ВОЙНА СЕВЕРА И ЮГА: ПЯТЬ ВЕРСИЙ
Автор: Луканкина Татьяна
Регион: Ангарск
Тема:  Сырьевые отрасли
Дата: 25.03.2003

РАЗ ТРУБА, ДВА ТРУБА

Это лето стало для научной и экологической общественности региона горячим. В июле нефтяная компания ЮКОС в Иркутской, Читинской областях и Бурятии провела общественные слушания по проекту строительства нефтепровода из России в Китай. Следом акционерная компания Транснефть представила свой проект строительства нефтепровода для транспортировки российской нефти в страны АТР. Эти проекты объединяет лишь общая отправная точка – город Ангарск, где сейчас заканчивается российская трубопроводная система, и единая ресурсная база – нефть Западной и Восточной Сибири. В остальном это совершенно разные, абсолютно не родственные, и более того, конкурирующие между собой проекты. (см. справку)

Впервые жителям сибирских регионов пришлось обсуждать возведение колоссальных индустриальных объектов на стадии предпроектной подготовки. Прежде, в «лучших» традициях социализма, суждения общественности не играли никакой роли в громадье правительственных планов, хотя интересы государства крайне редко совпадали с интересами народа. Говорят, Никита Хрущев, не признающий никаких авторитетов, прежде чем решиться на строительство Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, все же интересовался мнением сибирских ученых. Однако широкая общественность к проблемам БЦБК подключилась значительно позже и вовсе не по властной инициативе генсекретарей.

Но вернемся к новым мега-проектам нефтяников. На этот раз общественность реализовала свое право на свободный полет мысли, за что не раз благодарила организаторов обсуждения. Тем не менее, нельзя сказать, что авторы нефтепроводных проектов сполна удовлетворили ее интерес. Напротив, после череды презентаций, совещаний, слушаний общественность окончательно запуталась. И вопросов в результате этой массированной атаки осталось едва ли не больше, чем ответов.

ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Почему-то особенно подозрительным общественности показалось участие в обоих проектах одних и тех же лиц. В роли соавтора НК ЮКОС по южному проекту выступает Транснефть, в роли генерального проектировщика – «дочка» Транснефти - институт «Гипротрубопровод». Заказчиком северного проекта снова является Транснефть, проектировщиком – опять Гипротрубопровод. Это раздвоение никак не дает общественникам покоя. «Транснефть раскололась на меньшевиков и большевиков, - предполагает вице-президент «Байкальского экологического парламента» Геннадий Кондобаев. – Иначе почему, защищая северный проект, ее специалисты утверждают, что знать не знают южного?»

Спешим успокоить Геннадия Сергеевича и иже с ним. На самом деле семейный ларчик Транснефти и Гипротрубопровода открывается просто. «Мать» – это государственная компания по транспорту нефти. В ее собственности находится вся система нефтепроводов России – 48600 километров. И новый нефтепровод, в каком бы направлении он не был проведен, ляжет на баланс Транснефти.

«Дочка» – единственный в стране институт по проектированию магистральных нефтепроводов. По проектам Гипротрубопровода построены почти все нефтепроводы бывшего Советского Союза. Знаменитую систему «Дружба» по перекачке российской нефти в Европу так же проектировал никто иной, как Гипротрубопровод. К чести наших инженеров, европейцы весьма довольны их работой. За сорок лет «Дружба» зарекомендовала себя с самой лучшей стороны.

Так что участие государственной нефтепроводной компании и государственного проектного института в обоих проектах закономерно. А попытку скрыть свою причастность к китайской трубе мы им простим. В конце концов, они не обязаны пиарить альтернативный проект.

КОНКУРЕНТЫ ИЛИ ПАРТНЕРЫ?

Хотя в деловых кругах уже высказывалось предположение, что южному и северному проекту не век быть по разные стороны баррикад (точнее по разным берегам Байкала).

«Конкуренция между проектами НК ЮКОСа «Ангарск-Дацин» и Транснефти «Ангарск-Находка» неизбежна, но временна, - считает председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области Юрий Фалейчик. - Она необходима, чтобы каждый хорошо понимал цену своей идеи. Однако проекты могут быть объединены на основе той трубы, которая пройдет первой. Для меня очевидно, что первым будет построен нефтепровод в Китай. И ничто не мешает продолжить его по Транссибу до Находки с тем, чтобы расширить рынки сбыта за счет стран Юго-Восточной Азии». (см. справку)

Вариант с продолжением российско-китайской трубы до морских границ России прорисовывался уже тогда, когда туманные межправительственные договоренности только-только обрели материальную оболочку конкретных соглашений. Год назад, на четвертой международной нефтегазовой выставке в Шанхае, начальник департамента «Транснефти» Игорь Козин, отвечая на вопросы журналистов, описал именно такой маршрут. Он назвал даже конкретные параметры будущего нефтепровода: мощность – 90 миллионов тонн в год, стоимость 4-5 миллиардов долларов. Не известно, из каких соображений Транснефть свернула с пути истинного и в спешке начала двигать в массы совершенно новую идею.

«Мне не понятно, почему проектировщики нефтепровода «Ангарск-Находка» не рассматривают вариант, когда трубу до Японского моря можно в районе Читы подключить к магистрали «Ангарск-Дацин», - недоумевает директор Института лимнологии Михаил Грачев. - Зачем лезть с нефтяной трубой на север Байкала? Места там не населенные. Вертолет стоит две тысячи долларов в час!»

ПРОГНОЗ НА ЗАВТРА

«Я уверен, что трубопровод на Дальний Восток не будет построен», - заявляет Председатель правления ОАО «НК ЮКОС» Михаил Ходорковский. По мнению главы ЮКОСа, на то есть «элементарные экономические соображения». Для вывода проекта «Ангарск-Находка» на рентабельность потребуется 1 миллиард тонн нефти. Запасы основных нефтяных месторождений Восточной Сибири: Верхнечонского и Талаканского – составляют 260 миллионов тонн. Гнать к Тихому океану нефть Западной Сибири невыгодно. Чем Транснефть будет заполнять свою трубу, неизвестно.

Не исключено, что северная труба не получит и денег на строительство. Основной кандидат на роль инвестора – в силу наличия ресурсной базы все та же НК ЮКОС – официально отказался от всякого участия в этом проекте. На помощь китайцев рассчитывать не приходится. Они сразу заявили, что строительство северной трубы никак не перекликается с их интересами. На общественных слушаниях руководитель проекта Владимир Суханов заверил, что работы будут вестись на деньги Транснефти или на заемные средства. Но слишком уж велика сумма кредита. Да еще в освоение сибирских месторождений тоже нужно вложить немалые средства. По оценкам Ходорковского, на это потребуется не меньше 50 миллиардов долларов.

Есть еще один сомнительный момент в северном проекте. Нужна ли сейчас странам АТР наша нефть? Китай дал России гарантии на покупку нефти в течении 25 лет, причем по ценам, привязанным к мировым. Ни Япония, ни Корея таких обязательств на себя не брали. У них под боком сахалинский шельф, с которого уже через три года будет поступать нефть. Совершенно ясно, что себестоимость нефти, добытой на шельфе, будет во много раз ниже, чем себестоимость нефти, доставленной по трубе из Восточной Сибири. А если цена на мировых рынках упадет ниже 16 долларов за баррель, что вполне реально, тогда сама добыча нефти становится невыгодной, а уж ее транспортировка через полстраны тем более.

СТОЙ! КТО ИДЕТ?

Понятно, что мечта любой трубопроводной компании тянуть дальше, везти больше. Ясно так же, что грандиозный проект, озвученный Транснефтью, не более, чем красивая идея. Кто ее автор, не известно. На общественных слушаниях по северному проекту Транснефть при каждом удобном случае подчеркивала свою государственность и активно цитировала президента Путина. Однако государство вряд ли подвигло ее на эту авантюру. Настоящим автором такого проекта может быть только частный капитал. Чей? На этот вопрос пока нет ответа. Об этом молчат и заказчик нефтепровода «Ангарск-Находка» АК Транснефть, и его разработчик институт «Гипротрубопровод». Поэтому нам остается только выстраивать версии.

Версия 1. Нет сомнений, что строительство нефтепровода с выходом на восточные границы России задумано в пику российско-китайскому проекту. Китаю во что бы то ни стало нужен нефтепровод. Через каких-нибудь шесть-семь лет Китай будет закупать столько нефти, сколько добывает сам. Сейчас вся импортная нефть приходит в КНР морем. Большая часть – из стран неспокойного Ближнего Востока. Естественно, что китайцы энергично ищут более надежных поставщиков и более надежный способ транспортировки черного золота.

К этому его вынуждает колоссальный экономический рост. В последние двадцать лет экономический рост КНР ежегодно составляет 8-11%. Если правительство Китая решит энергетические проблемы, галопирующий рост китайской экономики уже нельзя будет обуздать. Китайская идея фикс: к 2030, самое позднее – к 2050 году стать первой державой мира по экономической мощи. Хотя уже к 2010 году ВВП США будет оцениваться в 1,5 триллиона долларов, а ВВП Китая в 10,6 триллионов!

У Китая есть так называемая стратегия прорыва. Суть ее в том, чтобы вывести на мировой рынок китайские компании и начать планомерное вытеснение с арены 500 крупнейших транснациональных корпораций. Такая перспектива заставляет нервничать транснациональные корпорации, капитал которых порою превышает национальные богатства нескольких стран вместе взятых. Не исключено, что появление северного нефтепроводного проекта – не что иное, как попытка любыми способами препятствовать китайской экспансии.

Версия 2. В последние годы высокая цена на нефть позволила нефтяным компаниям вложить приличные деньги в приобретение новых месторождений, в их разведку и добычу. Нефтянка стала самой динамично развивающейся отраслью промышленности и локомотивом для всей экономики страны. У России появился шанс нарастить производство нефти до показателей рекордного 1988 года и стать крупным игроком на нефтяном мировом рынке. Пока осуществлению этих планов мешают две вещи: ограниченность рынков сбыта (см. справку) и недостаток экспортных мощностей. Нефтепровод «Ангарск-Дацин» поможет решить обе эти проблемы и открыть перед нашими нефтяниками путь к новым трудовым подвигам. Эта идея вряд ли пришлась по душе иностранным нефтегазовым корпорациям. И они пытаются переключить внимание русских коллег на непроходной проект, завернув его в красивую упаковку.

Версия 3. Пока российская нефтянка выходила из крутого пике, состоялся некий передел мирового рынка. В том же Китае транснациональные компании преследуют свои интересы. Например, англо-американская «Бритиш петролеум» владеет пакетом акций «Петро-Чайна», дочерней компании КННК - партнера НК ЮКОС по нефтепроводному проекту. «Би-Пи» активно скупает автозаправочные станции, участвует в предприятиях нефтепереработки и сбыта, стремится инвестировать миллионы в нефтяную промышленность Китая. Китайские власти не разглашают имена поставщиков нефти. Но среди них наверняка есть и «Би-Пи». Продавая КНР свою, положим, индонезийскую нефть, англо-американцы, естественно, не испытывают восторга от того, что Китай стал заглядываться на Россию.

Возможно, эта версия выглядит неправдоподобной. Но давайте вспомним историю Кавыкты. Еще три года назад этот проект называли самым перспективным, но с тех пор дело мало сдвинулось с мертвой точки. Распространено мнение, что «Бритиш Петролеум» специально зашла в этот проект, чтобы тормозить его. Свое бездействие представители "Би-Пи" объясняют тем, что в Китае еще не создана инфраструктура для приема российского газа. А сами в это время заключают с КНР договор на добычу газа на китайских месторождениях.

Не будем забывать и о том, что сейчас «Бритиш Петролеум» поставляет в Китай свой сжиженный газ. Пока это не самый дешевый источник энергии. Как только КНР в достаточном количестве начнет получать российскую нефть, закупка импортного газа может снизиться. Тем более, что в последнее время об острых потребностях в газе Китай стал говорить менее уверенно.

Версия 4. В Ковыктинском проекте с интересами «Бритиш Петролеум» удивительным образом совпали интересы Тюменской нефтяной компании. ТНК неоднократно заявляла о своем намерении продаться крупной западной корпорации. Есть предположение, что этой корпорацией станет именно «Би-Пи». Таким образом, «тюменцы» могут препятствовать реализации российско-китайского проекта из солидарности с кандидатом на «руку и сердце».

К тому же ТНК и ЮКОС – давние конкуренты. И если раньше отношения двух НК не выходили за рамки приличий, то в последнее время они стали открыто враждебными. Особенно это стало заметным после битвы за газодобывающее предприятие "Роспан". Михаил Ходорковский тогда высказался в прессе о методах ТНК, скупающей кредиторскую задолженность обанкротившегося предприятия. Кончилось тем, что НК ЮКОС заплатил 121 миллион долларов за 100-процентный контроль над «Роспаном» и прекртил процедуру банкротства предприятия. Позднее ТНК купила у ЮКОСа 44% акций "Роспана", но обиды не простила.

Интересы компаний пересекались не раз. Сейчас от них ждут активных действий в отношении Верхнечонского и Талаканского месторождений. «Тюменцы» - акционеры компании, владеющей лицензией на Верхнюю Чону. ЮКОС – основной претендент на получение лицензии на Талакан. Совершенно очевидно, что комплексная разработка месторождений значительно повысит их инвестиционную привлекательность и экономическую эффективность. Но осуществить такой крупномасштабный проект в одиночку не возможно.

Тема участия ТНК в лицензионном конкурсе по Талаканскому месторождению в СМИ уже возникала. Победа в конкурсе для «тюменцев» маловероятна. Скорее это возможность попортить конкуренту кровь. Тем не менее, если ТНК заявила о своем намерении заполучить Талакан, значит и строительство нефтепровода до Находки может быть ее идеей. Иначе куда она будет сбывать верхнечонскую и талаканскую нефть? Наполнять юкосовскую трубу в Китай гордость не позволит.

Версия 5. Проект «Ангарск-Находка», вполне возможно, плод коллективных усилий российских НК. В конце концов, проблема сбыта стоит не только перед НК ЮКОС – почти все крупные компании активно наращивают добычу.

Хотя идея строительства нефтепровода в Китай принадлежит Ходорковскому, любая из российских компаний беспрепятственно может поставлять в Поднебесную сырую нефть. Свои намерения НК должны подкрепить безотзывными гарантиями на поставляемые объемы на 25-летний срок, а так же участием в финансировании проектирования и строительства трубопровода. Однако до сих пор таких гарантий не предоставила ни одна российская компания. Скорее всего, им не дает покоя тот факт, что ЮКОС застолбил за собой место оператора и половину всего объема перекачиваемой через трубу нефти.

Справка:

Нефтепровод «Ангарск-Дацин»

Проект строительства нефтепровода по маршруту Ангарск-Забайкальск-Дацин инициирован нефтяной компанией ЮКОС. Цель проекта – обеспечение поставок в Китай российской нефти с месторождений Западной и Восточной Сибири, а также республики Саха (Якутия).

Первое межправительственное соглашение, в котором одной строчкой была прописана идея сооружения нефтепровода из сибирских регионов в КНР, завизировано в 1996 году. Генеральное Соглашение о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта подписано 8 сентября 2001 года во время шестой регулярной встречи глав правительств России и Китая в Санкт-Петербурге. С российской стороны соглашение подписали представители ОАО «НК ЮКОС» и ОАО «Транснефть», с китайской стороны – представитель китайской национальной нефтегазовой корпорации. Строительство планируется начать в июле 2003 года и завершить до конца 2005 года.

Протяженность нефтепровода составит 2247 километров, в том числе по России (Иркутская область, республика Бурятия, Читинская область) – 1452 километра, по Китаю – 795 километров. Объем перекачки составит 20 миллионов тонн в год в период с 2005 по 209 год и 30 миллионов тонн в год, начиная с 2010 года. Предполагаемый срок действия проекта – не менее 25 лет.

Реализация проекта оценивается в 2 миллиарда долларов. Необходимые средства планируется привлечь на международном рынке под гарантии поставок нефти НК ЮКОС. Китайская сторона выразила готовность участвовать в финансировании российской части проекта.

Справка:

Нефтепровод «Ангарск-Находка»

Нефтепровод предназначен для транспортировки нефти с месторождений Западной и Восточной Сибири через нефтяной терминал на Японском море в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Работы по проекту ведутся на основании поручения Президента РФ от 17 июля 2001 года и Декларации о намерениях, рассмотренной и одобренной техническим советом ОАО «АК «Транснефть» 22 марта 2002 года. Сроки строительства: 2002-2008 годы.

Протяженность нефтепровода по маршруту Ангарск-Казачинское-Тында-Хабаровск-бухта Перевозная составляет 3884,8 километра. Трасса проходит по Иркутской области, республике Бурятия, Читинской области, Амурской области, Еврейской автономной области, Хабаровскому краю, Приморскому краю.

В соответствие с техническим заданием, объем перекачки нефти определен начиная с 2008 года – 30 миллионов тонн в год, с 2010 – 50 миллионов тонн в год.

Инвестиционные затраты предположительно составят 5 миллиардов долларов. Источники финансирования – кредит под оборотные средства Транснефти.

Справка:

Потребление нефти в АТР

За последнее десятилетие ХХ века потребление нефти и нефтепродуктов в Азиатско-Тихоокеанском регионе возросло более чем на 350 миллионов тонн в год. За 1989-2000 годы рост составил 57%. Доля АТР в мировом потреблении нефти выросла с 20% до 27,7%. Это наиболее перспективный рынок сбыта нефти. Основные потребители: Китая, Япония, Южная Корея.

Согласно прогнозу Администрации энергетической информации при Департаменте энергетики США, наиболее высокими темпами спрос на нефть будет расти в Китае. Причем прирост потребления нефти в Китае по пессимистическому сценарию будет превышать прирост потребления нефти в Японии и Южной Корее по оптимистическому прогнозу. За период с 2005 по 2010 год потребление нефти Китаем вырастет со 115 до 355 миллионов тон в год, потребление Японии и Южной Кореи – с 15 до 95 миллионов тонн в год. В 2010 году импорт нефти в КНР составит 50% от потребностей страны.

Справка:

Добыча нефти в России. Сбыт

Во времена Советского Союза Россия добывала 650 миллионов тонн нефти в год. Пик пришелся на 1988 год. На момент распада СССР Россия производила 450 миллионов тонн. В 2000 году Россия добыла 247 миллионов тонн. Прогноз на 2001 год - 370 миллионов тонн. К 2010 году с учетом добычи на шельфе Россия сможет производить 440 миллионов тонн.

Россия впервые попала в ситуацию, когда мощности экспортных нефтепроводов становятся препятствием к развитию нефтедобычи. Компания «Транснефть», которая контролирует все нефтепотоки в стране, имеет примерно 160 миллионов тонн экспортных мощностей.

Собственные потребности РФ в сырой нефти сейчас составляют примерно 105 миллионов тонн, к 2010 году – 140 миллионов тонн.

Примерно половина мировых запасов углеводородов лежит в недрах Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, Ирана, Абу Дэби. Себестоимость добычи в этих странах в два раза ниже, чем в России.

Россия контролирует около 10% европейского рынка нефти и очень слабо влияет на мировой нефтяной рынок. Сейчас экспорт российской нефти в Европу составляет около 200 миллионов тонн. К 2010 году он возрастет максимум на 50 миллионов тонн.

В США прием российской нефти в больших объемах не ожидается. К тому же для экспорта нефти в Америку Россия не располагает глубоководными портами.

По оценкам экспертов, через десять лет экспорт на Восток составит 20 миллионов тонн, в Китай – 30 миллионов тонн в год.  

Татьяна ЛУКАНКИНА, Ангарск Общественно-политический журнал «Бизнес-класс» (выходит без определенной периодичности), сентябрь 2002 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики