МИХАИЛ ДМИТРИЕВ: «ЧИНОВНИКИ ПО СТАРЫМ ДОРОЖКАМ ХОДИТЬ НЕ СМОГУТ!»
Автор: Селянченкова Елена
Регион: Братск
Тема:  Реформа государственной службы
Дата: 20.03.2003

Коррупция, в которой увязла Россия, сдерживает ее экономическое развитие. В 40 млрд. долларов в год оценил неформальное воздействие на бизнес директор экспертного института российского Союза промышленников и предпринимателей, научный руководитель ГУ «Высшая школа экономики», профессор, доктор экономических наук Евгений Ясин, выступая на заседании клуба региональной журналистики «Из первых уст». Изменить ситуацию, создать такие условия, при которых чиновник крутился бы, работал на потребителей, т.е. на нас с вами, а не на себя – это задача не одного и не двух лет. Первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ Михаил Дмитриев считает, что для этого может потребоваться смена целого поколения.

Вся мировая практика свидетельствует: богатой может стать только та страна, у которой эффективное правительство. По богатству Россия в крепких «середнячках», по эффективности правительства – где-то в конце длинного списка. Вывод напрашивается сам собой: богатыми нам не стать, если не заставить работать чиновников. Но как это сделать, находясь в Братске или Вологде? На своих-то чиновников – из родного ЖЭКа - управу найти не можем, а тут речь о государственной проблеме.

Надо отдать должное Правительству - странное оно нам на этот раз досталось, вместо того, чтобы радоваться возможностям, доставшимся от предшественников, решило не себя обогащать, а подумать о России в целом. Есть у меня серьезное подозрение, что не все Правительство такое, а только отдельные министерства и ведомства. Среди зачинщиков переворота Министерство экономического развития и торговли, которое в порядке эксперимента все новшества на собственной шкуре прокатывает. Например, систему эффективности и результативности своей работы внедрило.

Если уж расставлять силки на недобросовестных чиновников, то по всем направлениям, решили в Минэкономразвитии. И разработали комплексную реформу. На три года вперед расписан и частично закреплен законодательно (другие законопроекты на подходе) широкий набор действий. Приоритетными стали направления по внедрению гибкой и конкурсной кадровой политики, повышению оплаты труда и улучшению мотивации гражданских служащих, переносу акцентов с управления на достижение результатов, внедрению эффективных механизмов финансирования, смещению центра тяжести в борьбе с коррупцией с карательных мер на превентивные и профилактические.

В проводимой реформе центральное место отводится Населению, которое постепенно должно преобразоваться в гражданское общество. Первый шаг на этом пути – подготовка к более активному участию в судьбе чиновников.

Система, на которую предлагается перейти, подразумевает, что оценивать работу чиновников будет именно Население. Для этого разрабатываются стандарты оказания услуг. Изучим мы с вами эти стандарты, в соответствие с ними дадим оценку работе государевых людей. Выставленные баллы скажутся на размерах их заработной платы.

Населению же, вернее его представителям в лице различных гражданских институтов, надлежит участвовать в конкурсной комиссии по найму чиновников. Нельзя сказать, чтобы голос граждан предполагалось сделать решающим, но на одну треть судьба принимаемого на работу будет зависеть от них.

Успехом увенчалась попытка Министерства экономического развития и торговли открыть Населению доступ к информации, которой раньше владели только чиновники. Правительственные мужи из других министерств и ведомств, конечно же, посопротивлялись такой легкодоступности, в частности используя аргумент о незрелости и неподготовленности Населения, но смирились. Что делать, надо соответствовать тенденциям. А нам, Населению, получается, необходимо соответствовать ожиданиям реформаторов и участвовать в преобразованиях, иначе они провалятся. Михаил Дмитриев очень сильно опасается искажения сути реформ, тихого саботажа со стороны тех, на кого они направлены.

Оно и правда. Ну, скажите, зачем чиновникам доводить да нас информацию о том, что структуры гражданского общества должны будут участвовать в организации комиссий по этике и служебному поведению чиновников? Их, чиновников, конечно, обяжут нам об этом рассказать и даже организовать соответствующие комиссии. И они организуют, вопрос только как, Россия то у нас большая, за всеми не уследишь. И потом, насколько беспристрастной будет комиссия к г-ну Сидорову, если сам же г-н Сидоров участвовал в ее создании? В общем если Население хочет превратиться в гражданское общество и на деле, а не на словах покончить с коррупцией, придется постепенно брать инициативу в свои руки.

Впрочем, никаких радужных иллюзий министерство экономического развития и торговли насчет скоротечных результатов не питает. Михаил Дмитриев так и сказал, что возможно для реформирования понадобиться целое поколение. Обкатываться новые отношения будут в Чувашии, Таймырском округе, Самарской и Саратовских областях. Так и компактнее, и понятнее.

В чем первый заместитель министра абсолютно уверен, так это в том, что чиновники по старым дорожкам ходить не смогут, если, конечно же, Население им в этом «поможет». Реформа позволит снизить избыточное госрегулирование, с ее помощью будут внедрены эффективные механизмы обеспечения прозрачности государственных органов. Чиновник станет наконец-таки подотчетен Населению, которое, собственно говоря, и нанимает его на работу.  

Елена СЕЛЯНЧЕНКОВА, Братск еженедельная газета "Телесреда", январь-февраль 2003 года.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики