НИЧТО НЕ СРАВНИТСЯ С НЕФТЯНКОЙ МОЕЙ
Автор: Калугин Евгений
Регион: Екатеринбург
Тема:  Сырьевые отрасли
Дата: 26.03.2003

Светлое будущее бюджетоопределяющей отрасли

Начало года для нефтяного рынка выглядит более чем оптимистично. Он в очередной раз доказал, что нефтегазовый сектор не просто до сих пор интересен западным инвесторам, но и способен привлечь больший объем инвестиций, чем другие отрасли.

СЕЗОН ОТКРЫТ

Начавшийся год обещает быть интересным. Информационный ажиотаж, который наблюдался в последние полгода вокруг "Тюменской Нефтяной Компании" (ТНК) оказался неслучайным. Сначала заявление о переводе в ближайшей перспективе всех своих многочисленных активов на единую акцию. Затем покупка "Славнефти" в альянсе с "Сибнефтью". Одновременно проснувшийся на рынке интерес к акциям ТНК, количество которых в открытом обращении довольно таки не велико - всего лишь несколько процентов. Выпуск евробондов на сумму 700 млн. долларов.

И вот, наконец, первый итог. Создание совместной компании с одной из крупнейших нефтяных компаний мира British Petrolium (BP) с капитализацией от 14 до 18 млрд. долл. По мнению большинства аналитиков, это серьезная заявка на новый передел нефтегазового рынка России. В результате ТНК переместилась на третью позицию по размерам запасов и добычи и получила возможность реализации своих стратегических планов, как по привлечению дополнительных инвестиций уже на более интересных условиях и в других объемах, так и в плане развертывания экспансии за пределами России - расширение рынков сбыта и приобретения новых активов.

ТРУБА ЗОВЕТ

Можно с определенной долей уверенности сказать, что это не последняя подобная новость на нефтяном рынке в этом году. Неким катализатором может стать в том числе и война в Ираке, которая увы скорее всего неизбежна. В результате военных действий на Ближнем Востоке цена на нефть в обозримой перспективе будет держаться на высоком уровне, что будет в какой-то степени подстегивать как интеграционные процессы в отрасли, так и российский экспорт "черного золота". И наши нефтяные компании к этому начинают основательно готовиться.

По мнению, Михаила Ходорковского, главы ЮКОСА, "при увеличении объемов добычи и экспорта, существующих мощностей "Транснефти" не хватит. И нам как и сейчас придется возить нефть железной дорогой". Поэтому и решили отечественные нефтяники сброситься и построить еще один нефтепровод - из Сибири в Мурманск. Это самый удобный порт для экспорта в Америку (путь короче, чем из Персидского залива). А американский рынок - это реальная перспектива увеличения сбыта примерно на 1 млн. баррелей в год. Да и до Европы не так далеко, а это еще столько же.

Но, Правительство считает, что "большая труба" должна быть государственной и поэтому строить ее должно государство. Учитывая некоторую неповоротливость бюрократической машины, да и к тому же витающей идеи строительства нефтепровода в противоположную сторону - до Находки, можно предположить, что время может быть упущено. И при снижении цены на нефть до 18 долларов за баррель увеличить свою долю на американском и европейском рынке российским нефтяным компаниям будет намного сложнее, т.к. железнодорожный тариф сведет на нет экономическую выгоду. Открытым остается и вопрос с трубой до Китая, которую собирается построить ЮКОС. По оценке все того же Михаила Ходорковского, "экспортный потенциал российской нефти в Китай составляет порядка 0,5 млн. баррелей в год".

ВСЕМУ ЕСТЬ ПРЕДЕЛ

Надо отметить, что возможности роста добычи нефти в России не беспредельны. Как считает глава ЮКОСА, "к 2005 году нефтяная промышленность выйдет на уровень 9-10 млн. баррелей в год (где-то 450-500 млн. тонн). Больше не надо, т.к. наши разведанные запасы не позволяют поддерживать уровень добычи больше 500 млн. тонн. Это позволит нам нормально амортизировать свои фонды. Кроме того, нам поставлять свыше 500 млн. просто некуда. Потребление в России остается на постоянном уровне. Кроме того, благодаря более глубокой переработке мы получаем сегодня моторное топливо, используя меньший объем нефти. Во-вторых, сейчас идет активная замена автопарка. Соответственно, расходуется меньше бензина".

Кстати, что касается будущего внутреннего рынка нефтепродуктов, то оно более-менее понятно. По мнению Владимира Попова, генерального директора "Уральской нефтяной компании" (УНК, г.Екатеринбург), "в конце концов, на рынке скоро не останется самостоятельных владельцев АЗС, все они уйдут "под крышу" той или иной крупной нефтяной компании". Обычная схема вертикально-интегрированных структур - сами добывают, сами перерабатывают, сами продают.

СВЕРДЛОВСКИЕ ЭМИРАТЫ

Свердловская область, в своем роде, также претендует на своеобразную вертикальную интегрированность. Последние несколько лет в области ведется разведка нефтяных месторождений силами двух компаний "Уралнефть" (дочерняя структура "Газпрома") и "Уральской нефтяной компании" (контрольный пакет у ТНК). Первые "разведданные" показывают, что нефть в области есть, но каковы ее запасы сказать точно никто не решается, так же, как и о предполагаемых сроках начала промышленной разработки. Хотя, по словам Александра Михайличенко гендиректора ОАО "Уралнефть", компания намерена завершить разработку и начать эксплуатацию своих месторождений в 2003 году". Но это при условии финансирования материнской структурой, т.е. "Газпромом". По мнению руководства компании, месторождения Красноуфимского района являются небольшими по запасам нефти, но перспективными с точки зрения их транспортировки и переработки на месте.

Что касается УНК, то по заявлению Владимира Попова, "весной этого года компания закончит сейсморазведку. И затем будет приниматься решение о разведывательном бурении".

Глядишь, в 2005 году из прогнозируемых Михаилом Ходорковским 500 млн. тонн добытой за год в России нефти - полтонны будут с отметкой "Сделано в Свердловской области".  

Евгений КАЛУГИН, Екатеринбург Ежемесячное информационно-представительское издание «Сделано на Урале», 24.02.2003 г.

 



Бронирование ж/д и авиабилетов через Центр бронирования.
 


Формальные требования к публикациям.
 

   Новости Клуба

   Публикации

   Стенограммы

   Пресс-конференции


RSS-каналы Клуба





Институт Экономики Переходного Периода

Независимый институт социальной политики