Резко снижающаяся численность населения в России вынуждает срочно менять действующие законы. Сейчас в Государственной думе идет обсуждение целого ряда основополагающих законопроектов. От того, насколько они будут продуманными и эффективными, в прямом смысле зависит судьба России. Тот факт, что это не громкие слова, доказывает резко изменившаяся за последнее десятилетие демографическая ситуация в стране.
“Ножницы” для России
Точные данные о количестве жителей России можно будет получить лишь по результатам предстоящей переписи населения, но уже сейчас очевидны главные тенденции. На состоявшемся недавно в Москве семинаре для журналистов министр труда и социального развития Александр Починок прокомментировал основные из них. Эти данные любопытны еще и потому, что очень долгое время подобная информация считалась закрытой.
Итак. Основной постулат состоит в том, что за последнее десятилетие в России резко сократилась численность населения.
В подавляющем большинстве регионов России наблюдается сокращение рождаемости. За девяностые годы вполовину уменьшилось население Чукотской области, на 35 процентов сократилось число жителей в Магаданской области, на 18 процентов — в Якутии, на Сахалине, Камчатке.
Если до 1970 года численность населения России росла и достигла 148 миллионов, то с начала девяностых отмечалось сокращение на 700—800 тысяч человек ежегодно. По прогнозам, к 2016 году число жителей в стране не будет превышать 134,4 миллиона человек.
Для того чтобы сохранялась нормальная демографическая обстановка, коэффициент рождаемости должен равняться 2,15. Сейчас в большинстве субъектов Федерации он меньше единицы. Наиболее высок этот показатель в Дагестане (2,13), Ингушетии (2,39), Бурятии (2).
Еще одним фактором, влияющим на сокращение числа жителей России, стала резко снижающаяся продолжительность жизни, особенно у мужчин. Сейчас средняя продолжительность жизни мужчин равняется 59,7 года, в то время как пенсионный возраст наступает в 60 лет. То есть большинство не доживают до пенсии.
Наиболее высока смертность в трудоспособном возрасте. Из-за болезней системы кровообращения умирают 55 процентов людей, от несчастных случаев и отравлений — 14, от раковых опухолей — 14 процентов. Причем среди несчастных случаев “лидируют” самоубийства — 31 процент, отравления алкоголем — 10 процентов, транспортные травмы — 12,7, утопления — более 5 процентов.
В отдельные годы регистрировалось по 300—400 тысяч смертельных случаев от отравления алкогольными суррогатами. Также ежегодно тонут в водоемах и собственных ванных, как правило, в состоянии алкогольного опьянения, около 17 тысяч человек. То есть больше, чем погибает в той же Чечне. До 40 тысяч человек гибнут в автокатастрофах.
Таким образом, сегодня Россию от других стран отличают низкая рождаемость и аномально высокая смертность. В развитых странах большая часть этих причин преодолена. Если в России рождаемость — на уровне развитых стран, то смертность такая же, как в развивающихся. Высокая смертность в Африке компенсируется повышенной рождаемостью, а низкая рождаемость в Европе — малой смертностью. В нашей же стране наблюдаются такие вот демографические ножницы.
Прирастем за счет мигрантов?
Наивысшая средняя продолжительность жизни в России была зарегистрирована в 1989 году и составляла 70 лет. Сейчас она равна 65 годам, причем женщины живут дольше (72 года), и чуть более 59 лет — мужчины. Но есть регионы, где эти показатели еще ниже. Например, в Тыве продолжительность жизни мужчин не превышает 50 лет, в Красноярском крае, Иркутской, Читинской областях — 56. Дольше всех живут, традиционно, в Осетии, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии.
Поэтому пока в России демографический прирост идет только за счет миграции. Но, по мнению Александра Починка, правительство должно проводить очень осторожную миграционную политику. Хотя бы потому, что на востоке, за уральским хребтом численность населения составляет всего 20 млн человек. Если принять “разрешительную” миграционную политику, то очень скоро ситуация может поменяться, население стремительно вырастет хотя бы за счет граждан китайской республики. В этом случае, можно столкнуться с весьма любопытными фактами во время избирательных кампаний. Китайцы, например, очень дисциплинированы по части посещений избирательных участков. В отличие от граждан России. И вполне возможно, что очень скоро можно будет получить совсем другую структуру власти, других губернаторов.
Правительство не спешит открывать границу с тем же Китаем, где избыточное количество населения еще и потому, что китайцам не составит труда обеспечить перевес по численности населения. Тем более что по международной конвенции любой человек может приглашать родственников. Учитывая, что в Китае всего 500 фамилий, то при желании любой гражданин Китая может привезти с собой не меньше миллиона родственников.
Нужны новые законы
Демографическая ситуация складывается таким образом, что необходимо срочно менять целый ряд основных федеральных законов. В первую очередь, это касается пенсионного и трудового законодательств. Если до 1970 года граждан трудоспособного возраста было больше 36 миллионов и только 20 миллионов пенсионеров, то в настоящее время пропорция составляет один к одному. А уже к 2016 году, по прогнозам специалистов, пенсионеров будет 39—40 миллионов человек и 20 миллионов детей и трудоспособных граждан. При действующем законодательстве для обеспечения гарантированной пенсии нужно, чтобы на двух работающих приходился один пенсионер. Подобная схема не сможет работать, когда число пенсионеров сравняется, а то и превысит число работающих. Так что изменений в пенсионном законодательстве не избежать.
Необходимо также уже сейчас думать об изменении образовательной системы. Во всяком случае, о сокращении числа вузов. Это тоже вызвано изменением демографической ситуации. Если еще 10 лет назад численность 6—7 летних детей составляла 2 млн 440 тысяч, то в 2002 году в школу пойдут 1 млн 320 ребятишек, а в 2006 — 1 млн 202 тысячи. Это означает, что очень скоро количество учащихся в школах сократится в два раза. Стало быть, через 11 лет из школ выйдут 1 млн 200 тысяч выпускников. А в российских вузах только бесплатных мест — 1 млн 400 тысяч, плюс коммерческие. С одной стороны, Россия может стать первой страной в мире, гарантирующей всем своим гражданам бесплатное высшее образование. С другой стороны, нельзя не понимать, что 600 университетов — многовато даже для такой страны, как Россия. Во всяком случае, это просто неподъемно для ее экономики.
Видимо, придется сокращать и число общеобразовательных школ, поскольку содержать полный штат учителей в сельских школах, где в классах учатся по 5—6 человек станет невыгодно. Ставка при этом будет сделана на Интернет-обучение, чтобы сельские ребятишки могли получать приличное образование.
Неизбежна и военная реформа, поскольку очень скоро сократится число молодых людей призывного возраста. Контрактная, высокопрофессиональная армия — это не только дань прогрессу, но и жизненная необходимость.
Возможно, придется пересмотреть и Уголовный кодекс. Экономически страна не в состоянии содержать более миллиона человек в местах лишения свободы. Подобное наказание должно предусматриваться только за особо тяжкие преступления; за менее тяжкие — исправительно-трудовые работы.
По предварительным прогнозам, для принятия новых законов осталось время только до 2007 года. И если они не будут приняты, или приняты без учета демографической обстановки, демографического коллапса избежать будет просто невозможно. 
Шевчук Лариса Алексеевна, газета "Городские новости" от 10.07.2001

|