. Государство на их содержании намерено сэкономить. После принятия закона "Об основах технического регулирования в РФ" другие нормативы, приказы, наставления, САНПиНы, СниПы будут упразднены. Останутся национальные и корпоративные ГОСТЫ, но они будут применяться добровольно производителями. Контроль за качеством продукции возьмет на себя производитель. Производитель, а не государство, будет декларировать свой товар на соответствие техническим регламентам в собственных или других соответствующих требованиям лабораториях. А нужен этот товар обществу или нет, определит потребитель, голосуя рублем. Если качество продукции общество не устроит, то производитель разорится. Это и есть рыночная экономика.

Внимание - на прилавок

Марина ГЛАЗАТОВА, руководитель департамента регулирования предпринимательской деятельности Минэкономразвития и торговли РФ;

"Не следует бояться, что в результате нашей реформы потребитель окажется незащищен от недобросовестной продукции, фальстификаций и подделок. Технические регламенты, которые придут на смену действующим стандартам, от этого и не должны защищать. На то есть статья 171 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность производителей, направляющих на рынок недоброкачественную продукцию.

Нынешняя система регулирования, хоть и громоздкая, но совсем не гарантирует, что товар, лежащий на прилавке, - качественный. Все, что связано с государственным контролем, сегодня касается так называемого дорыночного регулирования. Выдав сертификат или лицензию на производство, государство сегодня полностью утрачивает право проконтролировать, в каком виде товар дошел до потребителя. При перевозке, хранении, перегрузке товар может существенно изменить свои потребительские характеристики. Но законного права отозвать его с прилавка государство сегодня не имеет, даже если обнаружено его полное качественное несоответствие. По закону "Об основах технического регулирования в РФ" у государства такое право появится.

Законопроект предусматривает восемнадцать схем обязательной сертификации и три формы декларирования продукции. Они разнятся по форме и затратности. Какая из форм сертификации и декларирования будет применяться к конкретному товару зависит от того, насколько серьезный ущерб может принести его употребление. Не исключено, что некоторые товары вообще не будут подпадать под сертификацию и декларирование.

Разработка Технических регламентов будет происходить на протяжении семи лет (в зависимости от активности бизнес-сообществ). До момента принятия Государстенной Думой технического регламента по конкретным видам продукции, будут действовать нынешние требования".

Приглашаются все желающие

Прописанную в законе процедуру принятия Технических регламентов можно без тени иронии назвать достижением демократии. Правда, пока весь исторический опыт России -это опыт извращения демократической идеи в ходе ее воплощения. В разработке технических регламентов может принять участие любое бизнес-сообщество или даже физическое лицо, способное выполнить оправданные требования.

Разработчик должен опубликовать в СМИ информацию, на какую продукцию разрабатывается регламент; какие международные нормы будут использованы при его разработке; точные характеристики заложенных требований; описание схемы действующего государственного контроля к этой продукции и т.п. Тем самым обеспечивается доступ к разработке всех заинтересованных сторон: производителей, бизнес-сообществ, науки, потребительских союзов и даже отдельных потребителей. Проект проходит стадию публичного обсуждения, затем подается разработчиками в Экспертную Комиссию с пояснительной запиской и технико-экономическим обоснованием. Комиссия составляет заключение. После этого передается субъекту, наделенному правом законодательной инициативы в Государственной Думе. Дальше следует процедура внесения и обсуждения Государственной Думой.

Порядок создания и деятельности Экспертных комиссий устанавливается Правительством РФ. Согласно законопроекту комиссии должны в равных долях состоять из представителей производителей, науки, бизнес-сообществ, потребителей. Их заседания носят публичный характер, их заключения публикуются в открытой печати.  

Татьяна ЧЕРНИЛЕВСКАЯ специально для "В", Омск.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики