ЗАМОРОЖЕННЫЙ БИЗНЕС
Автор: Губанов Андрей
Регион: Екатеринбург
Тема:  Проблемы регионов , Проблемы образования
Дата: 17.03.2003

- Зимой на льду можно заработать почти столько же, сколько летом на песке. До пятисот процентов прибыли. - Так уральские скульпторы оценивают перспективы зарождающегося в России рынка ледовой, снежной и песчаной скульптуры. Правда, в Екатеринбурге схема коммерческого использования ледяных сооружений пока находится в зачаточном состоянии.

Ледниковый период

Как ни странно, именно на границе тысячелетий ледовое строительство стало необычайно популярным во всем мире. Холодные Канада, Аляска и страны Скандинавии возводят ледяные отели, организуют фестивали снежных и ледяных скульптур. Даже Бельгия со своим умеренным климатом превратила нынешнюю осень в рукотворный ледниковый период. В городе Брюгге сезон открылся уже в ноябре. Правда, материал для фигур пришлось изготовлять в электрических морозильниках, а сам процесс ваяния проходил в охлаждаемых палатках. Но устроители фестиваля идут на дополнительные расходы - прибыль от продажи входных билетов затраты вполне покрывает.

Холодный российский климат, как известно, сильно снижает конкурентоспособность отечественной продукции. Расходы на строительство утепленных курятников, обогрев цехов и пошив меховой спецодежды делают наш товар дороже импортных аналогов. А ледяное строительство дает нам определенные преимущества. Во всяком случае, организаторы одного из первых российских коммерческих ледяных фестивалей в Красноярске сумели вернуть свои деньги. Хотя конъюнктура была неблагоприятной.

Сергей Асеев, главный художник екатеринбургского ООО "Белые медведи", один из организаторов красноярского фестиваля: Скульптуры на аллеях красноярского ЦПКиО им. Горького мы сделали на свои деньги. Обычно в это время года парк пустует, а тут люди повалили. До 12.00 вход в парк был бесплатный, а после - по билетам. Но по-прежнему бесплатно проходили все льготники и все умные, которые не поленились дойти до боковой калитки. Сбор средств позволил не только окупить затраты скульпторов, но и сформировать небольшой призовой фонд. Две скульптуры получили призы зрительских симпатий. Зрители голосовали входными билетами. Опускали их в урны с именами участников.

В Екатеринбурге традиции зимнего конструирования берут начало еще в советских временах. Все началось с распоряжения Павла Шаманова, тогдашнего председателя горисполкома, о возведении в центре Свердловска детского снежного городка. Десять лет назад на смену снегу пришел лед. В 1992 г. на Плотинке впервые состоялся конкурс ледяных скульптур, получивший статус международного. Первое место на нем по праву было отдано команде США, а второе, по чисто политическим мотивам - сборной из Швеции. Впрочем, десять местных студий тоже выступили достойно и показали, что наши мастера умеют работать на мировом уровне. К сожалению, конкурс продержался недолго. В 1994 году иностранцы к нам уже не приехали. Зато той же зимой в город пришла фирма "Айс-Проект" из Первоуральска - серьезная организация, не нуждающаяся в партнерах и субподрядчиках. Вот уже восьмой год эта компания проектирует и возводит в столице Урала главный ледяной городок.

Плоды труда "Айс-Проекта" по-своему уникальны: новогодние сооружения на центральной площади Екатеринбурга, пожалуй, единственные в России, могут по праву называться "гордком". От всех прочих сказочных построек, возводимых зимой по городам и весям страны, у наш выгодно отличается единой концепцией.

Хлеб или зрелище?

Несмотря на уникальность, ледовый парк на площади 1905 года не стал коммерческим проектом: затраты на строительство не окупаются. Пока что основные расходы покрываются из городского бюджета. Скажем, год назад город выделил на эти цели 3,5 млн руб. Общая же стоимость проекта составила 5,5 млн. Недостающие средства "Айс-Проект" заработал на эксплуатации аттракционов ледяного комплекса. В нынешнем году разница, по предварительным расчетам, получалась куда более существенной. Как сказала заместитель начальника Управления культуры горадминистрации, исполнительный директор объединенной дирекции праздничных мероприятий Ольга Гапонец, в бюджете заложено 4 млн руб. Когда же, определившись с темой "зимней сказки" и отработав эскизы, стали подсчитывать стоимость строительства, выяснилось, что необходимые для городка 1200 кубометров льда обойдутся в 9 млн. Объем льда решили сократить на четверть и сэкономить таким образом 3 млн.

Расходы подрядчика могли бы оказаться куда больше из-за налога на землю. Однако глава города разрешил его не платить. Анатолий Иванов, сотрудник мэрии, технический директор по строительству и эксплуатации ледового городка: Земля на площади дорогая. Если за нее платить, то реализацией билетов на горки, карусели и в музей ледяных скульптур расходов не покрыть. Впрочем, городок можно было бы сделать менее затратным для бюджета. Например, если ввести плату за вход. Городок ежегодно посещают полтора миллиона человек. Если умножить это число на предполагаемую стоимость входного билета, то станет ясно, что можно обойтись и вовсе без бюджетных денег.

Кстати, екатеринбургские скульпторы, вернувшиеся с прошлогоднего фестиваля ледяных скульптур в Харбине, рассказали, что там плата за вход взималась отнюдь не символическая. На большую часть аттракционов тоже можно было попасть лишь за деньги. Годится ли такая схема для Екатеринбурга - вопрос. Вход по билетам подразумевает некую элитарность зрелища, а горожане привыкли воспринимать ледяной городок, как забаву вполне демократичную. Платный вход отпугнет многих почитателей зимней потехи, но далеко не сразу сделает городок популярным у "избранной" публики. Однако и при существующей схеме финансирования проект можно сделать куда менее затратным для бюджета. Достаточно включить конкурентный механизм.

Новогоднее политшоу

Заказ на ледяной городок, выданный городом компании "Айс-Проект" - ни что иное, как подряд на муниципальные закупки. Причем компания получила этот подряд без конкурсной борьбы, то есть по заведомо нерыночной цене. Александр Шамрин, Генеральный директор Федерального центра проектного финансирования: Если проводить государственные и муниципальные закупки на открытых торгах, можно сэкономить до 25% начальной суммы. На федеральном уровне подобные тендеры уже входят в систему. На каждый конкурс откликаются по 3-5 фирм. В регионах ситуация хуже. Чаще всего к торгам областного уровня не допускаются представители других регионов. А муниципалитеты даже формальные конкурсы на закупки проводятся крайне редко. Конкуренции не получается, и снижать цены не удается.

Похожего мнения придерживаются депутаты городской думы Екатеринбурга. Член комиссии по городскому хозяйству и муниципальной собственности Андрей Альшевских считает, что администрация поставила депутатов перед выбором: либо подряд получит "Айс-Проект", либо город останется без ледяной сказки. Времени на проведение конкурса уже не было. Зато в будущем году дума твердо намерена организовать тендер на строительство снежного городка. Впрочем, как пояснили в мэрии, помимо "Айс-Проекта" желание участвовать в проекте на этот раз выразила только компания "Белые медведи". Узнав, что в строительство необходимо вложить 2 млн руб., фирма от своих притязаний отказалась.

Директор "Белых медведей" скульптор Рудольф Пылаев основной причиной отказа назвал отсутствие у его предприятия строительной лицензии. А так же - несогласие с концепцией городка, предложенной мэрией. Как известно, ведущей темой нынешнего ледового шоу стали два юбилея: 280-летие Екатеринбурга и 300-летие Санкт-Петербурга. Строители должны возвести величественный город-крепость, украшенный прозрачными копиями наиболее известных памятников двух исторических центров страны. Ольга Гапонец: Нынешняя тема лежала на поверхности. Дополнительным стимулом стало соглашение о сотрудничестве Екатеринбурга и Санкт-Петербурга, подписанное в апреле. Буквально следом наше управление определилось с концепцией.

Рудольф Пылаев считает, что привязка к юбилейным датам, делает главный екатеринбургский ледовый аттракцион излишне политизированным. А это совсем ни к чему. Директор фирмы "Белые медведи" ратует за создание в столице Урала ледового Диснейленда - с большим количеством скульптур и аттракционов, с платным входом, без каких либо льгот и преференций со стороны мэрии. Подобный парк сможет не только окупать себя, но и приносить прибыль. Конечно, он должен работать всю зиму - с начала декабря и чуть ли не до весенних школьных каникул. А вопросы безопасности сооружений легко решить, если регулярно проводить реставрационные работы. Тем более что, по мнению скульпторов из компании "Белые медведи", ледяные композиции выглядят наряднее, если в них "меньше льда и больше света".

Понятно, что для постоянных реставрационных работ требуются деньги. Поэтому пока ледяные городки сносят уже в конце января. Объясняют это как раз соображениями безопасности. В феврале, мол, солнечные лучи уже достаточно яркие, лед превратится в линзу, может произойдет локальное оплавление основания скульптуры и тогда она рухнет. А вес некоторых сооружений достигает десятков тонн. Как сообщил Анатолий Иванов, на всякий случай и высоту главной горки решили ограничить 8-ю метрами, хотя ее можно сделать и выше. А горздрав уже издал приказ, по которому скорая должна выезжать по звонкам из городка в первую очередь.

Впрочем, техническое исполнение и организация работы подрядчика находятся на высоте. Это отмечают даже конкуренты. Проект городка, как и любой архитектурный проект, проходит экспертизу Государственной федеральной службы по охране труда и технике безопасности, Главного архитектурного управления и других инстанций. "Айс-Проект" - полноценная строительная организация, которая может строить и не сказочные конструкции. Например, недавно эта компания построила в Первоуральске временный деревянный мост - дублер ремонтируемой дамбы. Мост прекрасно выдерживал вес любой техники.

Не целуйте статую холодную

Если людей от скульптур защитить достаточно просто, то обратную проблему пока не удалось решить никому. Причем, как показывает практика, сохранять в целости комплекс на центральной площади - задача отнюдь не самая сложная. Срок жизни менее масштабных проектов ограничивается днями. На улицах Екатеринбурга, пожалуй, не было еще ни одной ледяной скульптуры, которая не погибла бы от рук вандалов. Хозяину магазина, возле которого прошлой зимой был уничтожен прекрасный пегас, пришлось заплатить за новую фигуру и поставить возле нее вооруженную охрану.

Обычно прохожие уничтожают скульптуры не по злобе - просто многим любопытно их потрогать, а не вполне трезвые граждане пытаются даже с ними обняться. В нынешнем году скульпторы решили обносить свои произведения ледяными заборчиками высотой чуть больше метра. Быть может, кого-то отпугнут таблички, грозящие штрафом в 0, а на кого-то произведет впечатление следующая история из жизни. В прошлом году в Красноярске некий господин, вышедши из ресторана, увидел ледяную композицию, украшенную ледяными же шарами. Он принялся отрывать шары от основания и играть ими в боулинг. Роль кеглей играли скульптуры. Выигрышем господину стали пять лет заключения.

От действий вандалов страдают все. Во-первых, владельцы скульптур, их самолюбие и кошелек. Хлопоты, связанные с восстановлением и охраной разрушенного хулиганами, им кажутся лишними, и чаще фирмы в следующем сезоне от подобных заказов воздерживаются. (В ряду немногих исключений - сеть кафе "Баскин-Роббинс" и магазин "Эдем".) И местным скульпторам, лишенным заказов, ничего другого не останется как "пойти по миру". На зиму они станут уезжать в Европу, где их работа лучше оплачивается, а главное, дольше радует людей.

Остаться без своей ледяной скульптуры не только обидно. Но и крайне невыгодно. Ледяные парки, созданные на "прикормленных" местах приносят своим организаторам неплохие прибыли. Не зря ежегодно в Европе прибавляется число городов, организующих собственные ледяные фестивали. По доходности с этими шоу могут соперничать лишь конкурсы песчаной скульптуры. Вход на Большой бельгийский фестиваль песка в нынешнем году стоил 6 евро, и фестивальная площадка оказалась переполненной. Чистая прибыль организаторов составила 2 млн евро. Еще миллион принесла продажа пива и сосисок. И это не рекордный показатель. О доходах организаторов ледяных фестивалей достоверных данных раздобыть не удалось. Но логично предположить, что разница в прибылях песчаных и ледяных королей будет примерно равна пивной составляющей. Впрочем, в Екатеринбурге спрос на "недолговечные" зрелища пока только начинает формироваться. И перспективы ледовых, а тем более, песчаных шоу - весьма туманны.  

Лариса Губанова, Андрей Губанов, Екатеринбург. Опубликовано в журнале "Деловой квартал" №46 (372) 16.12.02

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики