ЖКХ СИБИРИ
Автор: Береснева Лариса
Регион: Кемерово
Тема:  Реформа ЖКХ
Дата: 20.03.2003

ВРЕЗКИ:

= Кемеровская область:

По данным ГУП ЖКХ Кемеровской области, население оплачивает сегодня в среднем 75% полной стоимости услуг ЖКХ. Задолженность населения по квартплате на 1 февраля 2003 года превысила 1 млрд. рублей. Только за январь долги квартиросъемщиков выросли на 330,6 млн. рублей. А общая дебиторская задолженность территорий (долги населения, задолженность учреждений социальной сферы, бюджетная задолженность и долги предприятий) за 2 месяца 2003 года увеличилась на 3,5%.

= Алтайский край:

Долги по квартплате в среднем по краю составляют 240 млн. рублей. От полной стоимости услуг ЖКХ население края сегодня оплачивает в среднем 61,4%. Изношенность сетей и жилого фонда составляет 52,7%. Долги по зарплате коммунальщикам составляют 43 млн. рублей (зарплата за полтора месяца).

По данным краевого комитета статистики, сумма убытков в жилищно-коммунальном комплексе составила почти 209 млн. рублей. Несмотря на то, что тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства к концу 2002 года в крае выросли на 38%, темпы роста тарифов снизились (в 2001 году стоимость этих услуг выросла почти вдвое).

ЖКХ СИБИРИ

ИМЕТЬ ИЛИ НЕ ИМЕТЬ?

России настало время определить свою политику к ЖКХ: иметь то, что хотим, или то, что можем себе позволить.

О реформах в России говорят много и уже давно. Но, пожалуй, ни одна из них не воспринималась столь болезненно и в таких масштабах, как реформа жилищно-коммунального комплекса. Хозяйственные дела в этом секторе экономики страны дошли уже до такой степени, что, говоря о неизбежности преобразований в ЖКХ, все подразумевают это как само собой разумеющееся. Споры о том, нужна «коммунальная» реформа или нет, давно уже не ведутся. Другой разговор – никак не закончатся дебаты о том, как должна проходить эта перестройка, чтобы ситуация в российской «коммуналке» кардинальным образом изменилась. Чтобы оплата населением коммунальных услуг, наконец, гарантировала их качество. Чтобы приход каждой зимы не воспринимался как некая катастрофа. Наконец, чтобы на предприятиях ЖКХ работали не спившиеся неудачники, а сплошь профессионалы, и получали бы за свой труд нормальную «человеческую» зарплату.

Нынешняя зима вновь принесла «сюрпризы». Больше всех отличилась Карелия. А в целом по стране замерзали, оставшись без тепла, по одним оценкам - 350 тысяч россиян, по другим оценкам, учитывающим мелкие аварии, - более 17 млн. человек. Впрочем, в былые годы случалось и похуже. Но очевидно одно: число аварий на коммунальных сетях в России с каждым годом растет. Сибирь – не исключение. В той же Кемеровской области за последние 5 лет коммунальные аварии стали происходить в два раза чаще. Причина понятна – катастрофический износ основных фондов ЖКХ, в том числе и жилья, достигший в области 70-80% (в среднем по РФ – 60%). К слову, ветхий фонд в стране сейчас составляет 22,55% и имеет динамику роста. Конечно, в России есть федеральная программа ликвидации ветхого жилья, которая стоит немалых денег. Так, только в этом году на нее собираются выделить 1,5 млрд. рублей. Но для сильно «постаревшей» страны - это капля в море. Как утверждают кемеровские власти, чтобы восстановить весь жилищно-коммунальный комплекс только в одном Кузбассе, потребуется не один – десятки миллиардов рублей. «Ситуация стабильно плохая», - так характеризует положение в ЖКХ страны кандидат технических наук Сергей Сиваев, член Правления Фонда «Институт экономики города» и директор направления «Городское хозяйство» (г. Москва), выступивший недавно на селекторной пресс-конференции Клуба региональной журналистики «Из первых уст».

Плачевное состояние российского ЖКХ прогнозировали уже давно. Начать хотя бы с того, что оно стало следствием «кривой» политики на всех уровнях власти, выразившейся в остаточном принципе финансирования ЖКХ. - И это при том, что жилищно-коммунальный комплекс составляет одну треть всех основных фондов страны, - недоумевает Сергей Сиваев. - Занятость в ЖКХ около 2 млн. человек, а со всеми сопутствующими организациями - около 5 млн. человек. То есть с точки зрения экономического потенциала это крупнейшая отрасль страны.

Финансирование ЖКХ по остаточному принципу выразилось не только в накопившихся за многие годы долгах перед «коммуналкой», но и в неадекватном тарифообразовании. Это простому обывателю, оплачивающему сегодня из «худого» кармана дорожающие с каждым месяцем жилищные квадраты, кажется, что он платит как минимум 100% стоимости коммунальных услуг, если не больше. И при этом считает себя вправе требовать соответствующее их качество. Но реальная картина выглядит далеко не так. Сергей Сиваев приводит для наглядности следующую динамику изменения коммунальных тарифов. В 94-м году, когда цены на товары повсеместно взлетели на 84%, тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли в среднем по России лишь на 12%. В 99-м году соответственно – 36% и 25%, в 2000-м – 20% и 11%. Обратная динамика началась только в 2002 году: индекс потребительских цен поднялся на 14%, а жилищно-коммунальные услуги подорожали на 34,5%. Но и это тоже неполная картина, потому что в этой стоимости услуг ЖКХ большая доля стоимости газа и электричества - 40%, цены на которые значительно опережали цены на работы коммунальщиков. Получается, что стоимость услуг ЖКХ дорожала быстрее, чем поднимались тарифы для населения, а это значит, что даже с учетом инфляции в 2002-2001 годах стоимость работ в жилищно-коммунальном секторе уменьшилась. Таким образом, в 1997-м году население оплачивало около 45% полной стоимости жилищно-коммунальных услуг, а в 1998-2000 годах эта доля упала. Дело в том, что в 1998-м году, памятным всем россиянам очередным обвалом рубля, стоимость жилищно-коммунальных услуг была заморожена.

- Тогда мы все обеднели в несколько раз, - говорит Сиваев. – Чтобы хоть как-то смягчить этот удар для населения, было решено не поднимать тарифы на коммуналку. То есть ЖКХ стало своего рода социальным адаптером финансового кризиса. Но это привело и к тому, что ЖКХ оказалось в глубокой финансовой яме, из которой не может выбраться до сих пор.

«Отрицательная» динамика изменилась только в 2001-2002 годах. Сейчас население реально оплачивает около 47% услуг ЖКХ. Индекс потребительских цен, начиная с 1997 года, вырос на 411%, то есть в 4 раза. А стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла на 74%.

Отсюда становится понятным, насколько неуместны сегодня все претензионные вопросы к ЖКХ вроде: «Доколе будет продолжаться рост цен на коммунальные услуги?!» Ответ здесь может быть лишь один – бесконечно. И апеллировать здесь к отмене решения о переходе страны на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг, которое, напомним, сначала предполагало 1998 год, потом 2003, 2008, и наконец, вовсе было упразднено, - не логично. Тарифы на «коммуналку» не складываются сами по себе, они точно также, как цены на любые товары и услуги, зависимы от инфляции, от тех же цен, как уже говорилось, на газ и энергетику. А это значит, что рост цен в ЖКК неизбежен. Более того, он жизненно необходим, чтобы, наконец, сбалансировать этот сектор экономики. Но резкого роста «коммунальных» тарифов, скорее всего, не произойдет. И не только потому, что население этого не выдержит.

- Тема ЖКХ давно уже перешла в политическую плоскость, - утверждает Сергей Сиваев. - Она связана с предвыборной борьбой. Многие политики сегодня обещают народу: мы не будем повышать тарифы на услуги ЖКХ и будем все это иметь. Такие заявления опасны, потому что, этого быть не может, в принципе... Проблема платежей – это проблема компромисса между тем, что мы хотим иметь и тем, что мы можем позволить себе иметь. Еще один компромисс – за что будем платить мы, и за что будут платить наши дети. Ведь, не ремонтирующиеся сегодня сети – это угроза для завтрашнего дня, в будущем за все это придется платить гораздо больше.

Другой не менее важный вопрос для современного состояния ЖКХ – проблема долгов. Надо сказать, что это вопрос вообще занятный. Для примера ситуация в том же Кузбассе. Дебиторская задолженность областного ЖКХ на 1 января 2003 года составляла 4 с лишним млрд. рублей (долги населения – 15%, бюджета и пр.), «кредиторка» - почти 11 млрд. рублей (в тот же бюджет, внебюджетные фонды, по зарплате и т.д.). То есть получается, что областной жилищно-коммунальный комплекс – банкрот. Но попробуем рассудить, откуда взялись эти долги ЖКХ и кому должно оно? Основная задолженность ЖКХ сложилась в 1999-2000 годы, как раз, когда рубль упал в 4 раза, и все подорожало кроме услуг ЖКХ.

- Получилось следующее, - говорит Сергей Сиваев. - Мы платили столько же, бюджет тоже не смог платить больше, и это привело к колоссальным недоремонтам, к возникновению долгов перед поставщиками, бюджетами, по зарплате.

Собственно, такая ситуация сложилась по всей стране. В 2001-м ЖКХ оказало услуг на 360 млрд. рублей (электричество, горячее, холодное водоснабжение, содержание жилищного фонда, отопление и газоснабжение). Из них 170 млрд. руб. оплатило население, 129 млрд. рублей оплатил бюджет (это дотации, льготы и адресные субсидии). Еще 60 млрд. рублей остались неоплаченными никем. Причем, утверждения многих представителей властей о том, что финансовые проблемы коммуналки создает больше всего население – в корне несправедливо. В структуре ЖКХ население – наоборот, самый исправный плательщик. Сегодня в среднем по стране оно оплачивает 90% от необходимого. Зато долги бюджета перед ЖКХ на сегодняшний день превысили 270 млрд. рублей, это полугодовой объем финансирования ЖКХ.

Кредиторская задолженность предприятий ЖКХ всей страны составляет порядка 300 млрд. рублей. Это практически годовой объем поставляемых услуг, около 2% ВВП. Большую часть этого долга ЖКХ составляют платежи предприятиям РАО «ЕЭС России» и «Газпрома» (40%). Еще 40% - долги в бюджет и по налогам. По словам Сергея Сиваева, «сложилась парадоксальная ситуация - бюджет не заплатил деньги за услуги в рамках дотаций, а налоговые платежи от предприятий ЖКХ требует, начинаются пени, которые превышают часто размеры этих платежей в несколько раз. И этот замкнутый круг имеет очень серьезные последствия».

Решить проблему долгов в ЖКХ на самом деле непросто. По крайней мере, об этом много говорят, но почему-то мало делается. Так, уже полтора года существует федеральная целевая программа реформирования и модернизации ЖКХ, где первой задачей ставится проведение реструктуризации долгов ЖКХ. За все время ее действия Правительство практически никаких серьезных действий не предприняло.

- Более того, ситуация ухудшилась, – констатирует Сергей Сиваев. - Потому что в 2002 году снизилось бюджетное финансирование: выросла зарплата бюджетникам, многие регионы и федерация переключились на финансирование зарплат. Новое руководство Госстроя рассматривает сегодня проблему долгов в ЖКХ как ключевую. На мой взгляд, необходимо признать все эти долги бюджетными. Но это очень серьезное политическое решение. И примут ли его адекватно – это большой вопрос.

И все же только лишь адекватное тарифообразование и решение проблемы долгов в ЖКК страны вряд ли приведут эту отрасль в дееспособное состояние. «Погашение долгов в отрасли – это лишь первый шаг. Даже, если сейчас вернуть ЖКХ все деньги, заменить все трубы на новые, чуда не произойдет, - уверен Сиваев. - Необходимо менять в целом экономические отношения в жилищно-коммунальном комплексе. Иначе, вскоре вновь все устареет. И мы придем к тому же, что сегодня имеем». Но в Правительстве, к сожалению, уделяя много внимания проблемам оплаты жилищно-коммунальных услуг, практически не дают ответов на второй принципиально важный вопрос – как сделать так, чтобы отрасль работала эффективно. У «Института экономики города» есть свой, и вполне убедительный, взгляд на эти вещи. Но об этом уже в следующем материале. Следите за публикациями в «ЧС».  

Лариса БЕРЕСНЕВА, Кемерово ОГ «Честное слово», сибирская еженедельная газета. № 12, 19 марта 2003 года

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики