К огорчению региональных лидеров, на прошлой неделе законопроекты заместителя руководителя администрации президента РФ Дмитрия Козака с легкостью прошли первое чтение в Госдуме. Возможно, уже через месяц Дума рассмотрит поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы, необходимые для финансового обеспечения новых полномочий органов местного самоуправления.
Для регионов, где реформа местного самоуправления уже началась, это, реальная возможность увеличить собственные доходы муниципальных образований. Накануне второго чтения вокруг реформы региональной власти, очевидно, можно ожидать новых баталий.
То, что законопроекты о реформе региональной власти и местного самоуправления довольно легко прошли первое чтение в Госдуме, вовсе не означает полного согласия депутатского корпуса с действиями реформаторов. Как сказал в интервью «КС» Депутат Госдумы Александр Фомин, большинство его коллег проголосовали «за» с условием, что до 1 апреля правительство сформирует и внесет на рассмотрение в Думу пакет поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы. Иначе второе чтение может пройти далеко не так гладко, как первое. «Поправки должны разграничить налоговые поступления между центром, регионами и муниципальными образованиями. При этом в муниципальной казне должны остаться как минимум налог на землю, налог на имущество и подоходный налог, которые сейчас отчисляются в бюджеты других уровней», — сказал депутат. Пока же в ведении муниципалитетов остаются, главным образом, вмененный налог и налог с продаж, а они регулярностью поступлений не отличаются и не способны обеспечить самостоятельное существование муниципалитетов.
По подсчетам депутатов комитета по бюджетной политике Новосибирского облсовета (Новосибирская область первой в России в порядке эксперимента перешла на новые принципы межбюджетных отношений), предлагаемые изменения в налоговом законодательстве позволили бы увеличить собственные доходы муниципалитетов более чем на 2 млрд рублей. Это было бы прорывом в нынешней патовой ситуации: по итогам первого месяца новых межбюджетных отношений в Новосибирской области из 460 муниципальных образований лишь 12 выполнили план сбора собственных доходов — те, которые являются самостоятельными уже не первый год. По мнению начальника областного управления финансов и налоговой политики Сергея Аксененко, в подавляющем большинстве муниципалитеты не готовы к работе в новых условиях. По его словам, руководители органов местного самоуправления не всегда способны даже оформить надлежащим образом денежные поступления в свой бюджет, а тем более — планировать финансовые операции заранее.
С другой стороны, областные власти согласны с тем, что возможности муниципальных образований в плане сбора собственных доходов были недостаточно изучены при планировании местных бюджетов. Не учтен, к примеру, тот факт, что многие предприятия накануне реформы перерегистрировались и платят налоги в муниципальный бюджет, а не в районный, как раньше. Кроме того, как уже сообщал «КС», размер собственных доходов муниципалитетов, как и объем финансовой помощи из облбюджета определялся скорее интуитивно — исходя из расчета доходов территорий в прошлые годы с поправкой на инфляцию.
Словом, в Новосибирской области муниципальная реформа уже выглядит не столько политическим, сколько экономическим процессом.
Зато крайне политизированным остается второй законопроект, также принятый Госдумой в первом чтении 21 февраля, — «Об организации исполнительных и законодательных органов власти», который в главе 7 определяет механизм введения в регионах «временных федеральных администраций». «КС» стали известны некоторые подробности внесения этой самой спорной на сегодня поправки. Как заявила на селекторной пресс-конференции президент московского фонда «Институт экономики города» и эксперт в области муниципальной реформы Надежда Косарева, «нас тоже не устраивает эта часть законопроекта. но все поправки рассматривались в пакете». По ее словам, еще ранних стадиях обсуждения об законов реформаторы выдвинули условие: разрешите нам ввод временные федеральные администрации в регионах, и мы обусловим подобную меру в муниципалитетах. «Что делать, написание конов нередко является предметом торга», — резюмировала Надежда Косарева. Остается предположить, что торг еще не окончен. «КС» будет следить за развитием событий. 
Ольга КОЛОМЕЙЦЕВА, Новосибирск
«Континент Сибирь», №7, февраль 2003 года

|