На стол главы российского государства лёг доклад под названием "Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива", подготовленный коллективом Экспертного института Российского Союза промышленников и предпринимателей, под руководством профессора Е.Г.Ясина. Главный вывод фундаментального исследовательского труда: высокие и устойчивые показатели экономического роста всецело связаны с максимально возможной либерализацией российской экономики, сокращением госрасходов и бремени государства для страны и бизнеса в целом, дальнейшим развитием предпринимательства и частной инициативы.
ОБРАТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Мировой опыт показывает, что чем ниже уровень расходов государства и его присутствия в национальной экономике, тем выше темпы её развития.
В 2003 году консолидированный российский бюджет составляет около 40% валового внутреннего продукта (ВВП), тогда как, на сегодня для России оптимальный уровень - не более 30%. Кроме того, в нашей стране огромный и неэффективный государственный сектор, а также значительный объём, так называемого, неформального воздействия государства на бизнес. С учётом этого, по оценкам экспертов, доля государства в экономике составляет примерно 60-65%! О какой экономической активности может идти речь при таком бремени?! Это намного больше аналогичных показателей стран Западной Европы и Юго-Восточной Азии. К примеру, в Южной Корее уровень расходов государства по отношению к ВВП составляет порядка 12-13%. В российских же условиях высокие темпы экономического роста просто невозможны и необходимо сокращение государственного бремени. Стратегия и конкретные показатели его снижения определены в упомянутом докладе.
ОДИН БЮДЖЕТ - ОДИН НАЛОГ
Уровень централизации доходов государства в федеральном центре в настоящее время значительно завышен. Доля территориальных бюджетов не превышает 40%. Вместе с тем, здесь есть существенные резервы экономии за счёт прекращения дотаций и субсидий различным отраслям.
Следует также расширить полномочия субъектов федерации, прежде всего в установлении ставок региональных налогов. Пришло время реализовать принцип "один бюджет - один налог", чтобы повысить ответственность регионов, создать конкурентную среду между ними за привлечение бизнеса, сократить нефинансируемые социальные мандаты.
Система финансовой помощи региональным бюджетам усложнена. Поэтому предлагается заменить их целевыми трансфертами на поддержку в регионах с низкой бюджетной обеспеченностью конкретных программ в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и т.п. Эти меры плюс жёсткое бюджетное администрирование должны привести к сокращению расходов в реальном исчислении на 10-12%.
В расходах федерального бюджета наибольший приоритет получили силовые ведомства. До 2005 года реальное снижение расходов госказны представляется возможным на 6-7% в реальном исчислении.
Местное самоуправление сегодня оказалось полностью задавленным. Когда 2000 году осуществилось перераспределение ресурсов в пользу федерального бюджета, президент в качестве компенсации фактически сдал местное самоуправление губернаторам. Власти на местах, практически лишены возможности влиять на свою бюджетную обеспеченность. В целях стимулирования развития муниципальных образований предлагается разрешить местным представительным органам вводить собственные налоги и сборы.
НА ПЕНСИЮ - В 65!
Теневая экономика сохраняет свои позиции, в том числе и из-за высокой ставки единого социального налога - 35,7% от фонда заработной платы. Поэтому часть зарплаты многие предприятия и организации платят своим работникам помимо ведомости. Кроме того, имеется большое количество "самозанятых", которые никаких налогов не платят вообще. При этом мы имеем едва ли не самый низкий пенсионный возраст и нищенские пенсии. Соотношение пенсионеров и налогоплательщиков в России равно 69,2, в Германии - 55,3 в Англии - 40,6.
Пожалуй, самым непопулярным представляется предложение поднять пенсионный возраст до 60 и 65 лет соответственно для женщин и мужчин в течении пяти лет, что даст возможность снизить ставку отчислений в Пенсионный фонд с 28 до 21% в ближайшие годы. В целом же ЕСН может быть снижен до 30%, а с повышением пенсионного возраста - до 24%. Это стало бы принципиальным шагом в снижении налогового бремени и ликвидации теневой экономики.
ГДЕ ГНЕЗДИТСЯ КОРРУПЦИЯ
Сфера значительной экономии бюджетных средств - государственные закупки. Сегодня здесь гнездится коррупция. Такое понятие как "откат" известно многим. Закупки для федерального бюджета через процедуры открытых конкурсных торгов в прошлому году произведены на 51% выделенных бюджетных ассигнований, при этом зачастую об объективности конкурсов не могло быть никакой речи. На региональном уровне через открытые торги произведено только 6% закупок. Ещё ниже их уровень в естественных монополиях и на предприятиях. В случае реализации ряда мер, хорошо известных из мировой практики, экономия бюджетных средств может составить до 1,7% ВВП.
ЛИКВИДИРОВАТЬ ГУПы КАК ИНСТИТУТ
Предприятия и организации, полностью или частично находящиеся в государственной собственности, производят примерно половины ВВП. Поэтому нельзя утверждать, что Россия - страна с преобладающим частным сектором экономики. При этом большинство ГУПов и акционерных обществ с участием государства реально им не контролируются и управляются с низкой эффективностью.
Правительство активизировало работу по приватизации госсобственности, но недостаточно.
Предлагается за два-три года преобразовать, продать или закрыть все ГУПы и ликвидировать их как институт. Для денежной приватизации в интересах бюджета оставить наиболее привлекательные объекты - акционерные общества с государственным участием. Остальные госпакеты продать с целью привлечения инвестиций для модернизации и развития производства
МНОГО, НО ТОЛКУ МАЛО
Финансирование отраслей бюджетной сферы: образования, здравоохранения, культуры - направлено на поддержание сети неэффективно работающих учреждений с избыточной численностью занятых. В стране 55 тысяч (!) бюджетных учреждений оказывают так называемые публичные услуги. По соответствующим показателям Россия опережает многие экономически развитые страны, кратно отставая от них по технической вооружённости бюджетных отраслей и конечным результатам их деятельности. Как показывает российская практика, они развиваются на рыночной основе - оказывая различные услуги, помимо бюджетной сети, однако это преимущественно теневые рынки.
Экономически целесообразно преобразовать большинство учреждений бюджетной сферы в организации, конкурирующие на рынке за государственные и муниципальные заказы и средства населения. Соответственно, бюджетные ассигнования должны выделяться не на содержание учреждений по смете, а на конкурсную оплату их услуг в сфере образования, медицины, культуры независимо от формы собственности. Деньги должны следовать за конкретным количеством учеников, больных, посещающих культурные мероприятия и т.п.
СУММЫ ВЫГЛЯДЯТ ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ
В России колоссальную роль играют неформальные воздействия государства на бизнес. Их оценки по основным для бизнеса направлениям выглядят следующим образом:
- прямые издержки преодоления административных барьеров - при регистрации предприятий, получении различных разрешений и лицензий, оформлении инвестиционных проектов и прочее - до 8,5 миллиардов долларов в год, то есть почти 3% ВВП;
- вымогательство участия - неформальные требования властей всех уровней о взносах в те или иные фонды или на конкретные цели - около 4 миллиардов долларов - 1% ВВП;
- по исследованиям фонда "ИНДЕМ" Георгия Сатарова, общая сумма, выплачиваемая предпринимателями российским чиновникам, составляет ежегодно около 33 миллиардов рублей. Почти 99% этой суммы приходится на исполнительную власть.
Таким образом, совокупная оценка неформального воздействия государства на бизнес составляет впечатляющую сумму около 1,4 триллионов в год - почти 15% ВВП.
НЕТ ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ
Наше общество должно осознать значимость неизбежного выбора: либо традиционный для России разрыв между формальной и неформальной сферой экономической деятельности, между законом и понятиями - и в итоге участь третьеразрядной страны, либо преодоление этого разрыва, формирование атмосферы доверия общества к закону и власти непримиримости к злоупотреблениям властью вопреки закону - и реальная возможность быстрого экономического роста и развития до уровня наиболее процветающих наций мира.
Простых рецептов на этом пути нет, но многие известны и названы в докладе, представленном Президенту Путину: радикальная реформа государственной службы, бюджетная децентрализация, гарантированное законодательное предупреждение конфликтов интересов бизнеса и власти, открытость информации, укрепление реальной демократии и институтов гражданского общества. 
Сергей КРЫЛОСОВ, г. Кузнецк, Пензенской обл. "Любимая газета" №9, еженедельная газета, 26.02.2003 г.

|