"НОВЫЙ РУССКИЙ СТАНДАРТ"
Автор: Губанова Лариса
Регион: Екатеринбург
Тема:  Коррупция в России , Бизнес
Дата: 14.03.2003

С начала осени в Екатеринбурге к административной ответственности привлечены более двадцати предпринимателей. Их вина - невыполнение требований Госстандарта, санэпиднадзора и других ведомств. Однако, по мнению бизнесменов, выполнить все обязательные стандарты, существующие сегодня в России, просто невозможно. Выхода из ситуации два: давать взятки или создать новую техническую Конституцию.

В России существует 60 тыс. обязательных стандартов, которые охватывают 90% продаваемых в стране товаров и услуг. Многие из них безнадежно устарели. Практически все требования существуют без изменений с тех пор, когда единственным заказчиком и потребителем продукции и услуг было государство. Стандарт, по существу, выполнял несколько функций. В первую очередь он в соответствии с мировой практикой обеспечивал безопасность продукции. Кроме того, стимулировал технический прогресс. Наконец стандарт диктовал качественные характеристики товаров.

Примерно десять лет назад в России появились еще две категории заказчиков - физические и юридические лица. Тем не менее государственный контроль качества не исчез. А наоборот - стал приобретать гипертрофированные формы. Скажем, сегодня чиновник определяет, какими должны быть решетки на окнах офиса частной фирмы. Если же перелопатить те 60 тыс. обязательных стандартов, то среди них можно найти еще более абсурдные. Такие, как стандарты на метеориты, на форму котлет, на размер стежка при пошиве мужских брюк. Есть даже ГОСТ, согласно которому селедка должна быть длиной от 15 до 20 см. Иными словами, если на прилавке обнаружится 21-сантиметровая рыба, на владельца магазина может быть наложен штраф.

Все это создает благодатную почву для коррупции. ГЕОРГИЙ САТАРОВ, президент регионального общественного фонда "Информатика для демократии" (ИНДЕМ): Ежегодно в карманах чиновников-взяточников оседает около млрд, что вполне сопоставимо со всеми налоговыми поступлениями в федеральный бюджет. ГОСТы, СНиПы и СанПиНы в руках чиновничества стали столь мощным рычагом давления на производителя, что многие аналитики напрямую связывают замедление роста экономики с действующей системой технических требований и ограничений.

Именно создание приемлемых условий для развития бизнеса легло в основу проекта федерального закона "Об основах технического регулирования". Министерство экономического развития и торговли РФ предложило его на рассмотрение Госдумы этой весной. Сегодня готовится второе чтение законопроекта, который уже получил неофициальный статус технической Конституции России.

Проект закона предлагает разделить всю регулирующую нормативную базу на две части: первая - обязательные к применению технические регламенты, содержащие требования по безопасности продукции и процессов, вторая - стандарты (национальные, корпоративные) для добровольного применения в целях повышения качества продукции и услуг. ОЛЬГА ИНОЗЕМЦЕВА, заместитель директора по качеству концерна "Калина": Данный закон ориентирован в первую очередь на вступление России в ВТО. Один из основных его принципов - государство обеспечивает безопасность продукции, производитель определяет, какого качества продукт он выпускает на рынок.

Следующая задача, поставленная разработчиками законопроекта, - сделать прозрачной процедуру установления технических требований. Сегодня отсутствует единая политика технического регулирования. Оно осуществляется на уровне ведомственных актов - приказов, распоряжений, наставлений и т. д. Так, ГОСТы утверждаются приказом Госстандарта, СНиПы - Госстроя, СанПиНы - Минздрава. Их требования зачастую противоречат друг другу. Известный пример с решетками на окнах: милиция требует поставить, пожарные - снять. Чтобы навести порядок, Минэкономразвития предлагает, во-первых, сократить число обязательных для исполнения технических регламентов до сотни, во-вторых, вводить их только федеральными законами, указами президента или постановлениями правительства РФ.

Третьим принципиальным моментом технической Конституции станет отмена обязательной сертификации. На смену ей придет более гибкая система декларирования, принятая во многих странах мира. Если эта норма обретет законную силу, то большинству производителей при выходе на рынок не надо будет обращаться в орган по сертификации. Достаточно сделать официальное заявление о том, что продукция (или услуга) соответствует требованиям по безопасности. Это не только сэкономит российским предпринимателям до 1 млрд руб. в год только на процедурах сертификации, но и ускорит появление на рынке новых товаров. Так, по оценкам независимых экспертов, модели мобильных телефонов обновляются примерно за 6 месяцев, а срок их сертификации - 4-5 месяцев.

Авторы технической Конституции России считают, что она позволит не только снизить чиновничьи барьеры на пути бизнеса, но и сделает отечественную экономику более привлекательной для инвестора. Тем не менее у законопроекта есть и принципиальный недостаток. НИКОЛАЙ БРУСНИКИН, депутат Государственной думы: В законе ничего не говорится о возможности изменить условия, при которых проверяется качество продукции, и технические регламенты. Это делает бизнес зависимым от самодурства некоего государственного инспектора.

В связи с этим возникают серьезные опасения, что новая техническая Конституция не сможет в достаточной степени защитить предпринимателей. Как считает Георгий Сатаров, и добротные, с юридической точки зрения, законы позволяют нечистым на руку чиновникам сводить счеты с неугодными коммерсантами.

Мнение эксперта / Государство снимет с себя часть ответственности

Один из авторов проекта закона "Об основах технического регулирования" - заместитель руководителя Департамента регулирования предпринимательской деятельности Министерства экономического развития и торговли РФ Марина Глазатова.

- Предложенный на рассмотрение Госдумы законопроект отменяет тотальную сертификацию. Не опасаетесь ли вы, что это откроет дорогу на рынок недоброкачественным и небезопасным товарам?

- Обязательная сертификация по-прежнему будет применяться к продукции, которая способна причинить вред. Кроме того, остается и даже расширяется контроль товаров, находящихся в продаже. Сегодня основные силы госконтроля расходуются при определении качества товара на уровне производителя. А что приходит на рынок, часто остается за кадром. Например, молоко, имеющее всевозможные сертификаты, пройдя цепочку продавцов, может не только потерять свои качества, но даже вызвать отравление. А в законе делается акцент на контроле безопасности в тот момент, когда товар попадает к потребителю. Замечу, что государство будет усиленно заботиться об обеспечении безопасности. Все, что касается качества - это вопрос конкуренции, и здесь должен работать рыночный механизм.

- Авиаперевозчики утверждают, что все технические регламенты, обеспечивающие безопасность полетов (22 тысячи) нельзя включить в федеральный акт. Необходим ведомственный документ. Как этот вопрос будет решен в законе?

- Требования вполне достаточно включить в список отраслевых стандартов. Это не требует нормотворчества на уровне федеральных законов. Практически все члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО) руководствуются в первую очередь не своими национальными стандартами, а Воздушным кодексом, принятым ИКАО. И, безусловно, все международные обязательства российские авиаперевозчики будут выполнять.

- А в других отраслях?

- Все существующие сегодня ГОСТы будут пересмотрены, из них вычленят требования безопасности и переведут в технические регламенты. А все, что не касается безопасности, но содержится в отраслевых стандартах, будет проанализировано на соответствие их научно-техническому прогрессу, международным требованиям. После чего стандарты могут быть приняты на уровне отрасли или, например, Союза товаропроизводителей. В принципе, это дело добровольные, но если все игроки отрасли приняли новые стандарты, то исполнять их придется любому производителю, рассчитывающему на какую-то долю рынка. Не выполняешь стандарты - находишься вне отрасли...

- Что может служить поводом для проведения проверки?

- Естественно, неисполнение каких-либо требований технического регламента.

- Планируется ли ввести в закон понятие потребителя?

- Это, наверное, было бы идеологически неправильно. Есть закон о защите прав потребителя. А технические стандарты - это такой же инструмент регулирования государственной экономики, как налоги, ставка рефинансирования, госзаказ. Конечно, потребитель - конечный пункт, но само регулирование воздействует не столько на него, сколько на технологический процесс, на национальную экономику.  

Андрей ГУБАНОВ, Ларисa ГУБАНОВА, Екатуринбург. Еженедельный журнал "Деловой квартал" №38 (370), 21.10.2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики