Чем ближе окончание года, тем большая паника охватывает наш народ перед грядущей пенсионной реформой. Стоит ли ее так бояться? Разработчики новых пенсионных законов утверждают, что особых причин для беспокойства нет. Особенно если вы и ваш работодатель — послушные налогоплательщики. По крайней мере, так утверждали министр труда и социального развития РФ Александр Починок и первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев на семинаре региональной прессы в Москве, участницей которого мне довелось стать.
По Указу Президента Российской Федерации Владимира Путина был создан национальный совет по пенсионной реформе. В него входят ведущие экономисты и ггсзлитики, деятели различных общественных организаций и движений. Нет в его составе только, пожалуй, представителей Партии пенсионеров.
РЕФОРМА КАК НЕИЗБЕЖНОСТЬ
Редакционные телефоны раскаляются от звонков. Вопросы, как правило, одни и те же: «Зачем нужна эта пенсионная реформа? Неужели нельзя было без нее обойтись?». Увы, нельзя. Существует несколько проблем, из-за которых проведение пенсионной реформы просто неизбежно.
Во-первых, нынешняя пенсионная система уже создает огромную и труднопереносимую нагрузку на фонд оплаты труда и на налогоплательщиков. По ставке взносов, которые идут на финансирование пенсионных выплат, Россия имеет один из самых высоких показателей в мире. Данное обстоятельство не могло не провоцировать работодателей на уклонение от уплаты налогов, неоправданное уменьшение налогооблагаемой базы, попытки правдами и неправдами осуществлять выплаты работникам таким образом, чтобы они не подлежали обложению страховыми взносами. Естественно, это порождало порочный круг, когда всякая попытка уйти от налогообложения подталкивала власти к тому, чтобы еще более увеличить налоговое бремя.
На эту проблему накладывается еще одна. Средний возраст выхода на пенсию в нашей стране один из самых низких в мире. Учитывая то, что у нас на заслуженный отдых досрочно отправляется довольно много категорий работников, он равен 55 годам. Сегодняшнее соотношение, когда на одного пенсионера приходится 1,4 работника, не может не вызывать беспокойства. А если еще учесть, что рост числа пенсионеров сочетается с демографическим кризисом, картина получается и вовсе печальной. Причем к 2028 году, согласно прогнозам, ситуация может вообще достигнуть критической отметки: на одного работника будет приходиться один пенсионер. И тогда пенсионная система, если принципиально не изменить механизм ее финансирования,станет колоссальной обузой для всего общества и экономики.
Нельзя сказать, что эти проблемы пенсионной системы не пытались решать раньше. Но все попытки в середине 90-х что-то изменить разовыми мерами только усложняли ситуацию. Нынешний вариант осуществления пенсионной реформы во многом является плодом дискуссий, которые шли в правительстве с 1997 по 2001 год. По мнению разработчиков, он в наибольшей степени соответствует возможностям страны и долгосрочным перспективам ее развития. Государственная Дума уже приняла в первом чтении три соответствующих законопроекта. Еще три будут внесены на рассмотрение депутатов в самое ближайшее время.
А ЗНАЕШЬ, ВСЕ ЕЩЕ БУДЕТ...
Итак, какие изменения несет пенсионная реформа? Прежде всего, наша пенсия будет состоять из нескольких частей. Часть первая — базовая пенсия. Источник ее финансирования -- средства федерального бюджета. Базовая пенсия будет выплачиваться любому человеку в России, достигшему пенсионного возраста, даже если он нигде и никогда не работал. В принципе она должна быть равна ставке первого разряда — 450 рублей.
Вторая часть пенсии — страховая. Отчего зависит ее размер? От взносов, которые перечисляет в пенсионный фонд наш работодатель. Каждый год нам будут выдавать кви-точек, по которому мы сможем следить за тем, как наш работодатель перечисляет деньги на наш счет. Во время выхода на пенсию полученную сумму поделят на период дожития, который скорее всего будет установлен в пределах 19 лет. Например, накопилось у вас на счету 300 тысяч рублей. Их разделят на 19. Получится, что ваша страховая пенсия составит где-то 15м тысяч рублей в год, или 1300 рублей в месяц.Однако не мекрет, что средняя продолжительность жизни в России в последнее время значительно сократилась. Именно поэтому, и это является одним из самых больших нонсенсов принимаемой реформы, для поколения, которое будет выходить на пенсию в ближайшие годы, устанавливается льготный период дожития.
Только не напишите, ради Бога, что правительство рекомендует раньше умирать! — умолял нас на семинаре Александр Починок. — Представьте, у вас на счету 300 тысяч рублей. При периоде дожития 19 лет у вас приходится по 15 с небольшим тысяч в год. А если установлен льготный период дожития 10 лет? Тогда получается 30 тысяч в год, или по 2,5 тысячи рублей в месяц. Чувствуете разницу? То есть для того, чтобы вхождение в реформу протекало спокойно, мы позволяем этим поколениям получать даже большую пенсию, чем положено было бы по расчетам.
БЕРИ«ПОРТФЕЛЬ», ПОШЛИ ДОМОЙ
Но если с первой и второй составляющими частями пенсии все вроде бы ясно, то вот с третьей дело обстоит гораздо сложнее. Это накопительная часть пенсии. Предполагается, что формироваться она будет следующим образом: наши деньги вложат в какие-нибудь ценные бумаги или активы, дающие доход. Проценты, которые они станут приносить, опять же должны попадать на наш счет. Из этого нам потом будет выплачиваться дополнительная пенсия.
Но первоначально пройдет конкурс среди компаний, которые будут управлять инвестиционными портфелями. По словам Михаила Дмитриева, система отбора будет беспрецедентно жесткой и с массой ограничений. В результате должно остаться не более пяти управляющих компаний. Каждая из них предложит
свой вариант распределения средств: одна, скажем, решит держать их в долларах; другая — вложит в «ЛУКойл" и «Газпром"; третья предпочтет государственные бумаги и т.д. Нам же нужно будет выбрать наиболее,на наш взгляд, выгодный путь вложений и до 1 июля 2002 года написать заявление о том, какому инвестиционному портфелю мы намерены отдать предпочтение. Впрочем, если мы этого не захотим сделать, никто силой нас ваставлять не будет. Не хочешь — пожалуйста, оставайся в государственном Пенсионном фонде, в государственном портфеле, с государственными гарантиями и соответствующей индексацией.
Помимо того, с 1 января 2004 года появляется еще одна альтернатива: граждане, по каким-либо причинам не желающие, чтобы их накопления собирало государство, получат возможность выбрать негосударственный пенсионный фонд из числа тех, которые будут дополнительно аккредитованы, и через этот фонд формировать свою будущую пенсию. И снова мы окаж государственном Пенсионном фонде, аможно уйти в негосударственный, если его условия покажутся вам более привлекательными. Вот такая несколько запутанная предлагается система. Неудивительно, что вопрос об инвестировании пенсионных накоплений оказался самым острым и дискутируемым, как в правительстве, так и в Государственной Думе. Министерство экономического развития и торговли РФ, являющееся основным разработчиком пенсионной реформы, только за последние полгода подготовило как минимум пять самостоятельных версий данного закона. Причем даже в его последний вариант уже внесены десятки поправок, и процесс этот еще не завершен, хотя и находится, по словам Дмитриева, в финальной Министерство не скрывает, .что за основу был взят шведский опыт пенсионной реформы, которую эта страна успешно осуществила несколько лет назад. Но одно дело — Швеция, другое — Россия. А потому не дает покоя вопрос: не повторятли наши управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды судьбу печально известных чековых инвестиционных фондов?
КАКИЕ НАШИ ГОДЫ!
Еще один вопрос, который намерено решить в ходе пенсионной реформы наше правительство, касается права на досрочный выход на пенсию. Дело в том, что пенсии работникам отдельных профессий и отраслей, пользующимся в настоящее время такой льготой, субсидирует все население страны, все без исключения налогоплательщики. По мнению разработчиков реформы, это социально и экономически не обосновано. Будет куда более справедливо, считают они, если финансировать ее станут именно те предприятия, где данные работники заняты, и именно те работодатели, которые фактически несут ответственность за то, что в силу особых условий труда их работники теряют трудоспособность раньше, чем другие, и поэтому вынуждены раньше уходить на пенсию, чем большинство населения страны.
Согласно новому закону, который скорее всего уже в октябре направят на рассмотрение в Государственную Думу, для тех предприятий, которые имеют рабочие места, позволяющие досрочно выходить на пенсию в связи с вредными условиями труда, с 1 января 2003 года будет установлен новый механизм финансирования пенсий. Осуществляться он будет с помощью так называемых профессиональных пенсионных систем. Туда работодатели станут выплачивать обязательные взносы, причем очень даже немаленькие. Так, взнос по списку№1, предусматривающий досрочный выход на пенсию за 10 лет до общепринятого пенсионного возраста, составит до 25 и более процентов от фонда оплаты труда соответствующих работников. По списку № 2, где предусматривается выход на пенсию за 5 лет, ставка рассчитывается в диапазоне 12—13 процентов. Финансировать такие пенсии работодатели могут, либо пользуясь услугами негосударственного пенсионного фонда, с которым заключат соглашение (тогда все обязательства по выплате досрочной пенсии несет этот негосударственный пенсионный фонд), либо, как альтернатива, возможно осуществление накоплений через Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в законе предусматривается еще один очень важный момент. Поскольку далеко не все работники обоснованно досрочно уходят на пенсию (зачастую их основная деятельность как таковая не связана с вредными условиями труда), теперь будет проводиться аттестация рабочих мест. В случае, если условия труда признают нормальными, они будут исключены из действия закона о профессиональной пенсионной системе. 
И. Морозова, Вечерний Волгоград», (г. Волгоград»), 12.10.2001

|
|