МОИ ГОДА - МОЕ БОГАТСТВО. ОБЕСПЕЧИВАТЬ СВОЮ СТАРОСТЬ ПРИДЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО - ПОДЗАГОЛОВОК
Автор: Миненкова Яна
Регион: Воронеж
Тема:  Пенсионная реформа
Дата: 13.03.2003

Эксперты Международной организации труда сейчас старательно изучают российскую пенсионную реформу. По мнению ученых, она производит впечатление одной из самых прогрессивных в мире. Но, с точки зрения соцопросов, лишь 11-15 процентов россиян знают о том, что проходит пенсионная реформа. Что уж говорить об осведомленности о деталях реформы.

Зачем нужна пенсионная реформа

На протяжении последних пяти лет российская пенсионная система находилась в тяжелом и хаотичном состоянии. Сейчас уже можно сказать, что период, когда неоднократно возникали болезненные для пенсионеров задолженности по выплатам пенсий, резко снижался реальный размер пенсии, когда возникали проблемы с обеспечением собираемости социальных страховых взносов в пенсионный фонд, уже позади. Ситуация стала улучшаться в последние полтора-два года, когда на волне экономического роста произошло временное улучшение финансового положения пенсионного фонда. Но та пенсионная реформа, которая сейчас набирает обороты, должна стабилизировать развитие пенсионной системы на ближайшие десять лет.

Комплексная реформа пенсионной системы оказалась необходимой и неизбежной. Нынешняя пенсионная система создает огромную и труднопереносимую нагрузку на фонд оплаты труда и на налогоплательщиков. По факту взносов, которые идут на финансирование пенсионных выплат, Россия - страна с одним из самых высоких показателей в мире. Страховой взнос в Пенсионный фонд составляет 28%. Такая нагрузка провоцирует налогоплательщиков уклоняться от выплат, любым способом отчислять зарплату своим работникам так, чтобы она не подлежала обложению страховым взносом, проще говоря, в конвертах. Это порождаето порочный круг: попытка уйти от налогообложения подталкивает к тому, чтобы еще больше увеличить налоговое бремя. Очевидно, что такой путь ни к чему не приведет - долгосрочной стабильности пенсионной системе не придаст, от задержек выплаты пенсий не защитит.

Помимо проблемы, связанной с налогообложением, реформирование пенсионной системы обуславливается демографическими и социальными показателями. Средний возраст выхода на пенсию в России - один из самых низких в мире. Он составляет порядка 55 лет с учетом массового досрочного выхода на пенсию довольно многочисленных категорий работников. При этом продолжительность жизни в России значительно меньше, чем в большинстве развитых стран. По статистике, на одного пенсионера приходится 1,4 работника. На 60 миллионов работающих - 40 миллионов пенсионеров.

Что касается демографических тенденций, то, по подсчетам специалистов Министерства труда и экономического развития РФ, к 2010 году ожидается рост числа пенсионеров (последствия волны высокой рождаемости послевоенного периода). К этому же времени вступят в трудоспособный возраст те, кто рожден в 90-х годах (в этот период рождаемость снизилась в 2 раза). Все это приведет к тому, что соотношение пенсионеров и работающих с точки зрения финансирования пенсионной системы станет еще менее благоприятным. И, как показывают демографические прогнозы, вряд ли можно ожидать улучшения ситуации в отдаленной перспективе. К середине столетия число пенсионеров может превысить число трудоспособных. Если в такой ситуации не изменить финансирование, пенсионная система станет колоссальной обузой для всего общества и экономики. То поколение, которое только сейчас вступает в трудоспособный возраст, как это ни парадоксально, получит пенсионные условия гораздо худшие, чем теперешние пенсионеры.

В чем заключается пенсионная реформа

С 1 января 2002 года начала действовать новая пенсионная система - накопительная. Как только было принято принципиальное решение о переходе от распределительной системы к накопительной, руководителю Пенсионного фонда РФ Михаилу Зурабову было поручено подготовить необходимый набор законопроектов для того, чтобы обеспечить этот переход. Законопроектов должно было быть несколько: о порядке начисления пенсии, о порядке выплаты пенсий. Необходимо было не забыть и тех людей, которые попадут в переходный период: если каждый будет накапливать для себя, некому будет платить сегодняшним пенсионерам. Помимо этого, накопительная система подразумевает сохранение денег до пенсионного возраста, а следовательно, надо решить вопрос о том, где и у кого они будут храниться.

Пакет законопроектов родился при участии двух заинтересованных ведомств: Министерства экономического развития и торговли, где главным идеологом пенсионной реформы стал первый заместитель министра Михаил Дмитриев, и Пенсионного фонда РФ во главе с Михаилом Зурабовым. Михаил Дмитриев в течение многих лет пытался объяснить правительству, что пора переходить на накопительную систему. Он рассказал корреспонденту "Воронежского обозрения" о законопроектах и о тех изменениях в пенсионной системе, к которым они могут привести:

- Полный пакет законопроектов по пенсионной реформе включает в себя 6 документов. Один из них регулирует новые принципы обязательного пенсионного страхования. Он устанавливает в пенсионной системе три основных составляющих - базовую пенсию из средств федерального бюджета, являющуюся социальной гарантией, и трудовая пенсию, состоящую из двух компонентов, каждый из которых финансируется по-разному. Один из компонентов - страховая пенсия - финансируется по распределительному принципу, т.е. выплата таких пенсий производится по-прежнему из текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, и пенсия, размер которой определяется в зависимости от прошлых заработков и взносов, уплаченных персонально за каждого работника. Третья составляющая - накопительная - будет финансироваться по совершенно иным принципам, чем раньше. Этот рамочный законопроект формулирует фундаментальные особенности пенсионной системы.

Два закона посвящены размерам и порядку выплаты пенсий. Это закон о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, он рассматривает всякого рода выплаты, связанные с бюджетным финансированием пенсий, а также те пенсии, которые не являются в новой системе страховыми. Второй закон - о трудовых пенсиях в РФ, определяет размеры и порядок назначения двух разновидностей трудовой пенсии - страховой и накопительной. Четвертый закон определяет новые размеры страховых взносов и социальных налогов в Пенсионный фонд.

Новый закон устанавливает три ставки социального налога, которые идут на выплату трех составных частей пенсии. Все они дифференцированы в зависимости от заработка человека, по всем применяется регрессивная шкала: чем больше получаешь, тем меньше в процентном отношении платишь. Причем с заработков выше 600 тысяч рублей в год налоги в Пенсионный фонд не взимаются.

Еще одна существенная новация - половина социального налога направляется в федеральный бюджет. До этого весь социальный налог шел непосредственно в Пенсионный фонд, хотя и собирался налоговыми органами. Из бюджета он будет расходоваться на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, то есть пенсий нестраховых, связанных с базовыми социальными гарантиями государства. Остальные средства - 14% взимаемых с заработка (при базовой ставке регрессивной шкалы - 28%) - разбиваются в разных пропорциях между накопительной и распределительной составляющими трудовой пенсии. Большая часть этих взносов идет на финансирование распределительной пенсии, но для работников молодого возраста - до 35 лет, - начиная с 2006 года по ставке 6%, эта часть налога пойдет на накопление, на персональные накопительные счета будущих пенсионеров. Эти пропорции собственно и устанавливает закон о социальном налоге.

Закон об инвестировании средств на выплату накопительной части трудовой пенсии касается всеобщей накопительной составляющей пенсионной системы, тех взносов, которые со временем распространятся на всех работников в РФ. С 1 января 2002 года они охватили только работников, которые на 10 лет моложе установленного пенсионного возраста. Согласно этому закону, накопительные взносы инвестируются через Пенсионный фонд РФ. Из всех вопросов, обсуждавшихся в ходе пенсионной реформы, вопрос о том, как будут инвестироваться пенсионные накопления, оказался наиболее болезненным и остро дискутируемым, в том числе и внутри самого правительства.

Кто будет копить наши пенсии

В отличие от предыдущих вариантов этот закон предоставляет большую свободу выбора гражданам. Первоначально речь шла только об одной возможности выбора. Если гражданин не изъявил желания , куда-то инвестировать накопительную часть своих пенсионных отчислений, то они идут в Пенсионный фонд РФ, и он уже инвестирует эти средства в активы четко оговоренного вида. Состав ценных бумаг и иных активов, в которые накопления могут размещаться, должен жестко регулироваться федеральным законом и решением правительства РФ. С учетом этих жестких ограничений формируется ряд инвестиционных портфелей, которые будут переданы управляющим компаниям. Естественно, будет специально создаваться беспрецедентно жесткая для такого рода деятельности система надзора, она станет максимально прозрачной, предусматривающей механизм не только государственного, но и общественного контроля, а также регулярное информирование всех плательщиков о ходе инвестиционного процесса и результатах инвестирования. Гражданину предоставляется возможность выбора инвестиционного портфеля, управляющей компании. Те граждане, которые по каким-либо причинам не хотят, чтоб их накопление формировало государство, получат возможность выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ) из числа дополнительно аккредитованных для системы обязательных пенсионных накоплений. Это должны быть наиболее надежные фонды, они станут объектом более жесткого надзора со стороны государства.

На сегодняшний день практически все базовые законы приняты. Наибольшие споры и дискуссии вызывает законопроект о негосударственных пенсионных фондах. Решается судьба всех нынешних и будущих пенсионеров. Министр труда и социального развития Александр Починок высказывает жесткую позицию по отношению к НПФ:

- Быстрых результатов пенсионной реформы ожидать не стоит - на запуск системы уйдет 27 лет. Но уже сейчас начинается постепенное накапливание средств. В результате мы получим систему, при которой в любых условиях на пенсионных счетах будут накапливаться деньги - независимо от того, какую политику ведет правительство, независимо от цен на нефть и т. д. Но как вы распорядитесь этими деньгами, пока они будут накапливаться? Есть два варианта.

Во-первых, можно выбрать один из пакетов активов, которые будут в Пенсионном фонде РФ. Пенсионный фонд не станет проводить никаких конкурсов, потому что нет ничего хуже, когда тот, кто хранит деньги, сам проводит конкурсы на их размещение. Будет открытая процедура конкурса управляющих компаний, которые предложат различные пакеты, различные варианты вложения средств. Проще говоря, одна предложит вкладывать в доллары, другая - в акции РАО "ЕЭС", третья - в акции "Газпрома". В законе предусмотрены жесткие ограничения на диверсификацию состава пакета. Это поможет минимизировать риск.

Но, возможно, огромное количество людей скажет, что они не доверяют Пенсионному фонду РФ. Вот здесь и появляются негосударственные пенсионные фонды. Недоверие к Пенсионному фонду невероятно расширяет права НПФ, но, к сожалению, вводит для них жесткие требования. Мы будем резко поднимать требования к уставному капиталу этих фондов, требования по учетной политике, требования к результатам деятельности, к ликвидности активов. Я уверен, что значительная часть НПФ этих требований не выдержит.

Возможно, начнется процедура банкротства НПФ. Но это будет логично, так как к новой системе, к накопительным деньгам негосударственный пенсионный фонд, который вызывает хоть малейшее подозрение, мы не допустим.

В этом вопросе мы не хотим рисковать, поэтому вводим систему глубокого аудита и контроля над деятельностью НПФ. Выбрать можно из предложенных фондов сразу несколько. Но наши люди, столько раз сталкивающиеся с обманом, уже боятся выбирать. И это самая страшная проблема, проблема "молчунов", которая вызвала колоссальную дискуссию между федеральными ведомствами. За "молчуна" нельзя делать выбор, его деньги в НПФ или в управляющие компании вкладываться в принудительном порядке не будут.

В России лицензии имеют 240 негосударственных пенсионных фондов, из них работающих порядка 100. 80% активов сконцентрированы в первой десятке - Пенсионный фонд "Газпрома", ПФ "Лукойла", ПФ "РАО ЕЭС России", ПФ "Ростелекома", ПФ МПС. Судя по всему, между ними развернется жесткая конкуренция, так как именно они в состоянии развернуть общенациональные сети по привлечению средств в свои фонды, по рекламе, по концентрации капитала и т.п.

Управляющая компания "Тройка Диалог" работает на рынке ценных бумаг с 1996 года и имеет лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг на осуществление деятельности по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов. Она является первой российской компанией, получившей право на управление американскими инвестиционными фондами. Исключительным видом деятельности компании является доверительное управление имуществом паевых инвестиционных фондов, а также активами негосударственных пенсионных фондов. Вот что рассказывает о ходе реформы президент "Тройки Диалог" Павел Теплухин:

- Михаил Дмитриев, как и полагается теоретику, готовил законопроекты так, чтобы у нас была самая лучшая пенсионная реформа в мире. И это возможно, если учесть опыт всех стран, изучить ошибки и не повторить их. Пенсионная система должна быть многоуровневой, Пенсионный фонд должен играть роль администратора системы, т.е. вести счета каждого из 60 миллионов будущих пенсионеров. Ведение такого количества счетов - очень сложная задача. По идее она должна была быть возложена на Пенсионный фонд РФ. Основной же процесс, который состоит из инвестирования, должен быть делегирован частным управляющим компаниям, которые, конкурируя друг с другом, обеспечивали бы деньгам сохранность и доходность, а именно, чтобы покупательная способность денег в течение этого накопительного срока не падала. Дополнительно в пенсионную систему должны быть допущены негосударственные пенсионные фонды, роль которых состоит в том, чтобы провести массированную разъяснительную работу среди населения, помочь государственному Пенсионному фонду в сборе денег и их выплате в последующем. Нужно организовывать тендеры среди управляющих компаний, чтобы выбрать наиболее достойную, и определиться с той управляющей компанией, которая наиболее адекватно оценивает риск и доходность пенсионного страхования.

После того, как был принят этот законопроект, на свет появляется еще один закон "О государственной управляющей компании", который, собственно, мог бы завершить весь процесс российской пенсионной реформы. Сразу появляется набор требований в виде Постановления правительства. В нем устанавливаются требования, которые должны предъявляться частной управляющей компании, но которые в принципе невыполнимы. Все управляющие компании, кроме государственной, должны соответствовать этим требованиям. Но тут пришла очередь нам возмутиться. Тогда же была предпринята массированная атака в очередной раз на Госдуму. В результате, в ГД появился законопроект о негосударственных пенсионных фондах, который предусматривает широкое участие негосударственных пенсионных фондов в пенсионном обеспечении и восстанавливает позиции управляющих компаний, которые иначе были бы утрачены в ходе принятия подобных подзаконных актов.

Одна из ошибок - создание государственной управляющей компании, которая по своим размерам больше, чем Сбербанк, еще одна финансовая монополия.

Все вопросы будут решаться на уровне либо указа президента, либо постановления правительства, либо решением одного человека. Всеми путями из этого сектора убирают конкуренцию. Скорее всего, у кого-то есть свой интерес. Потому что к существующим пенсионным фондам в отличие от других финансовых институтов не предъявляют требования проводить регулярный аудит, производить переоценку активов по рыночной стоимости хотя бы раз в год. Я даже знаю отдельные пенсионные фонды, которые удачно вкладывали деньги - покупали за 35 тысяч долларов гаражи в маленьких городах Подмосковья. Удачная инвестиция, правда? Она не окупится никогда. Но на балансе пенсионного фонда аккуратно висят 35 тысяч долларов за каждый этот бокс, рыночная стоимость которого от силы полторы тысячи. Если бы сейчас смешали две системы, то никто про эти деньги никогда бы и не узнал, про эти инвестиции, они бы просто растворились. А таким образом инвестировали около одного миллиарда долларов. Много таких странных вещей.

В соответствии с принятым законом каждый должен получать выписку о состоянии своего персонального счета в государственном Пенсионном фонде. Эти выписки должны быть дополнены приложением в виде набора управляющих компаний, которым вы хотели бы передать свои пенсионные сбережения для инвестирования. Причем у каждой управляющей компании есть некий набор инвестиционных стратегий, которые выражают разные уровни риска. И к этим выпискам приложены такие простыни. Проблема заключается в том, что этот выбор по своей масштабности превышает общефедеральные выборы. Принимать участие в таких выборах должно примерно такое же количество людей - 60 миллионов человек. Как и на обычных выборах, у всех будут бюллетени, где нужно ставить галочки, количество претендентов, т.е. управляющих компаний, тоже будет приличное. На предвыборную агитацию в государственном бюджете заложено три миллиарда рублей, а один депутат выступил с инициативой выделить на пенсионную реформу 50 миллионов рублей. Ему не разрешили. В бюджете не заложено ни копейки для того, чтобы 60 миллионам человек что-то объяснить для того, чтобы они сделали очень важное, может быть, самое важное инвестиционное решение в своей жизни.

Рынок пенсионного страхования: конкуренция или олигополия

Государственный Пенсионный фонд не будет присутствовать среди поименованных кандидатов. Потому что тот, кто не сделает выбор, перейдет в государственный Пенсионный фонд под управлением государственной управляющей компании.

Недавно стало известно, что правительство с подачи Минфина назначило "Внешэкономбанк" управлять от имени государства средствами так называемых "молчунов" - граждан, не выбравших частную управляющую компанию для вложения своих пенсионных накоплений. По экспертным оценкам, доля этих не определившихся в выборе первые несколько лет составит 90%, а накопительная часть их пенсий за это время превысит 5 миллиардов долларов в год.

На этой неделе достигнута принципиальная договоренность об объединении негосударственных пенсионных фондов "Ростелеком-Гарантия" и "Телеком-Союз". Сейчас их менеджмент готовит соответствующие документы для согласования в Минтруде. По словам гендиректора НПФ "Ростелеком-Гарантия" Аркадия Недбая, решение об объединении "вписывается в стратегию оптимизации ресурсов компании и развития пенсионного направления".

Если проект слияния будет одобрен Министерством, то вскоре на "пенсионном" рынке появится очень крупный игрок. Оба НПФ, готовящиеся к слиянию, уже сейчас входят в первую российскую десятку по сумме пенсионных резервов. НПФ "Телеком-Союз" занимает седьмую позицию, а НПФ "Ростелеком-Гарантия" - восьмую. Совокупные пенсионные резервы объединенного НПФ составят более двух миллиардов рублей. Это выводит его на третью-четвертую позицию среди всех российских пенсионных фондов.

Оба сливающихся фонда обслуживают предприятия, входящие в холдинг "Связьинвест". И не исключено, что впоследствии к ним присоединится еще ряд НПФ, обслуживающих предприятия связи. Таких на пенсионном рынке четыре и все они входят в первую сотню. Если объединение пенсионных фондов связистов приобретет многосторонний характер, то позиции нового фонда могут стать лидирующими на российском рынке.

Консолидация на пенсионном рынке обеспечивает допуск НПФ к пенсионной реформе. Новый закон "О НПФ", вступивший в силу в январе, регулирует правила работы фондов на рынке обязательного пенсионного страхования. Такая возможность появится у них с первого января 2004 года. По оценкам аналитиков, участие в накопительном страховании может дать рынку НПФ порядка трех миллиардов долларов ежегодных поступлений. Однако, как уже было сказано, закон устанавливает требования, которые будут невыполнимы для 80% нынешних участников рынка.

Между тем подавляющее большинство участников рынка - средние и мелкие НПФ - в объединении и без того крупных игроков усматривают укрепление монополии отраслевых и корпоративных фондов. Их опасения небеспочвенны: более 80% активов рынка сейчас сосредоточено в НПФ, принадлежащих крупнейшим корпорациям и отраслям - "Газпрому", "Лукойлу", РАО ЕЭС, МПС, "Алросе". Совершаются шаги, которые фактически подтверждают слияние НПФ внутри отраслей и корпораций. Организационно это естественно: большими НПФ проще управлять.

Но в данной ситуации появляется опасность создания очередного гиганта-монополиста по принципу "естественных монополий". В этом случае, как показывает практика, существует огромный риск того, что принятие решений в рамках такой структуры независимо от того, государственная она или частная, будет не в пользу простых граждан.

Прибавку к пенсии - на чаевые Президенту

Что же касается одного из разработчиков реформы, то председатель Пенсионного фонда РФ Михаил Зурабов доволен ходом пенсионной реформы. По итогам 2002 года доходы Пенсионного фонда увеличились на 30,7%. В Пенсионный фонд поступило 37,8 миллиардов рублей. "Результат для первого года осуществления реформы более чем обнадеживающий", - считает председатель фонда.

До конца апреля Пенсионный фонд России планирует закончить начисление поступивших в фонд средств на индивидуальные счета граждан. По словам Зурабова, у фонда есть все технологические возможности, чтобы завершить распределение 37,8 миллиардов рублей, полученных в 2002 году, на 60 млн. индивидуальных счетов граждан в кратчайшие сроки. Затем начнется работа по изготовлению и рассылке уведомлений о состоянии счетов гражданам.

В этом году женщинам моложе 45 лет и мужчинам моложе 50 лет уведомления будут присылаться дважды: одно - отражающее состояние накопительной части пенсии, другое - об общей сумме трудовых взносов. Лица старше указанного возраста получат только одно уведомление.

Уведомления будут представлять собой документ на четырех листах формата А4. Печать одного такого документа обойдется в 2 руб. 35 коп. Однако основной проблемой, отметил глава Пенсионного фонда, остается вопрос доставки - пока ее стоимость составляет 6 руб. 60 коп.

Наиболее неприятным событием во всей пенсионной реформе на сегодняшний день остается февральское повышение пенсий. Надеясь на надбавку, пенсионеры не ожидали такого поворота событий. Массовой акцией протеста пенсионеров стало возвращение тридцатирублевых надбавок. В середине февраля шестипроцентные надбавки к пенсии перечислили на имя Президента России Владимира Путина приморские пенсионеры. Их инициативу подхватили в Ставрополье и нашей области.

Как сообщают электронные СМИ, в российские общественные организации по защите прав пенсионеров обращается большое количество пенсионеров, которых интересует вопрос: как можно переслать председателю правления Пенсионного фонда РФ Зурабову полученную прибавку к пенсии - 30 рублей? Кроме того, пенсионеры готовят письмо Президенту России, в котором будут содержаться предложения по порядку выплаты пенсий. Главная мысль - все социальные пособия должны поспевать за ростом цен на товары и коммунальные услуги.

Воронежские пенсионеры открыто объявили о том, что им не нужна мизерная прибавка к пенсии. На воронежском главпочтамте ежедневно порядка 50-60 пенсионеров отправляют свои пенсии Путину. Почтовики уже не удивляются адресу в переводах: Москва, Кремль, Путину.

По подсчетам почтовиков, только за последний месяц Путин должен был получить от воронежских пенсионеров порядка 45 тысяч рублей.

Как сообщил управляющий областным Пенсионным фондом РФ по Воронежской области Александр Меркулов, февральское повышение базовой пенсии на 31,4 рубля, которое вызвало недовольство большинства пенсионеров, - это только часть запланированных повышений. Оно было осуществлено в рамках закона. Индексация пенсий за отчетный период ведется с учетом инфляции. Поскольку во второй половине прошлого года она была ниже 6%, то страховая часть не повышалась.

По словам Александра Меркулова, уже в первом полугодии текущего года пенсии будут увеличены в среднем на 150 рублей. Он также сообщил, что с первого апреля планируется проиндексировать страховую часть пенсии примерно на 12,6%. Следующая индексация, предположительно, будет проведена в августе этого года, и, по оценке Александра Федоровича, затронет и страховую, и базовую части пенсии. Кроме того, с 1 октября этого года, согласно постановлению правительства РФ, базовая часть пенсии будет приравнена к минимальному размеру оплаты труда и составит 600 рублей. С учетом указанных изменений максимальная пенсия достигнет отметки в 1920 рублей. Средняя пенсия составит 1780 руб., а минимальная для только вышедших на трудовую пенсию будет равна 660 рублям.  

Яна МИНЕНКОВА, Воронеж. Общественно-политический еженедельник "Воронежское обозрение", № 114, 5 марта 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики