ПОХОЖЕ, родная власть собирается одарить нас очередным подарком. В Думу внесен проект реформы местного самоуправления, подготовленный группой Дмитрия Козака и одобренный президентом. В соответствии с ним предлагается ввести три типа муниципальных образований - поселенческий, муниципальный район, независимый городской район. Последние два будут наделяться госполномочиями, оплачиваемыми т.н. целевыми субвенциями, то есть из федерального бюджета.
ПРИЧЕМ сделана оговорка, что местные бюджеты имеют право "добровольно" оплачивать федеральные обязательства. Знаем мы такую добровольность.
Дальше - больше. По мнению Козака, реализация закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Читай, очередная ноша ляжет на плечи бюджетов региональных. Мало им зарплат работников бюджетной сферы, льгот по ЖКХ, расходов на обеспечение занятости населения (все это также планируется полностью переложить с Федерации на регионы), мало им увода денег в Москву благодаря новому Налоговому кодексу и централизации разных "вертикально интегрированных холдингов", так еще и реформу местного самоуправления оплачивай. Это в то время, когда не ровен час, дома от ветхости сыпаться начнут.
Рост числа поселений приведет и к увеличению штата чинуш и народных избранников на местах. И всем, разумеется, положена заработная плата, чтобы они могли профессионально, с отрывом от прежнего места работы (например, торговой фирмы), защищать наши интересы.
Но перечень сюрпризов не окончен. Где брать деньги на все про все, разработчики не поясняют. Нужны поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, без которых закон не может быть принят. А их, вроде бы, и в природе нет. Однако проект уже внесен на рассмотрение в Думу. Опять поставили телегу впереди лошади.
Так что налицо планируемое огосударствление местного самоуправления. И это не единственное противоречие Конституции. Так, например, субъект Федерации может отменить выборы в муниципальных районах, а население лишается самостоятельности в определении структуры органов представительной власти.
За два года предполагается перекроить все территории и переделить расположенную на них собственность. Не обернутся ли столь скромные сроки шоком? Да и найдут ли власти время заниматься своими непосредственными обязанностями, если на уме - "великий передел", по масштабам - чуть ли не вторая приватизация (и в те же сроки)?
В конечном итоге, цель законопроекта - повышение управляемости в стране. Хорошая цель, вот только к развитию собственно института местного самоуправления - гражданской ответственности населения, умению самостоятельно принимать решения - никакого отношения не имеющая
Валентина Кроткая
Материал написан по итогам селекторной пресс - конференции президента фонда "Институт экономики города" Надежды Косаревой, организованной Клубом региональной журналистики "Из первых уст". 
Елена ГУБАНОВА, Астрахань. "Аргументы и Факты" с вкладкой "Аргументы и факты Астрахань", № 11, 12.03.2003 г.

|