РЭКС-ФЭКС-СМУЭКС, ИЛИ КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ ЖИЛКОМХОЗ
Автор: Ирдуллин Александр
Регион: Самара
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 13.03.2003

На днях ОАО "Самараэнерго" и администрация города Самары положили конец взаимному противостоянию, вследствие которого десятки тысяч жителей областного центра жили без горячей воды, но с прохладными батареями отопления. Стороны подписали соглашение, согласно которому мэрия погасит долг в 332 млн. рублей (именно такая цифра официально зафиксирована на 1 февраля) к началу следующего отопительного сезона в октябре при помощи кредитов и урезания других статей городского бюджета. При этом городские власти обязались вовремя и полностью проводить текущие платежи.

Пролог

В феврале, после нескольких лет подготовки и обсуждений, Государственная Дума одобрила пакет законопроектов по реформе электроэнергетики. После утверждения в Совете Федерации законопроекты лягут на стол президенту, и после подписания обретут законную силу. Оценки реформы электроэнергетики разнятся - от развала и вторичной "прихватизации" единой (пока) энергетической системы до главного шага в реформировании и либерализации российской экономики. При этом каждый "реформатор" рапортует перед телекамерами о победах и поражениях на своем фронте, забывая, что для победы в "битве" реформы нужно проводить в комплексе, увязывая их друг с другом. Сейчас ничего подобного не наблюдается: каждый озабочен тем, чтобы "протащить" через правительство, думу и администрацию президента максимум льгот для своей отрасли и для себя лично. Результат такого подхода непредсказуем.

Реформа жилкомхоза невозможна без реформы энергетики, эти сферы глубоко взаимосвязаны и поэтому их нередко рассматривают вместе. Достаточно сказать, что электроэнергия и газ составляют 40% в стоимости услуг, предоставляемых коммунальными службами населению (помимо отдельных "книжек" за газ и за свет!). При этом у энергетиков "коммуналка", скорее, в роли падчерицы: промышленное потребление больше по объемам и работать с крупным предприятием не так хлопотно.

У тех же, кто опасается перспективы платить за киловатт не рубль, как сейчас, а три-четыре, есть лишь одно слабое утешение. Большинство предлагаемых мер в реформе электроэнергетики (разделение ЕЭС на самостоятельные генерирующие, передающие и сбытовые подразделения; изменение тарифной политики; отмена льгот) непопулярны у населения, за исключением запрещения веерных отключений. Поэтому в год выборов в Государственную Думу серьезных шагов здесь ждать не приходится.

С реформой ЖКХ все еще более туманно. К тому же с разных "колоколен" проблема выгладит иначе и пока остается "на растерзание потомкам"…

Глава первая, субъективно-эмоциональная

В понедельник нам дали горячую воду. По утрам теперь можно поспать лишних полчаса и не греметь у газовой плиты чайником и кастрюлями с водой. По вечерам не нужно больше убеждаться до ломоты в пальцах, что "Fairy" прекрасно справляется с жиром даже в холодной воде". По выходным незачем придумывать поводы для визита к родственникам и друзьям с тем, чтобы "заодно и помыться".

Все три недели два извечных русских вопроса не давали мне покоя. На вопрос "что делать?" в чисто житейском смысле напрашивалось несколько вариантов ответа, не исключающих друг друга. Первый: купить водонагреватель ценой от полутора до пятнадцати тысяч рублей, в зависимости от типа и объема аппарата, с тем, чтобы потом платить по рублю за киловатт электроэнергии тем же энергетикам. Вариант второй, наименее эффективный, но полезный в плане снятия нервного напряжения и различных должностных лиц: выйти с плакатами к зданию "Самараэнерго" у цирка, к Белому дому, к Самарской городской администрации - нужное подчеркнуть - и заклеймить позором сидящих внутри. Третий: смиренно ждать, пока кредитор и должник, наконец, договорятся, и все вернется на круги своя до следующего повышения тарифов или до следующих выборов. Причем, в силу неотвратимости нового роста тарифов и очередных выборов, ответа на вопрос "Что делать?" в широком, общегосударственном смысле ни один из трех вариантов не дает. Так что к нему мы вернемся в главе третьей, а вопросом "Кто виноват?" зададимся в главе второй.

Глава вторая, объективно-рациональная

Искать ответ на вопрос "Кто виноват?" - дело неблагодарное, да и ненужное. Гораздо полезнее обозначить еще ряд вопросов, ответить на которые каждый имеет возможность сам:

Вопрос первый, в изложении генерального директора Средневолжской межрегиональной управляющей энергетической компании (СМУЭК) Владимира Аветисяна: "Что лучше - врать людям или говорить правду?" Речь идет о заведомо непосильных для городской казны обязательствах - удержать уровень квартплаты чуть ли не на преддефолтном уровне. Тем, кого коснулись отключения, кажется, что лучше говорить правду и действовать исходя из реальных, а не желаемых условий. Понятно, почему городской администрации казалось иначе накануне выборов мэра летом 2001 года. "Верьте только делам!", - красовались плакаты на каждой улице. Поверили, надеясь, что старо-новоизбранная команда Георгия Лиманского после выборов прислушается к предостережению, звучавшему из уст экономистов и со страниц газет: дальнейшее искусственное сдерживание квартплаты может привести город к долговой яме и в конечном итоге к дефолту городского бюджета.

Справедливости ради надо сказать, что чиновники мэрии не прятали голову в песок, подобно страусам, активно искали решение проблемы и нашли его. В том числе в том, чтобы взять очередной кредит, на этот раз - у банка Москвы.

Вопрос второй, в изложении мэра Самары Георгия Лиманского: "Может, пора проанализировать, из чего складывается себестоимость киловатт-часа электроэнергии, а не перекладывать проблемы на плечи городского бюджета?"

О положительной роли Региональных энергетических комиссий (РЭКов), вроде бы призванных блюсти интересы граждан, говорить не приходится - различные протесты и недоверия им выразили все, от общественных организаций до прокуратуры и Госдумы. Поэтому, как говорится, по существу.

Себестоимость 1 кВт электроэнергии на Волжской ГЭС составляет 15 коп., а совсем недавно вообще называлась цифра 5 коп. "Уже сейчас энергия, выработанная на газотурбинной установке Безымянской ТЭЦ значительно дешевле той, что предлагает Федеральный оптовый рынок энергомощностей", - читаем мы в одной из известных газет статью под заголовком "Самарскую энергетику ставят в пример". Ставят в пример, наверное, потому, что энергия Волжской ГЭС после стокилометровой пробежки по проводам от плотины до счетчика в самарской девятиэтажке дорожает в 5-15 раз! Думаете, что вся эта разница в стоимости идет на поддержание в порядке ГЭС, ЛЭП и подстанций, на закупку топлива и т. д.? Отнюдь.

Деньги на модернизацию мощностей РАО "ЕЭС" просит у правительства и у инвесторов, якобы по причине собственной бедности. При этом, согласно выкладкам в региональной вкладке "Известий", в том же ОАО "Самараэнерго" большая часть дополнительных средств, образующихся в результате повышения, пойдет на и без того приличную зарплату менеджеров ОАО. Среднемесячную оплату труда рядового работника в нынешнем году планируется повысить с 8,3 тыс. рублей до 10,2 тысяч. Статья "социальное развитие" - плюс 10 млн., на поощрение - плюс 14 млн., дивиденды по акциям - плюс 107 млн., прибыль на прочие цели - плюс 71 млн. и так далее. При этом в Самарской области действуют более тридцати фирм-перепродавцов электроэнергии, не создающих абсолютно никакого прибавочного продукта, но исправно "снимающих стружку" с тарифов. Кстати, в соседних регионах число их меньше в разы…

Другой важный момент. В ходе недавнего визита в Самару мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий заявил, что его город должен энергетикам 1 млрд. руб., однако это не приводит к отключениям тепла в жилых домах и предприятиях. Муниципалитеты Самарской губернии должны "своим" энергетикам гораздо меньше, чем муниципалитеты соседней Ульяновской области или Калмыкии - "своим", также входящим в СМУЭК. Совокупный объем кредиторской задолженности всей "коммуналки" губернии, согласно данным фонда "Институт экономики города", составляет 3 миллиарда 118 миллионов рублей. При этом у нас в губернии сложилась уникальная для России ситуация: согласно тем же источникам, самим коммунальщикам должны, по крайней мере, не меньше, а значит, у них есть возможность рассчитаться с долгами. Но энергетики, видимо, не привыкли соизмерять тяжесть "проступка" и "наказания": репрессивные меры и у нас, и у соседей принимаются одинаковые.

Получается, что по-своему правы обе стороны: и у энергетиков вроде бы есть возможность "затянуть пояса", и властям города стоило думать раньше. Только вот горожанам от этого ни тепло, ни холодно. Нет, скорее все же холодно.

Можно, конечно говорить, что обычный "спор двух хозяйствующих субъектов" раздут в этом году только из-за того, что выборы на носу, что отключения бывали и раньше и что все это - не более, чем грамотный пиар тех, кто хочет оседлать волну народного недовольства и вплыть на ней в Госдуму. Только вот пиар в таком случае получается скорее безграмотный. Как выразился недавно в деловой прессе президент областного Фонда социальных исследований Владимир Звоновский, "наши политтехнологи в принципе не научились наносить точечные удары, они привыкли размахивать дубиной, а какое именно действие произведет эта дубина, просчитать не умеют".

Так вот, чтобы больше этой дубиной ненароком не задевало добропорядочных граждан, аккуратных плательщиков по своим счетам, необходимо объединяться - в кондоминиумы, товарищества собственников жилья (ТСЖ), в общества защиты собственных прав и так далее. И это, собственно, часть ответа на вопрос "Что делать?"

Степан Вездеходов

Продолжение - в следующем номере

в №11 на 5 полосу

Глава третья, отстраненно-конструктивная

Совершенно напрасно о реформе ЖКХ говорят и пишут меньше, чем о реформе энергетики. О масштабах кризиса системы ЖКХ говорит хотя бы тот факт, что 270 миллиардов рублей, или 3% валового внутреннего продукта страны, составляют на данный момент совокупные долги отрасли. Судьба старых долгов - вопрос скорее политический. Тем более что, согласно материалам Госкомстата, ЖКХ и сейчас остается самой убыточной отраслью российской экономики. Если в 2001 году убытки составили 6,8 млрд. рублей, то в 2002-м они выросли в 1,6 раза - до 11,4 млрд. рублей. Не приносят убытков лишь чуть более трети предприятий отрасли.

"Неужели с этим что-то можно сделать?" - спросит обескураженный квартиросъемщик. Безусловно. Лично меня убедило в этом выступление на семинаре Клуба региональной журналистики "Из первых уст" в Москве Сергея Сиваева. Сергей Борисович - член правления уже упоминавшегося фонда "Институт экономики города", возглавляет в институте направление "Городское хозяйство" и ведет несколько проектов по реформированию системы ЖКХ в городах Вологодской, Нижегородской и других областей. Его точка зрения на проблему и на способы выхода из ситуации прозвучала недавно на селекторной пресс-конференции, организованной редакцией газеты "Волжская коммуна" совместно с Клубом региональной журналистики "Из первых уст". Ее мы и приводим ниже в изложении.

Причины нынешнего кризиса в том, что ЖКХ многие годы было своеобразным социальным адаптером, и рыночные преобразования затронули отрасль менее других. В 1999-2000 годах цены выросли по всем позициям, а в ЖКХ они были заморожены. Прибавьте сюда колоссальный объем недоремонтов. Причем ситуация повторилась уже второй раз - аналогичная складывалась в начале девяностых. Отрасль деградирует без реальных денег, которых она не получала уже много лет. И хотя статистика говорит, что лавинообразного роста аварий пока не наблюдается, запас прочности очень мал.

Сложилась парадоксальная ситуация: отрасль недофинансируется, из-за чего ветшает жилой фонд и разрушаются инженерные коммуникации. Как следствие, и без того огромные издержки и потери ресурсов еще более возрастают. Плательщиков, то есть нас с вами, заставляют их покрывать. Во многом из-за этого цены на услуги ЖКХ постоянно растут. Но растущие тарифы, как и все бюджетные вливания, уходят, что называется, в песок. Положение усугубляется тем, что этом контроль за эффективностью расходования средств в отрасли очень слабый. По оценкам специалистов, уже при минимальных инвестициях издержки ЖКХ могут быть сокращены на 25-30%! Экономия с лихвой перекрыла бы недофинансирование, но пока ЖКХ абсолютно непривлекательно для бизнеса и инвестиций, а стало быть, и для эффективной модернизации.

Разорвать замкнутый круг была призвана реформа ЖКХ, в которой можно выделить три ключевые позиции:

- оплата потребителями полной стоимости услуг ЖКХ и ликвидация бюджетных дотаций отрасли;

- формирование конкуренции на рынке услуг ЖКХ и снижение на этой основе издержек по их производству;

- создание организаций собственников жилья - кондоминиумов, товариществ собственников жилья.

Реализация этих мер пока, мягко говоря, оставляет желать лучшего: к величайшему сожалению, реформа свелась к повышению уровня оплаты услуг населением, при этом экономическая эффективность отрасли не растет.

Заявления о том, что если переходить на пресловутый стопроцентный уровень оплаты услуг, то тарифы вырастут в 4-5 раз, спекулятивны. Во-первых, нужно вести речь не о ста процентах оплаты, а об эффективности ее использования! Во-вторых, большая часть регионов уже оплачивает 80-90%, и оставшиеся 10-20% не критичны. При этом, как показывает практика, при разумном, обоснованном и грамотно объясняемом населению росте стоимости коммунальных услуг платежная дисциплина не падает, а растет.

В тех регионах, где работает Фонд, муниципальные бюджеты уже прекратили дотировать ЖКХ. Текущие расходы оплачиваются населением, 70% бюджетных средства направлены на субсидии гражданам, а 30% - на инвестиционные программы, предусматривающие капремонт зданий и инженерных коммуникаций. Таким образом, например, в Череповце Вологодской области объемы капремонта жилья за год удалось увеличить в 6 раз!

Итак, по мнению Сергея Сиваева, в вопросе о том, нужно ли открывать рынок услуг ЖКХ для частного капитала и делать его перспективной отраслью бизнеса не может быть двух ответов - это необходимо, и для этого нужно снизить до минимума риски вложения в отрасль, создать режим благоприятствования.

К сожалению, здесь все находится в руках государства - ликвидировать институт малоэффективных унитарных предприятий (ГУПов и МУПов) подвластно только оно. Так что остается уповать на то, что федеральные власти действительно стремится реформировать "коммуналку", а не поддерживать ее в коматозном состоянии до момента, когда уже никакие реанимационные мероприятия не будут эффективными.

Поскольку спасение утопающих - дело рук самих утопающих, гражданам в этой ситуации можно посоветовать только одно: обзаводиться счетчиками расхода газа, воды, тепла и так далее. Мытарства, с которыми сопряжена эта процедура, достойна отдельной статьи. Но, поверьте, овчинка выделки стоит: перестав платить за отопление атмосферы плохо изолированными теплотрассами и за орошение земли ржавыми дырявыми трубами, вы довольно быстро окупите вложения. В добавление к этому вы испытаете "чувство глубокого удовлетворения" от того, что избавились от необходимости платить за чью-то нерадивость и желание половить рыбку в пусть не мутной, но все же почему-то весьма дорогой водопроводной воде.

Оптимистический эпилог

Поскольку государство и правительство не предложили ничего конструктивного, регионы занимаются реформой ЖКХ самостоятельно - кто как ее понял. В Самарской губернии реформу поняли, кажется, правильно. Значит, повод для оптимизма у нас есть, и, как оказалось, очень серьезный.

95% всех предприятий в российском ЖКХ - это МУПы и ГУПы. У нас же развиваются и система доверительного управления, и привлечение инвестиций в отрасль на основе концессии. В городе Отрадном, в Камышлинском и Клявлинском районах негосударственные структуры работают на основе договоров доверительного управления. В Похвистнево, Новокуйбышевске, Кинеле, Тольятти ряд муниципальных заказов выполняется частными организациями на основе конкурсного отбора.

Показателен пример города Октябрьска, где частная фирма недавно спроектировала, смонтировала и с успехом эксплуатирует уже шестую модульную газовую котельную. С ее пуском себестоимость тепла снизилась в три с лишним раза. Через полтора года фирма окупит свои расходы на 100%. Всего же за два года в модернизацию системы теплоснабжения города, всегда считавшегося депрессивным, привлечено 13 млн. рублей. В Нефтегорске, очевидно, оценили перспективность идеи: за счет внебюджетных инвестиций здесь реконструируется центральная котельная. Газотурбинная установка должна обеспечить дешевой электроэнергией и теплом бОльшую часть города, и пуск первой очереди намечен на апрель.

Понемногу внедряется и новая, адресная модель выделения субсидий жителям Самарской области. Пилотный проект реализуется в Отрадном. Причем там, где проводится эксперимент, собираемость платежей выросла до 99,4%.

Вообще, ситуация с финансированием ЖКХ в губернии также складывается лучше, чем по России в целом, особенно если не принимать в расчет Самару, о специфике которой мы говорили в прошлом номере. Кстати, и по оценкам Сергея Сиваева совершенно выпадающая ситуация в областном центре по сравнению с другими городами области - главная отличительная черта Самарской области. Федеральный стандарт оплаты услуг для России составляет 90%. Таков же он и для нашей области. По данным Фонда "Институт экономики города" на 1 января т.г., в среднем по области население оплачивало 52%, а в Самаре, удельный вес которой очень высок, это процент еще ниже. При среднем по стране уровне 71-72%. Собираемость же платежей в области на 2% выше среднероссийского уровня, составляющего 85%. Это говорит о том, что люди еще не "голосуют рублем", еще есть время для того, чтобы навести порядок в системе ЖКХ.

Хочется верить, что не только областные власти, но и правительство прекратит тратить драгоценное время на сомнения: а может, лучше накачивать отрасль бюджетными деньгами, чем привлекать частный бизнес с созданием всем равных конкурентных условий? Ответ ясен: того, что частник может сделать за счет сокращения экономических потерь, не сделают миллиарды государственных инвестиций. А пока "наверху" раздумывают, видно, придется-таки установить счетчики и купить водонагреватель - на всякий случай. Надеюсь, пользоваться им придется нечасто.  

Александр Ирдуллин, Самара. "Волжский комсомолец", 7.03.2003 г., 14.03.2003 г. В №10 на 5 полосу.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики