Сейчас на рассмотрение депутатов Госдумы направлен проект закона о реформе государственной службы в Российской Федерации. В этом законе особое внимание уделяется вопросу борьбы с коррупцией. О том, что взяточничество в России процветает пышным цветом, неизвестно разве что младенцам. Все остальные прекрасно знают: без того чтобы дать "кому надо" редко какое дело решится быстро и в вашу пользу.
Коррупция - синоним бедности
По данным Центра антикоррупционных исследований, каждый второй чиновник у нас замешан в мздоимстве. В результате безбедно живут те, кто сумел, возможно, тоже не без взятки, устроиться на "доходное место" и те, кто освоил науку давать взятки. Все остальные живут, прямо скажем, небогато. При этом большой масштаб коррупции угнетающе действует на экономику и в конечном итоге приводит страну к бедности. Таким образом, коррупция становится синонимом бедности. Если сравнить объемы коррупции в разных странах и уровень ВВП на душу населения, легко увидеть, что эти показатели взаимосвязаны. Зависимость прямо пропорциональная: чем беднее страна, тем выше уровень коррумпированности чиновников.
Периодически со взяточничеством начинают бороться, но не зря же его сравнивают с гидрой, у которой вместо одной усеченной головы вырастают сразу несколько. Сейчас покупается все - от "нужной" справки и "нужного" решения чиновника до должностей. Причем покупаются места не только в исполнительной, но и в законодательной власти. Покупаются даже места в списках при выборах в Госдуму (хотя это совсем не значит, что все депутаты или чиновники заплатили за свои места).
Традиционный подход к борьбе с коррупцией - усиление карательных мер. Считается, что тем эффективнее антикоррупционная политика, чем жестче меры уголовного наказания, чем жестче работают прокуратура, правоохранительные органы и больше людей попадает за решетку. Это примерно то же самое, что позволять людям вести нездоровый образ жизни и попадать под машины, а работу системы здравоохранения оценивать по тому, как она ударно лечит пострадавших. Также и в борьбе с коррупцией. Карательные меры оказываются неэффективными.
Беда в том, что Россия, в отличие от большинства развитых стран, в принципе никогда не занималась профилактикой коррупции и созданием условий, при которых сама попытка совершить коррупционные действия превратится в крайне серьезную проблему для любого чиновника. Поэтому создание условий для предупреждения коррупции, которые будут более действенными, чем самые строгие карательные санкции, - одна из задач реформы государственной службы.
И, надо заметить, задача непростая. Речь идет о том, как на деле, а не на словах научиться предотвращать взяточничество. Таких способов Минэкономразвития, которое занималось разработкой закона о реформе госслужбы, видит три.
У чиновников отберут "лишние" полномочия
По словам первого заместителя министра экономического развития и торговли РФ Михаила Дмитриева, первое, что намечено сделать в рамках реформы, - это освободить чиновников от обязанностей, которые излишни или неоправданны. Это то, что называется дебюрократизацией. Если конкретные полномочия чиновника не являются необходимыми для его должности, от них его собираются освободить. Потому что избыточные права государственного органа - это почва для дополнительной коррупции. В дальнейшем же, прежде чем наделять чиновника какими-то функциями или полномочиями, будут оценивать, действительно ли без этих полномочий чиновнику нельзя обойтись, нельзя ли тот или иной вопрос решить путем создания саморегулируемой организации, усиления конкуренции как формы дисциплинирования рыночных агентов. Государственное вмешательство должно быть последней мерой, когда другие способы применить невозможно. Лишение чиновника излишних прав, по мнению авторов законопроекта, самое действенное лекарство от коррупции.
Там, где полномочия госорганов остаются, будут создаваться условия для профилактики коррупции. Один из ключевых подходов к этому - сделать доступной всю информацию о действиях чиновника. Если люди будут знать обо всех решениях, которые принимает чиновник, иметь исчерпывающую информацию о мотивах и основаниях для принятия решений, то выявить факты коррупции, недобросовестности любого столоначальника станет проще. Если при этом еще и создать специальные коллегиальные органы (а их создание тоже предусмотрено реформой), которые полномочны будут давать оценку действиям чиновникам, борьба со взяточниками, по замыслу законотворцев, станет на порядок эффективней. Другими словами, если чиновники будут утаивать информацию о себе, вступит в силу механизм независимого общественного контроля за соблюдением условий гласности о деятельности госорганов. Такого рода механизмы, исходя из международной практики, - одно из лекарств на пути снижения уровня злоупотреблений в сфере государственной власти.
Недонесение на соседа - должностное преступление
Еще одно принципиальное направление, которое до недавнего времени отсутствовало даже как понятие в практике наших государственных органов (в отличие от других стран), - это так называемое регулирование конфликта интересов и служебного поведения государственных служащих. Речь идет о том, что условия для коррупции в госорганах, как правило, возникают тогда, когда у чиновника, принимающего решение, возникают специфические личные интересы, которые вступают в противоречие с его должностными обязанностями. Как только личные интересы начинают превалировать над государственными - сразу же создаются условия для коррупции, злоупотреблений, нарушения правил игры.
В мировой практике с такого рода ситуациями научились работать достаточно эффективно. Речь идет о введении системы, позволяющей выявлять конфликт интересов, выводить недобросовестного чиновника на чистую воду. В этом случае принятие решения будет возлагаться на другого, незаинтересованного чиновника. Если же конфликт окажется непреодолимым, возможно отстранение чиновника от должности или перевод его на другую работу. Но главный принцип - обеспечить неукоснительную прозрачность и фиксацию всех конфликтов. Для того чтобы это действительно происходило, предусмотрен целый ряд процедур, причем и чиновники, и их руководители будут нести ответственность не только за то, что они потенциально не предотвратили конфликт интересов, но даже и за то, что они об этом конфликте не заявили. Недекларирование спорной ситуации будет считаться должностным правонарушением. Для того чтобы эта система не работала вхолостую, а приносила результаты, будут приняты еще некоторые нововведения - в каждом органе государственной власти планируется создать специальные структуры для урегулирования конфликтов интересов. Причем проведением расследований будут заниматься не только и не столько чиновники, сколько представители гражданского общества. Ставится задача, чтобы не менее 50 процентов членов такой комиссии состояла из незаинтересованных людей, чтобы они максимально независимо оценивали любые ситуации, предотвращали круговую поруку, когда все закрывают глаза на продолжающиеся конфликты интересов.
Еще одной мерой, которая, по мнению авторов законопроекта, позволит сократить коррупцию, станет повышение зарплаты чиновников. В том, что у чиновника с маленькой зарплатой соблазн вымогать взятки больше, в общем-то, понятно. С другой стороны, повышение зарплаты повлияет на коррупцию лишь косвенно. Хотя маленькая зарплата чиновников - одна из причин коррупции, простое ее повышение вряд ли способно устранить соблазны. Денег, как известно, много не бывает. Поэтому, помимо повышения зарплаты, важно сделать госслужбу прозрачной.
С какими поправками закон будет принят Госдумой и как он реально будет воплощаться, мы узнаем позже. Однако и без Нострадамуса понятно, что искоренять коррупцию и мздоимство в России придется долго. Может быть, для этого понадобится несколько поколений - слишком много столетий формировалась "культура" чиновничества, в немалой степени замешанная на взяточничестве. Поскольку взятки - процесс двухсторонний, все эти "не подмажешь - не поедешь" глубоко вросли в сознание всех россиян и многие сами добровольно несут подачки чиновникам, врачам, учителям чтобы "ускорить процесс" или получить качественную услугу. И, скорее всего, наших граждан долго придется приучать к мысли, что чиновнику они и так платят. Через систему налогов. 
Лариса ШЕВЧУК, Красноярск. "Городские новости", № 11, 30 января 2003 г.

|
|