Тему «корпоративное управление» можно назвать модной. Уже больше года, начиная с подготовки Кодекса корпоративного поведения, ее активно обсуждают на конференциях в столице, в центральной деловой прессе, проводят исследования путем бизнес-опросов.
В регионах хранят молчание. Более того, сложилось ощущение, что на тему корпоративного управления наложено табу. Редакция «Деловой недели» обратилась в некоторые крупные нижегородские ОАО, дабы собрать мнения по ряду предложенных на выбор проблем. Интересно же вам было бы прочитать, что думают члены советов директоров и управляющие об открытости компаний, о переходе на международную финансовую отчетность, об отношениях собственников и менеджеров, в частности о роли контролирующего акционера на предприятии, о том, как отслеживать судьбу крупных пакетов акций, то бишь не потерять власть и собственность, о нынешней и будущей роли совета директоров, о защите прав акционеров, о качестве аудита. Неслабые вопросы, понимаем. Но необходимость для ОАО строить открытые отношения с внешними структурами и обществом в ближайшее десятилетие станет для всех очевидной, потому что качество корпоративного управления во многом определяет, сможет ли компания привлечь деньги извне.
Сейчас всем промышленным предприятиям не хватает собственных средств на обновление основных фондов (по данным Минэкономразвития, на сегодняшний день износ оборудования в среднем по стране составляет 70%), на обновление выпускаемого ассортимента и выход на новые рынки. Условия кредитования, предлагаемые банками, могут удовлетворить не всех. А если так, остается одно – привлекать инвесторов, как крупных, портфельных, так и мелких.
Фондовый рынок в свое время возник как раз для увеличения капитализации компаний путем привлечения средств мелких акционеров – физических лиц. Но чтобы вам доверили деньги, надо быть понятным акционеру. Что же для этого требуется?
Тезисное перечисление основных позиций, о которых подробно будет рассказано ниже, займет всего несколько строк. Да и слова окажутся такими простыми, а мысли настолько банальными и абстрактными, что и обсуждать вроде бы нечего. Все просто и ясно. Но факт в том, что выполнить эти условия безукоризненно, так, чтобы на компанию не смогли подать в суд свои же акционеры, могут в нашей стране единицы.
Появились первые российские компании, которые соответствуют требованиям американской комиссии по ценным бумагам, в частности, по раскрытию информации о собственниках. Зачем они это делают? Зачем тратят средства и переходят на стандарты отчетности US GAAP, а потом опять тратят и публикуют такие отчеты? Чтобы привлечь деньги потенциальных акционеров, размещая свои ценные бумаги на международных торговых площадках. Обратите внимание на величину и темпы капитализации МТС, «ВымпелКома», ЛУКОЙЛa, ЮКОСa. Их успехи обусловлены не только сферой деятельности, качеством внутреннего управления, то есть менеджмента, объемами добычи или количеством клиентов, но и проводимой корпоративной политикой.
Практически нет нижегородских ОАО, которые считают важным разместить на своем сайте сведения о финансовой деятельности за прошлый год, какую-либо информацию для своих же акционеров и потенциальных инвесторов. Лучшим среди «наших» компаний с точки зрения раскрытия корпоративной информации через Интернет я бы назвал сайты ОАО «Нижновэнерго» и ОАО «ВолгаТелеком» (прежнее наименование ОАО «Нижегородсвязьинформ»). Зайдите на их разделы «Акционерам», «Финансовые результаты», «Корпоративная политика», полюбопытствуйте. Отдельные (отчасти устаревшие) сведения содержатся на домашних страницах ОАО «Нижфарм», ОАО «Волга», ОАО «НБД-Банк» (простите, если кого не отметил в качестве положительного примера). Это компании, акции которых торгуются, компании, активно взаимодействующие с иностранными инвесторами, в которых знают, зачем надо становиться действительно открытыми АО.
Проблемы в сфере корпоративного управления есть во всем мире. Это стало бесспорным после 21 июля, когда произошло крупнейшее банкротство за всю историю США. Оператор телекоммуникационных сетей WorldCom Inc., контролирующая около половины мирового интернет-траффика, подала заявление о защите от кредиторов. Доходы компании с января 2001 г. по март 2002 г. были преувеличены в бухгалтерской отчетности на ,8 млрд. Признания в подделке финансовой отчетности повлекли за собой уголовное расследование и проверку со стороны государственного органа – комиссии по ценным бумагам и акциям. Американское и международное бизнес-сообщество извлечет уроки из череды банкротств, потому что на Западе в принципе знают, как делать большие деньги. А у нас?
«Деловая неделя» будет и далее вести разговор об управлении. Но нам очень важно знать ваши читательские интересы, учитывать ваши мнения, получать отклики. Пока нижегородские компании молчат, мы подготовили эту «Тему номера» при содействии Института корпоративного права и корпоративного управления (г. Москва) и Клуба региональной журналистики «Из первых уст» с использованием материалов масштабного исследования российских предприятий, проведенного Ассоциацией менеджеров, Российским институтом директоров и ФКЦБ. 
Илья Батраков, Нижний Новгород, журнал “Деловая неделя” (N 8, август 2002).

|