ФЕДЕРАЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Автор: Губанова Лариса
Регион: Екатеринбург
Тема:  Местное самоуправление
Дата: 14.03.2003

Новогодним подарком депутатам Госдумы стал новый документ. 4 января Администрация Президента предложила парламентариям изучить проект закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Если его одобрят, муниципалитеты могут лишиться самостоятельности, а малый бизнес будет вынужден заново выстраивать отношения с властями.

Власть на новом уровне

Проект закона разработан комиссией, возглавляемой заместителя руководителя Администрации Президента Дмитрием Козаком. В основе документа - административно-территориальная реформа на местном уровне. Фактически предполагается полностью подчинить города и районы региональным властям. Вплоть до отмены прямых выборов в муниципальные органы и введения прямого губернаторского правления в любом муниципальном образовании.

Исполнительный директор Фонда "Институт экономики города" Марина Либоракина считает, что разработка комиссии Козака противоречит российской Конституции. Главный закон государства рассматривает местное самоуправление как стратегический институт развития демократии. А проект, предложенный Госдуме, скорее, как третий уровень государственной власти. При этом муниципалитеты теряют возможность маневра для решения проблем на местном уровне. Руководители небольших предприятий области опасаются, что подобная централизация властных полномочий в первую очередь негативно скажется на малом и среднем бизнесе. Крупные компании свои проблемы решают на областном уровне. Для частных предпринимателей принципиальное значение имеет конструктивный диалог именно с муниципальными властями. Нежелание или неспособность городских чиновников реагировать на запросы предпринимателей могут вовсе поставить крест на развитии малого бизнеса на Урале.

Малое, но лобби

Впрочем, директор Центра содействия предпринимательству Свердловской области Евгений Копелян считает, что отношение городских властей к малому предпринимательству мало зависит от того, выборные это власти или назначаемые губернатором. Мэр, выбранный на демократической основе, также может действовать в ущерб городу, препятствуя развитию бизнеса.

Как это, например, случилось в Заречном, где два года назад в кресло главы города сел Юрий Олексин. Он не пожелал вступать в диалог с местным деловым сообществом. Выдворить из Заречного Белоярскую АЭС или Завод полимерных изделий мэр Олексин, конечно же, не смог, но с малым бизнесом он "справился". В течение первого года алексинского правления в Заречном прекратили существование несколько мини-мельниц, макаронная линия, цеха по производству металлочерепицы, бордюрной плитки, майонеза, ферма, где выращивались грибы-вешенки, и так далее. Все эти производства переехали на территории соседних муниципальных образований. В том числе и в Екатеринбург. Причем выселение предпринимателей проходило под флагом защиты интересов бюджета.

Дело в том, что прежний мэр Заречного Георгий Леонтьев (ныне депутат Госдумы) преложил разместить небольшие производства на площадях, когда-то принадлежавших Белоярской АЭС, а затем перешедших в собственность города. Желающие могли получить здесь место на льготных условиях. Проект этого бизнес-инкубатора удался. Три десятка предпринимателей организовали складские помещения и производственные цеха на бывшей базе. Но Юрий Алексин, сменивший на посту главы Георгия Леонтьева, решил, что льгота по аренде, дарованная предпринимателям, наносит урон местному бюджету. И разорвал договор аренды помещений.

Впрочем, последствия могли быть и хуже, если бы не вмешалась городская дума Заречного. Депутаты, вынесли целый ряд решений о приостановлении действий администрации, направленных против малого бизнеса. То есть демократические институты все же способны защищать интересы муниципальной экономики. Об этом же говорят последние выборы в органы местного самоуправления на территории Свердловской области. Они показали, что малый бизнес уже способен формировать свое лобби на по крайней мере на городском уровне. При условии разумеется прямых всеобщих и равных выборов.

Во всех муниципальных думах Среднего Урала есть представители малого бизнеса. В тех городах, где выборы главы проходили в два тура, во второй тур практически везде проходил в том числе и предприниматель. А ведь еще пять-семь лет назад бизнес не мог рассчитывать на такую поддержку избирателей.

Муниципалитетам - не беспокоиться

Лишение муниципалитетов самостоятельности - не единственный минус законопроекта, находящегося сегодня на рассмотрении в Госдуме. Вариант административной реформы, разработанный комиссией Козака, предлагает определить "сверху" границы муниципальных образований. А это, по сути, масштабный передел земли и иной собственности. Муниципалитеты могут быть втянуты в войну за территории. Как друг с другом, так и с государством.

Кроме того, во время административно-территориальной реформы (по предварительным прогнозам до 2005 г.) у населения не будет возможности проводить выборы на местном уровне. Также появится запрет на приватизацию муниципального имущества. В этот период введение в экономический оборот Между тем, одно из нововведений группы Козака поначалу было воспринято российским бизнесом с оптимизмом. В законопроекте предлагается установить жесткие правила распределения налоговых поступлений между бюджетами муниципалитета и области. Это должно избавить горожан и жителей поселков от роли заложников ежегодного бюджетного торга между мэром и губернатором, а муниципалитетам позволит планировать развитие на несколько лет вперед и целенаправленно увеличивать налоговое поле. Однако помимо долговременных нормативов документ предусматривает целую систему выравнивания бюджетных доходов, перечеркивающую положительную сторону проекта.

Надежда Косарева, президент Фонда "Институт экономики города": В данном законе введено понятие "отрицательных трансфертов". Это значит, что у тех, кто богат, будут отбирать половину "излишков", для того, чтобы перераспределить в пользу бедных. Стимула для роста нет ни у тех, ни у других: богатым городам незачем собирать больше, потому что отберут, а бедные могут не тратить силы на свое развитие - средства все равно дадут. В итоге фискальная автономия сводится на нет. Муниципалитеты лишаются возможности и потребности конкурировать за привлечение бизнеса на свою территорию. А ведь именно города являются ресурсом экономического развития страны в целом.

Статистика/ Малый - растет помаленьку

С 1 января в Свердловской области вступил в силу Закон об областной целевой программе "Государственная поддержка малого предпринимательства в Свердловской области" на 2003-2005 гг. Это практически единственный подобный документ в России, принятый на уровне субъекта Федерации.

В Свердловской области действует самая разветвленная в стране сеть муниципальных фондов поддержки предпринимательства. Всего их двадцать один - в Екатеринбурге, Реже, Сухом Логу, Заречном, Асбесте, Алапаевске, Тавде, Каменске-Уральском, Первоуральске, Нижнем Тагиле и других городах. В конце прошлого года подобные организации появились в Качканаре и Невьянске. Соучредителями фондов выступают Центр содействия предпринимательству Свердловской области (ЦСП) и администрации городов. Кроме того, в Краснотурьинске, Екатеринбурге, Заречном работают бизнес-инкубаторы. Закончена первая очередь реконструкции здания под бизнес-инкубатор в Верхней Салде. 10 октября 2002 г. в Екатеринбурге состоялось официальное открытие регионального научно-технологического парка "Уральский", где разместились 40 малых наукоемких предприятия. С 1998 г. в 16 муниципальных фондах поддержки предпринимательства внедрена система микрокредитования. За 9 месяцев 2002 г. выдано 2027 займов на сумму 26 554 тыс. руб., что позволило создать новых 359 и сохранить 776 рабочих мест.

По данным ЦСП, в 2002 г. резко возросло количество малых предприятий, работающих в сфере торговли и общественного питания (с 9206 в первом полугодии 2001 г. до 9529 в первом полугодии 2002 г.), оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения (с 528 до 1618 единиц соответственно).

На фото:

- Марина Либоракина: Если мэры будут вовлечены в процесс передела земли - развитие страны затормозится.

- Надежда Косарева: Екатеринбуржцы участвуют в местном самоуправлении более активно, нежели москвичи.  

Андрей ГУБАНОВ, Лариса ГУБАНОВА, Екатеринбург. Опубликовано в журнале "Деловой квартал" №1 (381) 13.01.03.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики