20 февраля 2003 года Правительством РФ был рассмотрен уточненный проект программы социально-экономического развития страны на 2003-2005 годы. По словам министра экономического развития и торговли, Германа Грефа, по сравнению с исходным текстом программы, утвержденным в июле 2001 года, в новом тексте документа уточнены некоторые прогнозные показатели, а также более четко выделены "ключевые приоритеты". Главным приоритетом новой программы будет достижение устойчивых темпов экономического роста посредством максимальной диверсификации экономики, сообщил министр.
Создание экономических программ в российском государстве является давно испытанной практикой – и как, правило, становится ответом на вопрос «как нам дальше жить». А вот исполнение этих программ - это уже вопрос второстепенный. Необходимость разработки новой программы, по словам самого главы Минэкономразвития, Германа Грефа, была вызвана тем фактом, что в предыдущей программе "много вещей, которые не были исполнены", поэтому они должны быть скорректированы.
Основным итогом успешного выполнения программы, по мнению разработчиков, станет ежегодный темп роста российской экономики, равный 4,5 %. Уровень бедности снизится с 25% в 2002 г. до 22-23% в 2005 г. Рост прямых иностранных инвестиций в национальную экономику составит 87% - с 4,0 млрд. долл. в 2002 году до 7,5 млрд. долл. в 2005 году. «Главное – будет запущен механизм экономического роста, базирующийся на повышении конкурентоспособности и диверсификации производства, социальной активности, инновационном обновлении экономики. Новый режим роста позволит снизить зависимость российской экономики от неустойчивой конъюнктуры мировых рынков сырья и обеспечит возможности поступательного повышения уровня жизни и решения назревших социальных проблем».
В целом Программа отражает довольно прогрессивно настроенные взгляды реформаторов. В Минэкономразвития признают, что в последнее время темпы преобразования российской экономики и окончательный переход к рыночной модели функционирования были замедленны. Думается, что такой убежденности не в последнюю очередь способствовал представленный в Москве осенью прошлого года доклад «Бремя государства и экономическая политика: либеральная альтернатива». Этот доклад был подготовлен Экспертным институтом под руководством известного экономиста Евгения Григорьевича Ясина, экс-министра экономки РФ, научного руководителя ГУ Высшей школы экономики. Проект профинансировал Фонд «Открытая Россия», учрежденный главой НК «Юкос», Михаилом Ходорковским.
Основная часть доклада посвящена исследованиям структуры госрасходов в российской экономике. Главной проблемой и тормозом развития нашего общества называется слишком высокая степень участия государства в экономической деятельности страны. Эта нагрузка докладчиками оценивается в целом 65 % от ВВП, из которых на бюджет расширенного правительства приходится 40%, нагрузку от госсектора 10% и 10-15% - это неформальное воздействие государства на бизнес. При таких условиях, отмечают авторы доклада, устойчивые темпы роста российской экономики невозможны. По их мнению, для России сегодня оптимальный уровень – 40 % ВВП. «Наше глубокое убеждение состоит в том, что перспектива процветания России всецело связана с тем, чтобы дать простор частной инициативе, сократить до минимума обязательства и полномочия государства, изжить связанные с ним вековые предрассудки. В этот раз модернизацию должен осуществить бизнес, а не бюрократия», - заявил Евгений Ясин на презентации доклада.
Для решения обозначенной проблемы, т.е. снижения доли государства в экономике, в докладе приведены меры, касающиеся различных аспектов социальной и экономической политики.
Так, например, предлагается снизить ставку единого социального налога на 10-11 %. По мнению докладчиков, это бы стало принципиальным шагом в снижении налогового бремени и ликвидации теневой экономики.
Предприятия и учреждения, полностью или частично находящиеся в государственной собственности, производят сегодня примерно 50 % ВВП. Авторы доклада считают, что большинство таких предприятий реально не контролируются государством и в интересах менеджеров управляются с низкой эффективностью. Ими предлагается ликвидировать ГУПы и продать большую часть госпакетов по символической цене в целях привлечения инвестиций.
Большое внимание в докладе уделено теме модернизации объектов социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры и науки. Ключевым моментом считается преобразование большинства учреждений бюджетной сферы в организации, конкурирующие на рынке за государственные и муниципальные заказы и за средства частных лиц. Важно, чтобы дотации и ассигнования на их деятельность со стороны государства имели адресный характер.
Реальным источником экономии госрасходов называется дальнейшая реформа государственной службы. Предлагается сократить численность государственных служащих вдвое и поднять среднюю зарплату в 3,5-4 раза с отменой всех натуральных привилегий. «Если человек не может жить на эти деньги, вы его вынуждаете их искать. Рассуждения наших депутатов: "А зачем им повышать зарплату, если они все равно берут взятки?" - смешны. Так они и будут их брать и возьмут гораздо больше, чем, если им платить достойную зарплату», - заметил Евгений Ясин.
В качестве борьбы против неформального воздействия государства на бизнес, которое, кстати, оценивается 40 миллиардов долларов в год, предлагается продолжить политику дерегулирования и дебюрократизации, максимально сократить функции, возлагаемые на государственные органы исполнительной власти. «Действие антибюрократического законодательства должно быть распространено на все органы власти, включая налоговую службу, таможню, правоохранительные органы», - утверждается в докладе.
Авторами работы придается большое значение дальнейшей модернизации экономки России и отходу от традиционной структуры с преобладанием энерго-сырьевого сектора. «Спрос на ресурсы в мире растет на 2-3 % в год, соответственно, при таком положении вещей мы сможем рассчитывать на экономический рост, не превышающий 2-3 % в год, а это недопустимо в нашей ситуации», - отметил экс-министр.
Многое, о чем говорится в докладе Евгения Ясина, нашло свое отражение в Программе социально экономического развития на 2003-2005 гг., разработанной в Минэкономразвития, а также в дальнейших планах развития экономики России. Так, например, по сообщению ИА «Интерфакс» от 29 января 2003 года, в отношении снижения платежей по единому социальному налогу (ЕСН) Минэкономразвития предлагает два возможных варианта.
В первом случае планируется снижение с 2005 года верхней
границы начального диапазона регрессивной шкалы ЕСН со 100 тыс. рублей в год до 50 тыс. рублей. Во втором случае предлагается поэтапное, в течение 2005-2008 годов, снижение базовой ставки ЕСН с 35,6% до 30,6% - в том числе в 2005 году на 2 процентных пункта и в последующие три года по одному процентному пункту ежегодно.
В продолжение темы нужно отметить, что не только на федеральном уровне подводят социально-экономические итоги и строят планы на будущее. 11 февраля 2003 года с докладом об основных результатах развития Новосибирской области в 2000-2002 гг. и перспективах на 2003 год выступил глава администрации НСО области Виктор Толоконский. Он отметил положительную динамику основных показателей социально-экономического развития Новосибирской области за рассматриваемый период, в том числе, рост реального объема валового регионального продукта в сопоставимых ценах составил 30,2 % (по сравнению с 1999 г.), рост объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составил более чем 59%, реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 15,5%, а реальная заработная плата с учетом роста потребительских цен за тот же период возросла на 26,8%.
В целом доклад Виктора Толоконского свидетельствует о существенном улучшении и стабилизации экономической ситуации в области, притоке инвестиций в регион, улучшении социально-экономического положения большинства граждан и других позитивных результатах. Важными и приоритетными задачами ставятся обеспечение дальнейшего роста экономики и налогооблагаемой базы, а также повышение эффективности всех сфер материального производства.
Хотелось бы верить, что положительные результаты развития отдельных регионов России действительно говорят о том, что экономические реформы не стоят на месте, что многое делается для облегчения жизни предпринимателей, для обеспечения приемлемых условий их функционирования. Ведь, в конечном счете, сильная экономика и благополучие в социальной сфере тесно взаимосвязаны – чем сильнее бизнес, тем больше собирается налогов, а значит, больше расходов государства на социальные нужды. 
Виктория КОКОРИЧ, Новосибирск
«Труд-7», 20.03.-26.03.2003

|