НЕ ТАК СТРАШЕН ЗАКОН, КАК ЕГО МАЛЮЮТ
Автор: Береснева Лариса
Регион: Кемерово
Тема:  Имущественные отношения
Дата: 20.03.2003

ВРЕЗКИ:

= В настоящее время в собственности РФ находится около 80 тысяч унитарных предприятий, в том числе 9 тыс. 846 ФГУПов, которые полностью или частично финансируются за счет средств бюджета.

НЕ ТАК СТРАШЕН ЗАКОН, КАК ЕГО МАЛЮЮТ

3 декабря 2002 года в РФ вступил в силу новый федеральный Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Прошло совсем немного времени, а в прессе уже появился ряд статей-«страшилок», в которых благодаря стараниям авторов, закрутились лихие сюжеты: теперь, мол, можно ждать очередной волны «прихватизации», тысячных сокращений рабочих мест, и вообще – когда государство выпускает «на волю» новый Закон, оно, дескать, никогда себя в обиду не даст.

К слову, последний довод – пожалуй, единственный верный в этой череде умозаключений. Какой смысл будет в том или ином Законе, если он в чем-то ущемит интересы государства? Но не стоит забывать при этом, что государство – это все-таки мы с вами, то есть народ. И если даже когда-то это самое государство идет на уступки – к примеру, вводит те же налоговые льготы для определенных видов бизнеса - то это делается лишь для того, чтобы развить эту сферу экономики, опять же для получения большей выгоды в будущем как государству, так и всем, кто в нем проживает.

Вложили рубль – получили копейку

Но вернемся к нашумевшему Закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Сразу заметим, что главная цель, которую преследует этот документ, прежде всего, в том, чтобы повысить управляемость ГУПами и эффективность их работы.

Вот лишь несколько цифр, которые красноречиво показывают, какую экономическую «отдачу» получало государство от того, что позволило многочисленным ГУПам пользоваться своим имуществом. Из почти 10 тысяч федеральных ГУПов, по сообщению информагентства «АК&М», в 2001 году в федеральный бюджет перечислили часть своей прибыли… 131 (менее 1,5 %) предприятие на сумму 209,6 млн. рублей, в 2002 году – 809 предприятий на сумму 902,9 млн. рублей. Мало того, по ранее существовавшему законодательству собственник имущества ГУПа, то есть государство, несло ответственность перед кредиторами таких предприятий, отвечая по судебным искам миллиардами рублей из казны. Так, в прошлом году Минфин «раскошелился» на эти цели на 6 млрд. рублей, еще сумму в 7,7 млрд. рублей юристы Минфина до сих пор оспаривают в судах. Вот и получается, что прибыли от ГУПов государство так и не получило, сплошные расходы. Из государственного, а значит, из народного, кармана.

Народное – значит, мое?

Но вот что еще интересно. По оценке аудиторов Счетной палаты РФ, ежегодная прибыль ФГУПов составляет не менее 100 млрд. рублей, в то время как из отчетов руководства этих предприятий выходит совершенно иная картина: 40% ГУПов убыточны, рентабельность 22% предприятий почти нулевая, а остальные перечисляют в бюджет жалкие гроши. В «Российской газете» заместитель правового управления Минимущества Владимир Тараскин комментирует такую ситуацию очень просто: «в результате появления ГУПов формально остающееся в лоне родного министерства предприятие часто становилось собственностью руководства либо директора лично». Иначе говоря, директоров ГУПов совершенно не заботили интересы государства: они напрочь забывали, в каком предприятии работают и чьим имуществом пользуются, вкалывая, как правило, только на собственный карман. По словам Павла Потапова, заместителя руководителя департамента Минимущества РФ, многие из таких горе-директоров даже нередко спрашивали: не являются ли попытки государства получить средства от прибыли ГУПов в бюджет дополнительным налогообложением? Специалистам Минимущества не раз приходилось в таких случаях объяснять, что эти средства не их, а собственника, который создавал коммерческое предприятие для получения прибыли, а значит, только он вправе определить, как ее расходовать…

Конец «теневому» бизнесу

Так, что же предлагает новый Закон? Ни в коме случае – не закрыть разом все ГУПы, решив таким образом годами накапливающуюся проблему. Часть предприятий будут акционированы (какие-то из них будут позже проданы), часть – ликвидированы (те, которые существуют лишь на бумаге и убыточные предприятия), часть ГУПов подвергнутся реорганизации (дочерние предприятие будут присоединены к головным, а утратившие ведомственную принадлежность переведены из федеральной собственности в собственность субъекта федерации). И, конечно же, останутся собственно ГУПы как таковые (только это будут предприятия стратегически необходимые государству, и действовать они будут по правилам, которые установил новый Закон).

Выступая на очередном семинаре «Клуба региональной журналистики «Из первых уст» заместитель начальника нормативно-методического департамента Минимущества РФ Павел Потапов, который принимал непосредственное участие в разработке Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», отметил несколько его особенностей. Приведем лишь некоторые:

отныне казенные предприятия (которые работают на полном бюджетном финансировании) могут создавать субъекты федерации и муниципалитеты; одно условие – они должны выполнять социальные задачи;

ГУПы или МУПы не могут создавать дочерние предприятия. По словам Павла Потапова, «введение подобного запрета обусловлено прежде всего необходимостью ликвидации существующей на сегодняшний день практики вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания «дочек».

закон четко разделяет полномочия собственника имущества предприятия и его руководителя: собственник определяет деятельность ГУПа или МУПа, назначает или увольняет руководителя и главного бухгалтера, контролирует использование имущества и принимает решение о проведении аудиторской проверки;

руководитель предприятия не вправе без согласия с собственником совершать какие-либо сделки с имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью, и отвечает за убытки, нанесенные унитарному предприятию.

Одним словом, «радужные» перспективы многих начальников сегодняшних ГУПов на «левые» заработки и использование государственного имущества исключительно в личных интересах лопаются как мыльные пузыри. Так, следовало бы, учитывая все вышесказанное, ожидать, что реализация Закона пойдет как по маслу? Вовсе нет. Конфликты начинаются, и они будут еще не один день. Причем доводы будут самыми разными: и что теперь, мол, мы вернемся к советской плановой экономике, и что из-за сокращения числа ГУПов люди потеряют рабочие места… Кстати, о проблеме занятости. На 60% ГУПов количество работников не превышает 100 человек. Следовательно, массовой безработицы, о которой так пугают некоторые газеты, не будет. Тем более, что Закон предусмотрел трудоустройство бывших «гуповцев» - в зависимости от вида преобразования предприятия либо в том же АО, либо в казенном предприятии.

Акционирование – все же лучше

В соответствии с новым Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» сегодня выстраивает свою политику по отношению к ГУПам и Комитет по управлению госимуществом Кемеровской области. К слову, на территории Кузбасса на 01.01.2003 значилось 215 федеральных ГУПов. Непосредственный контроль за их деятельностью осуществляют отраслевые министерства. Но у министерских чиновников, как правило, руки не до всех доходят: почти 10 тысяч федеральных предприятий – все-таки огромный объем работы, да и как управлять из Москвы, скажем, предприятием, которое находится в глухом сибирском уголке, в который добраться можно одним лишь вертолетом… Отсюда и низкие результаты работы ФГУПов. Так, по итогам 3-го квартала 2002 года из них только 67 (31% от общего числа) показали прибыль, убыточными оказались 52 предприятия (24%). Казалось бы, прибыльных больше, но сумма их выручки - около 141,5 млн. рублей - намного меньше суммы убытков – 839 млн. 309 тыс. рублей. То есть в итоге вся деятельность ФГУПов свелась к сплошным потерям в размере – 697 млн. 871 тыс. руб. Причем, с 2001 года убытки федеральных унитарных предприятий выросли в 4,6 раза.

Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Комитет по управлению госимуществом Кемеровской области предпринимает все возможные шаги. Например, при выявлении тех или иных нарушений сообщают о них в отраслевые министерства и вызывают руководителей таких предприятий на заседания балансовых комиссий. Но полномочия КУГИ, как территориального органа, в отношении работы ФГУПов чрезвычайно ограничены: он может лишь контролировать использование имущества, но не имеет права назначать руководителя, утверждать Устав и проверять финансово-хозяйственную деятельность федерального ГУПа. Чтобы повысить эффективность контроля за деятельностью федеральных унитарных предприятий, по инициативе КУГИ в 2002 году в Кемеровской области начали процесс передачи федеральных ГУПов в областную собственность – безусловно, с согласия на то Минимущества РФ. Так, в прошлом году в область были переданы 28 ФГУПов, из них 22 гортопсбыта и 6 автотранспортных предприятий, управление которыми отнесено к полномочиям региона. В настоящее время в Правительстве РФ рассматривается вопрос о переводе в собственность области 14 совхозов, Минимущество свое добро уже дал…

«Несомненно, для руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий более предпочтительным вариантом станет акционирование, - делает вывод, комментируя новый Закон, заместитель руководителя нормативно-методического департамента Минимущества РФ Павел Потапов. – Для Минимущества этот вариант тоже более привлекателен, поскольку акционерное общество является более понятной и прозрачной организационно-правовой формой коммерческой организации. Как для акционеров, так и для его инвесторов». И при этом, несомненно другое – вступивший в силу новый Закон о ГУПах должен на порядок повысить эффективность деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, потому как исключая тесное переплетение власти и бизнеса, приобретает антикоррупционный характер, действуя таким образом на благо всей российской экономики.  

Лариса БЕРЕСНЕВА, Кемерово «Честное слово», сибирская еженедельная газета. № 12, 19.03.2003

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики