УЛИЦА РАЗБИТЫХ ЗАПЧАСТЕЙ-2
Автор: Купчинский Олег
Регион: Барнаул
Тема:  Экономика
Дата: 24.03.2003

Портрет явления

Вагончик тронется. А кто останется?

В прошлом номере мы рассказали о том, как ОАО «Алтайвагон» - новый собственник завода запчастей возрождает предприятие для организации там собственного литейного производства. Заводу запчастей повезло. Но далеко не каждое предприятие «подбирает» инвестор. В каком-то смысле алтайская промышленность напоминает одну большую запчасть, которую уже давно никто не берет. Потому что давно сняли с производства машины, для которых она предназначалась. А другие запчасти у нас так и не освоили…

Как говорится, и поезд ушел, и рельсы разобрали.

Самый яркий пример – судьба завода синтетического волокна. В 18 линий новейшего оборудования аккурат перед распадом СССР было вложено почти полтора миллиарда рублей. А потом – проблемы со сбытом, потеря рынка. Сейчас ЗСВ – это пять огромных пустых цехов. Живая иллюстрация того, до чего доводит госуправление. Ведь краевая администрация сохранила за собой контрольный пакет - 56 % акций (3 миллиона 600 тысяч рублей). Однако не делалось ничего для поиска нормального собственника или хотя бы для того, чтобы ценнейшее оборудование не растаскивалось. За эти годы алтайские предприниматели не раз пытались купить предприятие, были реальные проекты его возрождения. Однако власти не решились продать завод, видимо, рассчитывая на приход инвесторов покрупнее. Время шло, народ с предприятия разбегался, оборудование растаскивалось и ветшало. «Мы не собственники, а держатели акций» - всякий раз отвечали чиновники работникам предприятия в ответ на просьбы вмешаться в ситуацию.

Теперь под вопросом и судьба аналогичного по профилю предприятия – комбината химволокон. Еще в советское время предполагалось, что комбинат трансформируется в более современный ЗСВ, работники просто перешли бы на другой объект – и все. А теперь КХВ существует только за счет того, что является «дочкой» крупнейшего алтайского предприятия «Алтай-кокс» и получает от него сырье (полиамидную нить) и электроэнергию по условным – заниженным – ценам.

Барнаульские шины - неконкурентоспособны

Еще один аналогичный сюжет – Барнаульский шинный завод. Конец прошлого года Барнаул сотрясали забастовки многотысячного коллектива предприятия, несколько месяцев сидящего без зарплаты. За долги было отключено электричество и тепло. Стачком даже предлагал в знак протеста перекрыть Ленинский проспект. Но это было бы сотрясание воздуха и выхлоп не по адресу. Из какой бездонной бочки мэрия возьмет денег для частной компании, если ее продукция просто не пользуется спросом? «Шинный – еще одна запущенная болезнь, - таково мнение президента краевого союза промышлеников Александра Бородина. – Изначально не надо было разворачивать в Барнауле производство шин при наличии в стране 12 шинных заводов. К тому же они плохого качества и, по большому счету, никому не нужны».

В 2000 – 2001 годах завод работал со значительными убытками. Намечаемые мероприятия по техперевооружению выливались в пять лет и в 600 миллионов рублей. Нужно было вывести часть оборудования, освободиться от социальной сферы, а главное – избавиться от бартерных схем и все перевести на денежные расчеты. Нужно было иметь 161,6 млн. оборотных средств. Однако мешала громадная кредиторская задолженность. В реструктуризацию БШЗ не попал, потому что не мог реструктиризировать свой долг. По постановлению правительства 1 января 2001 года он был объявлен банкротом. Тогда была образована Алтайская шинная компания. В нее по технологической цепочке входят завод техуглерода и Шинный завод. «Нефтехимтранс» - собственник завода техуглерода - должен был внести 161 миллион живыми деньгами. Но «Нефтехимтранс» этих денег не внес. Итог – полное банкротство и долг только энергетикам 13 миллионов.

«Хозяева – московская финансовая группа - проявили несостоятельность, не смогли работать с чистого листа, когда образовалась шинная компания. – Так оценивает ситуацию вице-губернатор края Семен Байкалов. - Мы сделали им предложение и нашли инвесторов, которые готовы купить Шинную компанию. Это РАТМ, новосибирская компания, которая уже владеет Искитимским цементным заводом. Сейчас они не могут сойтись в цене. Но хозяева должны радоваться, что им дали хоть такую сумму…»

«Долги погасим 1 апреля»

Другая точка спада – барнаульский завод «Трансмаш». Два года назад он вроде бы нашел партнера – «Автоваз» – и договорился о поставках дизеля для автомобиля «Ока». Потом предприятие изрядно потрясло из-за атаки одной из уральских преступных группировок, желавших установить над ним контроль. А с этого года на автогиганте отказались от услуг барнаульских моторостроителей. Лихорадит моторный завод, РТИ, бийские предприятия «Полиэкс» и олеумный завод.

На последнем, как и на шинном – солидные долги по зарплате. 12 марта прошел общезаводской митинг. «Мы обещаем погасить часть долга 1 апреля» - заявил представитель администрации. Заводчане расценили это как неудачную шутку, но на всякий случай поверили. Но в случае невыполнения этого обещания 1 апреля начнется бессрочная забастовка.

Контекст:

Алтайская промышленность в цифрах. Итоги 2002 года:

Электроэнергетика – 96,5%, химия и нефтехимия – 65,7%, машиностроение – 85,4

легкая промышленность – 65,7,

Предприятия, которые повлияли на спад:

Шинный завод (30,8%, - 418 млн.)

Химволокно (76,3%, - 97 млн.)

Олеумный (90,5%, 137 млн.)

Вместе – 652 миллиона.

Машиностроение:

Трансмаш (72,3%, - 192

Тракторный (50,9%, - 747

Алтайдизель (74,9, - 285

Итого: минус 1 млрд, 224 млн.

А кто на подъеме?

Алтайхимпром (121,2%), прирост 66 млн.

Алтайкокс (114,9 %), прирост 571 млн.

Алтайвитамины (117,2%), прирост 90 млн.

Меланжевый комбинат (120,9%), прирост 47млн.

Геофизика (188,7%), прирост 42 млн.

Финансовый результат:

Промышленность: 434 млн. рублей прибыль. Все дала пищевая и мукомольно-крупяная. Пищевая – 394 млн, мукомольно-крупяная – 226 млн.

Убытки – электроэнергетика (183 млн), химия и нефтехимия (176 млн), машиностроение (10 млн).

49,6 % предприятий были убыточны (убытки 1 млрд. 283 млн. рублей).

Оборотные активы промышленности – 19 705 млн. Кредиторская задолженность – 16 978 млн. Дебиторская – 9.455 млн. Почти все оборотные активы сформированы за счет кредиторской задолженности. Это одна из причин убыточности предприятий. Собственных оборотных активов нет, берутся заемные, за которые нужно платить проценты.

Средняя заработная плата на Алтае за декабрь 2002 года:

Промышленность – 3307 руб. В т. ч. энергетика – 5645, черная металлургия – 6023, химия и нефтехимия –3531, машиностроение – 2769, легкая промышленность – 1665. Задолженность снизилась по сравнению с 2001 годом, но составляет 219,3 млн. руб.

Компетентно

Алексей Клешко, кандидат экономических наук:

«Мы стали заложниками индустриального пути развития Сибири.

Слишком мало интеллекта вложено в нашу промышленность, ее доля в стоимости продукции чрезвычайно низка»…

Михаил Литвяков, руководитель консалтинговой компании «Рацио – маркет - бюро»:

«Краевые власти и руководители предприятий опоздали с реформами лет на десять.

Уже тогда было понятно, что будущего у наших предприятий и его продукции, при существующей технологической базе, нет. Однако шли многолетние разговоры об инвестициях и ожидания господдержки, создавались безумные прожекты, открывались представительства Алтая на Кипре и даже в Аргентине. Естественно, туда два раза в год ездили делегации из чиновников. Сколько денег ухлопали, а результат нулевой! Сегодня цена вопроса совершенно иная. Проблему придется решать с куда большей кровью. Не исключены и социальные потрясения».

Николай Рыжак, председатель комитета Краевого Совета по бюджету, налогам и кредитной политике, руководитель ОАО «Алтайкровля»:

«При наших законах пустить инвестора – это риск потерять контроль над предприятием. Когда нам предлагают инвестиции, то ставят и определенные условия, которые не всегда совпадают с мнением собственника. Сейчас мы строим целлюлозное производство. В последние годы никто в России этого не делает.Очень тяжело, но стороннего инвестора мы не хотим. Почему? Как можно, имея 6 с половиной миллиардов свободных денег, не принять закон по ренте, которая могла бы решить многие проблемы?»

Александр Бородин, президент краевого союза промышленников:

надо ускоренно искать собственников и инвесторов для более-менее перспективаных производств, сливать их с крупнейшими компаниями…»

Реорганизация – для повышения инвестиционной привлекательности

По пути, указанному Бородиным, идет ОАО «Сибэнергомаш». 18 апреля здесь пройдет общее собрание акционеров. На повестке дня – вопрос о присоединении предприятия к ОАО «Энергомашкорпорации». Барнаульское предприятие становится филиалом московской компании. «Энергомашкорпорация» владеет 75 –процентным пакетом акций котельного завода (еще 15 процентов принадлежит гражданину Китая, а 10 – миноритарным акционерам). По мнению менеджеров корпорации, усложненная схема отношений между двумя предприятиями усложняет и эффективное управление процессом производства, финансовыми потоками и кадровой политикой. Новая политика должна упорядочить портфель бизнесов. «Объединение активов котельной группы должно стать первым этапом реструктуризации, - рассказывает генеральный директор «Сибэнергомаша» Иван Конев. – Будет создано предприятие с активами свыше 7, 5 миллиардов рублей. Мы наметили программу интеграции по отраслевым сегментам. Это сделает компанию более прозрачной в глазах инвесторов и повысит ее инвестиционную привлекательность. Несмотря на рост прибыли (177% за первое полугодие 2002 года), акции предприятий группы неликвидны. Они не вызывают большого интереса у инвесторов. Пока они не воспринимают разрозненные предприятия группы как единую бизнес-структуру…».

Против слияния не против и миноритарные акционеры – объединение должно повысить ликвидность и общую стоимость акций. Коэффициент конвертации акций - 0,27. Если акционеры не пожелают участвовать в реорганизации, они смогут продать свои акции акционерному обществу по рыночной цене, которая утверждена советом директоров. Выкупная цена одной акции – 344 рубля 25 копеек.

Компетентно

Александр Бородин:

«Алтайская экономика отстала системно – высоки энергетическая и транспортная составляющая в себестоимости продукции - и по ключевым компетенциям. Нет спроса на продукцию, высока ее себестоимость, нет денег на техническое перевооружение, нет серьезного интереса у инвесторов, нет стимула хорошо работать у персонала. Ведь средняя зарплата в машиностроении – всего 2700 рублей.

Я думаю, что оптимальный вариант развития событий для лежащих на боку заводов – те производства, которые никому не нужны, надо просто раздробить, продать все, что можно продать, включая «социалку». Администрации – краевая и городская – должна смириться с тем, что ряд предприятий мы безвозвратно потеряли, не морочить людям головы пустыми обещаниями, не затягивать дальше время и реализовать программу переквалификации и трудоустройства их сотрудников. Если, конечно, они на это пойдут в предвыборный год».  

Олег КУПЧИНСКИЙ, Барнаул Опубликовано в «Комсомольской правде» на Алтае» 15 марта 2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики